ОПК: без «цифры» не получится. Система управления опк Урок: Оборонно-промышленный комплекс

Сложившаяся в СССР система управления оборонно-промышленным комплексом характеризовалась жесткой централизацией партийного и государственного руководства, позволявшей за счет максимальной концентрации финансовых, интеллектуальных и материальных ресурсов в предельно сжатые сроки создавать наиболее сложные системы вооружения, шла ли речь о ракетно-ядерном оружии, атомных подводных лодках или сверхзвуковых самолетах-ракетоносцах стратегической авиации. Главной отличительной чертой созданной системы управления было наличие наделенного всеми властными полномочиями высшего органа государственного управления в лице Государственной комиссии при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам (схема 1).

Фактически руководство деятельностью оборонных отраслей носило ярко выраженный программно-целевой характер. Реализация приоритетных программ вооружения и создания важных объектов научно-производственной базы осуществлялись в соответствии с готовившимися Военно-промышленной комиссией совместными решениями ЦК КПСС и Совета Министров, по сути обеспечивавшими этим программам национальный статус.


Ход выполнения наиболее значимых проектов обсуждался на заседаниях Политбюро ЦК КПСС. Главной функцией Комиссии являлась координация деятельности всех заинтересованных министерств и ведомств в интересах безусловного выполнения поставленной задачи, решавшейся, соответственно, генеральным конструктором или генеральным директором производственного объединения. Финансирование ОПК осуществлялось по двум основным направлениям: в рамках государственного оборонного заказа (разработка, производство и ремонт ВВТ для Вооруженных Сил СССР, наших союзников и зарубежных партнеров) и по бюджетам министерств оборонных отраслей промышленности (создание и реконструкция научно-производственной базы).

Существенным недостатком советской системы управления была установка на решение поставленной задачи "любой ценой". По разным оценкам, на оборону работало от половины до двух третей экономики. Даже такая богатая страна, как СССР, не могла долго нести это непосильное бремя. Однако попытки советского руководства провести в конце 1980-х гг. "конверсию" оборонной промышленности успехом не увенчались. Для перевода специализированных военных заводов на выпуск высокотехнологичной гражданской продукции требовались колоссальные средства, которых у государства попросту не оказалось. Разразившийся в стране экономический кризис подвел под государственной программой конверсии "оборонки" жирную черту...

В начале 1990-х гг. оборонная промышленность вошла в полосу затяжного системного кризиса. Распад СССР привел к нарушению десятилетиями складывавшихся кооперационных связей оказавшихся на территории разных стран СНГ научно-исследовательских учреждений, ОКБ и серийных заводов. Так, "ОКБ Антонова" осталось на Украине, в то время как серийные заводы в России. "ОКБ Илюшина" - в России, крупнейший завод по сборке Ил-76 - в Узбекистане. Фактическое отсутствие с 1992 г. внутренних заказов, а также присоединение России к международным санкциям в отношении традиционных партнеров в совокупности с переориентацией государств Восточной и Центральной Европы на сотрудничество со странами Запада повлекли за собой прекращение серийного производства ВВТ на подавляющем большинстве российских предприятий. В условиях разрыва кооперационных связей с партнерами из бывших советских республик и фактического отсутствия государственного оборонного заказа со всей остротой проявились дезинтеграционные процессы. Проведенная без должной подготовки и осмысления приватизация привела к фактической ликвидации крупных научно-производственных объединений. Острейшая борьба развернулась за внешние заказы. Ключевые предприятия отрасли в борьбе за выживание обосабливались в надежде получить выгодный экспортный контракт.

Смена модели экономического развития с особой остротой поставила вопрос об адаптации системы управления ОПК к рыночным условиям. В этой связи уже в ноябре 1991 г. на базе 9 союзных министерств оборонных отраслей промышленности было создано Министерство промышленности России. Для управления космической отраслью было учреждено Российское космическое агентство. В сентябре 1992 г. Минпром России был преобразован в Государственный комитет РФ по оборонным отраслям промышленности, ставший своеобразным преемником Государственного комитета при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам, правда, с существенно меньшими полномочиями. В мае 1996 г. Госкомоборонпром России ликвидируется и создается Министерство оборонной промышленности РФ, просуществовавшее до марта 1997 г. Правопреемником Миноборонпрома России стало Министерство экономики РФ. В мае 1999 г. для непосредственного управления оборонными отраслями Указом президента РФ № 651 были учреждены Российское агентство по судостроению (Россудостроение), Российское агентство по обычным вооружениям (РАВ), Российское агентство по системам управления (РАСУ) и Российское агентство по боеприпасам (Росбоеприпасы) с передачей им части функций Минэкономики России. Российское космическое агентство было преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос). В мае 2000 г. Минэкономики России передало функции управления ОПК вновь созданному Министерству промышленности, науки и технологий РФ, оставив за собой формирование гособоронзаказа и мобилизационную подготовку экономики. Минпромнауки России приняло на себя ответственность за координацию деятельности пяти оборонных агентств и непосредственное управление частью предприятий.

Приходится констатировать, что адаптация системы управления оборонными предприятиями к рыночным условиям не носила системного характера. Предложения руководителей оборонных отраслей промышленности о формировании на базе отраслевых министерств крупных промышленных корпораций не были восприняты; кстати, именно по этому пути пошел добившийся впечатляющих успехов Китай. Фактически, только космическая отрасль не лишилась эффективного государственного управления, что, в конечном счете, положительно сказалось на результатах ее работы. Длившаяся на протяжении 1991-1997 гг. чехарда с переподчинением предприятий ОПК тем или иным министерствам и ведомствам только усугубляла ситуацию, предопределяя дальнейшую деградацию "оборонки". Временные "хозяева" ОПК не получали в руки реальные рычаги управления, а в условиях рыночной экономики - это достаточные финансовые ресурсы. За 10 лет реформ государству не удалось сформулировать эффективную промышленную политику. Мало того, в правительстве сам этот термин стал крамольным. Как предполагалось, острейшие проблемы ОПК решит рынок...

Только в 1999-2000 гг., с созданием Российского авиационно-космического агентства, оборонных агентств по судостроению, по обычным вооружениям, по системам управления и по боеприпасам и с формированием Министерства промышленности, науки и технологий, взявшего на себя ответственность за разработку и реализацию программы реформирования ОПК, начала воссоздаваться пусть и громоздкая, но вполне дееспособная структура государственного управления (схема 2). Наиболее слабым местом созданной к середине 2000 г. системы управления являлось отсутствие единого координирующего центра, способного увязать порой диаметрально противоположные интересы силового, финансово-экономического и отраслевого блоков правительства, осуществлявших, в той или иной мере, руководство предприятиями ОПК.


Основная задача силового блока в лице Минобороны России - обеспечение военной безопасности страны. Поддержание обороноспособности на должном уровне, пусть и минимально достаточном, требует значительных финансовых ресурсов. Главная цель финансово-экономического блока (Минэкономразвития и Минфин России) - обеспечение экономической стабильности и минимизация государственных расходов. Отраслевой блок (Минпромнауки и Минтранс России), отвечающий за состояние научно-производственной базы ОПК и транспортной инфраструктуры страны, как и силовой, заинтересован в наращивании государственных инвестиций в ОПК. Комиссия по военно-промышленным вопросам при председателе правительства РФ не в состоянии разрешить имеющиеся противоречия в силу очевидно ограниченного статуса.

И вот в рамках проводимой административной реформы весной 2004 г. предложена новая структура управления ОПК. Министерство промышленности, науки и технологий РФ и пять оборонных агентств влились, соответственно, в состав вновь созданных Министерства промышленности и энергетики, Федерального агентства по промышленности и Федерального космического агентства. Количество управленческих центров существенно сократилось. Однако на многие принципиальные вопросы ответа пока нет.

Ключевой вопрос, оживленно обсуждаемый уже несколько месяцев: способно ли государство эффективно управлять оборонным комплексом или следует передать ОПК в частный сектор? Однако нигде в мире частный сектор не управляет военным производством. Управление оборонным комплексом - одна из важнейших функций любого государства. Другое дело, на сложившемся за годы реформ российском рынке труда государство не предложило конкурентноспособную зарплату менеджерам высшего и среднего звена, в связи с чем наиболее сильные управленцы действительно оказались в частном секторе и в государственных акционерных обществах, где заработная плата как минимум на порядок выше, но это проблема иного порядка, кстати, одно из важных направлений административной реформы. Небезынтересно в этой связи заявление президента Национального общества железных дорог Франции господина Фурнье, сделанное в октябре 1990 г.: "Государственные предприятия ни в коей мере не противоречат ни понятию рыночной экономики.., ни существованию динамичного частного рынка: В конечном счете, кому принадлежит капитал предприятий - вопрос вторичный, так как больше берутся в расчет не только средства, но и эффективность работы предприятия и конечная цель политики в области развития промышленности" (Арман Бизаге. "Государственный сектор и приватизация". Издательство "Композит", 1996 г.).

Таким образом, концентрация властных полномочий государства в плане административного управления создающимися оборонно-промышленными корпорациями, управления принадлежащими государству материальными и нематериальными активами ОПК, а также программно-целевого и финансового управления в рамках оборонного заказа, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества с зарубежными странами становится по существу ключевой задачей проводимой сегодня административной реформы. Не случайно вновь и вновь озвучивается идея создания постоянно действующей Военно-промышленной комиссии при президенте РФ, призванной стать высшим государственным органом, ответственным за формирование военно-технической и промышленной политики, реформирование ОПК и системы военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами.

Что касается промышленной и структурной политики, их разработка и реализация - неотложная задача правительства, имеющего в своих руках все необходимые рычаги воздействия на экономику. Это и не утраченный еще контроль государства над высокотехнологичными отраслями ОПК, и возможность концентрации инвестиционных ресурсов госбюджета на очевидных точках роста экономики, то есть на отраслях, располагающих максимальным научно-техническим потенциалом. В кризисных и посткризисных условиях никто кроме государства не в состоянии обеспечить предельную концентрацию политической воли и материальных ресурсов на решении сложнейших задач структурной перестройки. Только государство в состоянии обеспечить достаточный приток инвестиционных ресурсов в высокотехнологичные отрасли промышленности, способные дать отдачу в среднесрочной или даже долгосрочной перспективе. Ни крупный национальный, ни западный бизнес не станут инвестировать структурные преобразования российской экономики.

Одной из приоритетных задач структурной политики государства является реформирование оборонной промышленности. Очевидно, что реформа ОПК должна базироваться на фундаментально проработанных решениях по поддержанию обороноспособности страны, по управлению производством и социальным комплексом отрасли. Настало время определить основные приоритеты развития ОПК с учетом долгосрочных потребностей Вооруженных Сил в новых вооружениях, мобилизационных потребностей государства и приоритетных направлений ВТС с зарубежными странами. В условиях ограниченного финансирования гособоронзаказа медленно решается проблема создания крупных промышленных холдингов. До сих пор не решена задача инвентаризации и передачи в создающиеся интегрированные структуры ОПК принадлежащих государству результатов интеллектуальной деятельности, что не позволяет составить представление о реальной стоимости предприятий и объединений отрасли. Актуальность решения этой проблемы многократно возрастает в связи с возможным принятием Государственной Думой РФ поправок к Закону об авиационной деятельности, предусматривающих увеличение доли участия иностранных инвесторов в капитале предприятий авиационной промышленности России до 49%. Давно пора отработать модели управления создаваемыми интегрированными структурами, определить место каждого объединения в выполнении оборонного заказа и федеральных целевых программ, что позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития новой техники, устранить параллелизм разработок, ликвидировать избыточные производственные мощности, повысить эффективность производства и конкурентноспособность продукции. Техническое перевооружение и обновление основных фондов, несомненно, должны осуществляться под конкретные программы создания ВВТ новых поколений.

С перевооружением армии и флота Россия подходит к критической черте, за которой последует неконтролируемое сокращение вооружений в войсках. Если с 2005 г. не увеличить финансирование национальной обороны до 3,5-4% ВВП, для поддержания минимального уровня обороноспособности страны в 2010-2015 гг. придется наращивать этот показатель как минимум до 5-6%. Вне всякого сомнения существенный рост инвестиционных расходов государства практически невозможен при сохранении профицитного бюджета и отказа от практики умеренного наращивания (с учетом темпов экономического роста) государственных заимствований. Таким образом, напрашивается вывод о необходимости существенной корректировки экономической и бюджетной политики государства с целью возвращения России на путь индустриального развития и перехода к социально-ориентированной модели рыночной экономики, поскольку переход к постиндустриальному обществу возможен, скорее всего, после посткризисного восстановления промышленной базы.

Первые шаги нового правительства внушают оптимизм. Есть надежда на то, что обновленное Федеральное Собрание РФ уделит больше внимания законодательному обеспечению развития оборонной промышленности, тем более что, по заявлению председателя Совета Федерации Сергея Миронова, "сама важность задачи реформы управления оборонной промышленностью, в том числе и реформы законодательства, регулирующего эту сферу, очевидна".

(Материал по структуре и функциям Федерального агентства по промышленности будет опубликован в одном из ближайших номеров "ВПК").

Предназначена для тепловой обработки молока при производстве кисломолочных продуктов. Она состоит из пластинчатого аппарата, уравнительного бака с клапанно-поплавковым устройством, стабилизатора потока, бойлера, инжектора, сепаратора-молокоочистителя, выдерживателя емкостного типа, центробежного насоса для молока, центробежного насоса для воды, пульта управления с автоматическими приборами контроля, регулирования, регистрирования, автоматического клапана возврата молока.

Пластинчатый аппарат имеет четыре секции: регенерации 1 и 2, пастеризации и нагрева. Секции собраны из теплообменных рифленых пластин. Каждая секция изолирована одна от другой разделительной плитой. Пластины и плиты подвешены на верхней несущей штанге, а нижняя штанга служит для них направляющей. Герметичность в аппарате создается за счет поджатая пластин зажимными устройствами. На станине, нажимных и разделительных плитах имеются штуцера для входа и выхода продукта и рабочих жидкостей. Контроль, регулирование и регистрирование параметров технологического процесса осуществляются приборами автоматики. Сырое молоко из емкости для хранения поступает в уравнительный бак, который снабжен клапанно-поплавковым регулятором, обеспечивающим постоянный уровень. Затем сырое холодное молоко электронасосом подается в секцию регенерации где нагревается пастеризованным горячим молоком до 55--60 °С и поступает в сепаратор-молокоочиститель (А1-ОЦМ-5). После очистки в сепараторе-молокоочистителе молоко поступает в секцию регенерации 2 и затем в гомогенизатор. После него молоко возвращается в секцию пастеризации, где нагревается горячей водой до 90-95 °С. Молоко, нагретое до температуры пастеризации, направляется через автоматический клапан возврата в выдерживатель, проходит его за 300--400 с и подается электронасосом на охлаждение в секции регенерации 7 и 2 и далее в секции нагрева, где температура молока доводится до оптимальной -- 20-50 °С.

Таблица 1.3. Техническая характеристика пластинчатой пастеризационно-охладительной установки для молока при производстве кисломолочных продуктов

Показатель

Производительность л/ч

Температура молока, поступающего в аппарат

Температура пастеризации

Температура охлаждения

Коэффициент регенерации теплоты, %

Расход пара, кг/ч

Температура хладоносителя, °С

Кратность хладоносителя

Рабочее давление в аппарате, кПа

Число пластин в секциях:

регенерации 1

регенерации 2

Пастеризации

Охлаждения

Общее число пластин в аппарате

Установленная мощность, кВт

Площадь, занимаемая установкой, м 2

Масса, кг

Рис 1.6 Технологическая схема пластинчатой пастеризационно-охладительной установки для кисломолочных продуктов А1-ОПК-5: 1 -- уравнительный бак; 2 -- насос для молока; 3 -- пластинчатый аппарат; 4--сепаратор-молокоочиститель; 5--гомогенизатор; 6 -- автоматический клапан возврата молока; 7-- выдерживатель; 8-- насос для молока; 9 -- инжектор; 10-- насос для горячей воды; 11 -- бойлер; 12-- автоматический клапан циркуляции молока; -- --молоко; 1г -- вода горячая; 1х-- вода холодная; г -- пар

Большим недостатком этого пастеризатора является отсутствие в его конструкции автоматического клапана, который возвращает молоко в уравнительный бак при пуске установки и в случае падения температуры пастеризации ниже 90 °С. Также у него малая производительность, что не позволяет увеличить производительность линии .

ОПК-2 предназначен для гранулирования травяной муки, комбикормов, брикетирования сечки и смесей на основе грубых и комбинированных кормов. В соответствии с назначением комплекты ОПК-2 представляются в трех модификациях: ОПК-2 – универсальный; ОПК-2-1 – для гранулирования; ОПК-2-2 – для брикетирования кормов. Возможность универсального использования ОПК-2 достигается за счет сменных рабочих органов пресса.

Оборудование (рис. 33) состоит из накопительного бункера 21 с загрузочным шнеком 1 , дозатора 3 , пресса-гранулятора 6 , смесителя-питателя 5 с системой ввода пара и воды 4 , циклонов 15 , 19 с вентиляторами 13 , 16 , 18 , нории 8 для подачи готового продукта, охладительной колонки 11 с камерами предварительного 12 и окончательного 10 сортирования и др.

Для гранулирования травяная мука загрузочным шнеком 1 подается в накопительный бункер 21 , из бункера – в смеситель-питатель 5 , в котором увлажняется водой или паром, интенсивно перемешивается и непрерывно поступает в прессовальную камеру гранулятора 6 . Здесь корм затягивается между вращающимися матрицей и прессующими вальцами и продавливается через радиальные отверстия кольцевой неподвижной матрицы, где под действием большого давления формируются гранулы. Выдавленные из отверстий гранулы обрезаются ножами, направляются к выгрузной горловине кожуха и далее ленточным транспортером 7 подаются в норию 8 . Нория загружает гранулы в охладительную колонку 11 . В камере предварительного сортирования 12 13 , от них отделяются пылевидные частицы. Крошка и несгранулированный корм отделяются в камере 10 воздушным потоком, создаваемым вентилятором 18 . Все эти мелкие фракции оседают в циклоне 19 , из которого через шлюзовой затвор шнековым транспортером 20 возвращаются в накопительный бункер 21 и поступают на повторное гранулирование. Готовые гранулы из охладительной колонки через камеру окончательного сортирования выгружаются в транспортное средство или в накопительную емкость.

При брикетировании кормовых смесей из сечки, соломы, комбикорма и добавок соломенную сечку вводят в поток травяной муки через шлюзовой затвор заборника 17 . Из циклона 15 транспортер 14 подает массу в смеситель-питатель 5 .

Таблица 6

Техническая характеристика оборудования
для гранулирования травяной муки и комбикормов



Оборудование ОПК-2 работает в комплекте с агрегатом приготовления витаминной травяной муки производительностью 1,5 т/ч.

Кроме оборудования ОГМ-1,5 и ОПК-2 выпускаются грануляторы ОГМ-0,8А и комплект ОПК-3, которые отличаются в основном производительностью (табл. 6).

Рис. 33. Технологическая схема оборудования для гранулирования

и брикетирования кормов ОПК-2:

1 – загрузочный шнек; 2 – накопительная емкость; 3 – дозатор; 4 – система отвода пара и воды; 5 – смеситель-питатель; 6 – пресс-гранулятор; 7 – ленточный транспортер; 8 – нория; 9 – вибровыгружатель; 10 – камера окончательного сортирования; 11 – охладительная колонка; 12 – камера предварительного сортирования;

13, 16, 18 – вентиляторы; 14 – транспортер резки; 15, 19 – циклоны; 17 – заборник; 20 – шнековый транспортер;

21 – накопительный бункер

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность приготовления витаминной травяной муки и каковы достоинства и недостатки этого способа заготовки кормов?

2. Какие варианты подготовки сырья к сушке вы знаете и в чем они состоят?

3. Назовите достоинства и недостатки вариантов подготовки сырья к сушке.

4. Расскажите об устройстве агрегата АВМ, его технологическом процессе.

5. Расскажите об устройстве моторной установки, сушильного барабана, дробилки и циклонов.

6. Каков порядок запуска агрегата в работу?

7. Как настроить машину для сушки фуражного зерна?

8. Как затаривать и хранить готовую муку?

9. Каковы назначение и устройство гранулятора?

10. Каковы преимущества гранулированного и брикетированного корма?

11. Расскажите о технологическом процессе работы гранулятора.

12. Расскажите об общем устройстве и рабочем процессе агрегата типа ОПК-2.

13. Назовите основные правила техники безопасности при работе на агрегатах АВМ и грануляторах.

14. Назовите основные правила пожарной безопасности при работе на оборудовании для приготовления ВТМ.

Электрическая схема управления ОПК-2 предусматривает включение и отключение шестнадцати асинхронных электроприводов механизмов, их защиту и сигнализацию о нор­мальных и аварийных режимах (рис.23.2). Для облегчения пуска двигателя М15 пресса, мощ­ность которого составляет 90 кВт, предусмотрено его переключение по схеме со "звезды" на "треугольник". Суммарная мощность остальных 15 двигателей не превышает 50 кВт. Элек­тродвигатели к сети подключаются автоматами QF1... QF15, цепи управления защищены ав­томатами SF16 и SF17.

Пускает и останавливает электроприводы оператор при помощи кнопочных постов SB1...SB20, для экстренного отключения всего оборудования предназначена кнопка SB.

Режим работы выбирают при помощи переключателя SF2: в положении 1 - "Смеси" рабо­тают все электродвигатели и брикетируют кормовые смеси, в положении 2 - "Сечка" брикети­руют травяную сечку, в положении 3 -"Мука" гранулируют травяную муку или комбикорм. Этим же переключателем переводят схему в режим наладки (на рис.2 цепи переключателя, используемые при наладке, а также цепи сигнализации не показаны).

Переключателем SA1 устанавливают вид увлажнения при прессовании корма: положение 1 - "Вода", 2 - "Пар". Тумблером S и реле KV2 включают и отключают вторичные цепи. Пере­ключателями SA4 и SA6 устанавливают ручной или автоматический режимы работы соответст­венно вибровыгружателя 17 спрессованного корма и вентиля YA3, подающего воду на увлаж­нение корма до 17%.

Уровень исходного сырья в бункере 4 и готового корма в охладителе 15 контролируется бесконтактными датчиками SL3...SL6 (конечные выключатели типа БВК-24), уровень воды в баке для увлажнения - электродными датчиками верхнего SL1 и нижнего SL2 уровня. Пуск и останов ОПК-2 осуществляет оператор в последовательности, показанной на временной диа­грамме (рис.3). Перед пуском включают все автоматы, набирают переключателями SA задан­ный режим работы отдельных узлов, а затем кнопочными постами поочередно включают агре­гаты. Например, при гранулировании корма ставят: SA3 - в положение 3 - "Мука", SA1 - в положение 1 - "Вода", SA4 и SA6 - в положение А, SA5 - в положение В, соответствующее транспортированию крошки транспортером 5 в бункер 4. Включают тумблером S реле KV2, которое запитывает остальные цепи управления и сигнализации. При этом открывается элек­тромагнитный вентиль воды YA3. Затем кнопками SB4, SB2, SB14, SB20, SB16, SB8 и SB10 последовательно включают соответственно вертикальный шнек бункера 4, шнек загрузки 2, норию 18 и транспортер брикетов 19, пресс 20, дозатор 3, транспортер 8 крошки и вентилятор 6 сортировки, вентилятор 11 охладителя. Электродвигатель М15 пресса при помощи реле вре­мени КТ вначале магнитным пускателем КМ16 включается по схеме "звезда", а затем маг­нитным пускателем КМ17 переключается на схему "треугольник". Блок - контактами КМ17.3 включается магнитный пускатель КМ14 электропривода обламывателя гранул.

Рисунок 2.2 – Электрическая принципиальная схема управления оборудованием ОПК-2

После пуска при помощи заслонки дозатора 3 и вентилей воды вручную устанавливают по амперметру РА номинальную загрузку пресса 20.

Если по каким-то причинам уровень сырья в бункере 4 превышает заданное значение, то срабатывает датчик уровня SL6 и выключает реле KV11,которое отключает шнек загрузки 2. При снижении уровня этот же датчик выдает импульс на повторное включение шнека 2.

При заполнении гранулами охладителя срабатывают датчики уровня гранул вначале SL4, а затем SL3. Последний через реле KV8 и KV5 включает привод вибратора выгружателя 17. Разгрузка гранул вибратором продолжается до снижения уровня гранул, при котором дат­чик SL4 через реле KV9 отключает вибратор.

Уровень воды в баке поддерживается при помощи электродных датчиков SL1 и SL2, реле KV7 и электромагнитного вентиля YA3.

Отключают оборудование после закрытия вручную заслонки дозатора 3 и вентиля увлаж­нителя. Кнопками SB9, SB7, SB15, SB1, SB3, SB19, SB13 отключают соответственно вентиля­тор охладителя, транспортер крошки и вентилятор сортировки, дозатор, шнек загрузки, шнек бункера, пресс, норию, соблюдая такую последовательность.

При брикетировании травяной сечки или кормосмеси упомянутыми выше переключателями набирают соответствующий режим и кнопками управления включают агрегаты в следующем порядке: шнек бункера 4, шнек загрузки 2, нория 18, пресс 20, транспортер сечки 8, затвор и вентилятор 9 сечки, затвор соломы 12, транспортер крошки, вентилятор 6 сортировки и вентилятор 11 охладителя. Электродвигатель М15 соединен с прессом через предохранительную муфту со штифтами, которые при попадании твердых предметов в пресс срезаются. При этом срабатывает конечный выключатель SQ2 и отключает электропривод пресса. Если смеситель-питатель 22 забивается сечкой, то от давления сечки срабатывает конечный выключатель SQ1 и отключает транспортер сечки 8.

помещений, обеспечение лучшей сохранности и поедаемости кормов животными.

Оборудование прессования кормов ОПК-2 производительностью 2 т/ч позволяет гранулировать и брикетировать комбикорма и травяную муку, сечку травы и кормовые смеси (рис. 1).

Рис. 1. Технологическая схема процесса прессования кормов оборудованием ОПК-2

Гранулируемый корм горизонтальным шпеком 2 и вертикальным шнеком загружается в накопительный бункер 4, из которого дозатором 3 выводится в смеситель-питатель 22 пресса 20. Одновременно в корм вводятся или вода в дозатор 3 из бака 1 или пар в смеситель 22 из паропроводов 21. Увлажненный корм непрерывно вводится и пресс 20 и продавливается в радиальные отверстия кольцевой неподвижной матрицы, формируя гранулы. Выдавливаемые гранулы обламываются вращающимся обламывателем и транспортируются ленточным транспортером 19 и норией 18 через камеру предварительного сортирования 14 в охладительную колонку 15. Гранулы охлаждаются воздухом, умываемым вентилятором 11. По мере накопления в охладительной колонке 5 гранулы выгружаются вибровыгружателем 17 через камеру окончательного сортирования 16 на затаривание. Крошка и несгранулированный корм в камеpax 14 и 16 отделяются от гранул воздушным потоком, создаваемым вентиля-тором 6, и через циклон 7 возвращаются транспортером 5 в бункер 4. При брикетировании корма травяная сечка из сушильного агрегата засасывается вентилятором 9 через заборник 13 и накапливается в циклоне 10, а затем через шлюзовой затвор подается транспортером 8 в смеситель-питатель 22. В этом случае вода вводится в выгрузную горловину транспортера 8. Дальнейший путь брикетов - через пресс и далее аналогичен пути гранул. Непрессованный корм и крошка возвращаются через циклон 7 на транспортер 8. Через шлюзовой затвор 12 в травяной корм можно добавлять соломенную сечку. При брикетировании кормовых смесей комбикорм в пресс полается транспортером 2, травяная сечка и соломенная сечка - транспортером 8.

Электрическая схема ОПК-2 предусматривает включение и отключение шестнадцати асинхронных электроприводов механизмов, их защиту и сигнализацию о нормальных и аварийных режимах работы, схема электрическая принципиальная представлена на рисунке 2. Для обеспечения пуска двигателя М15 пресса, мощность которого составляет 90 кВт, предусмотрено его переключение по схеме со «звезды» на «треугольник». Суммарная мощность остальных 15 двигателей не превышает 50 кВт. Электродвигатели подключаются к сети электрического питания автоматами QF1-QF15, цепи управления защищены автоматами SF16-SF17.

Пускаем и останавливаем электроприводы оператор при помощи постов кнопочных SB1-SB20 для экстренного отключения всего оборудования предназначена кнопка SB.

Режим работы выбирают при помощи переключателя SA2 в положении 1 - «Смеси» работают все электродвигатели и брикетируют кормовые смеси, в положении 2 - «Сечка» брикетируют травяную сечку, в положении 3 - «Мука» гранулируют травяную муку или комбикорм, временная диаграмма работы установки приведена на рисунке 3. Этим же переключателем переводят схему в режим наладки.

Переключателем SA1 устанавливают вид увлажнения при прессование корма: положение 1 - «Вода», 2 - «Пар». Тумблером S и реле KV2 включают и отключают вторичные цепи. Переключателем SA4 и SA6 устанавливают ручной или автоматический режимы работы вибровыгружателя 17 прессованного