Практические задания. «Профессиональная этика Практические задания по профессиональной этике юриста

Гуманитарная академия переподготовки работников социальной сферы (МИСАО)

Программа профессиональной переподготовки
Психологическое консультирование и психодиагностика (620) New

Дисциплина: Профессиональная этика в работе психолога
Практическое задание 1, Модуль 1. Профессиональная этика, ценности и этические проблемы в деятельности психолога

Выполнил:
слушатель Пашнина СветланаДмитриевна
Преподаватель:
Сытько Тамара Ивановна

Москва – 2017
Задание 1. Этикет в работе психолога-практика.

1 Вопрос: Как соотносятся понятия «профессиональная этика» и «профессиональный этикет».

Профессиональная этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а такжевзаимоотношения людей в трудовой деятельности. Профессиональная этика является результатом развития морального самосознания профессиональных сообществ -цехов, гильдий, мастерских и т.п. в их стремлении поддерживать как в своей среде, так и в обществе доверие и уважение к деятельности специалистов и к ним самим.
Содержанием профессиональной этики являются:
♦ нормы поведения, предписывающиеопределенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые являются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности;
♦ обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.
Профессиональная этика как составная часть морали основывается на ее общих принципах и установках, но рассматривает их с позиций специфических проблем в различных видах трудовойдеятельности.

Этикетом называется совокупность норм и правил, регулирующих социальное и профессиональное поведение.
Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Однако он определяет лишь формальную сторону общения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться воспитанным человеком. Поведение в обществе не может не опираться на общиепринципы и нормы морали.
Этикет (среди специалистов по этике) традиционно понимается как застывшая норма морали, и в каждой профессии существует свой этикет. Это, например, традиционные приветствия покупателей и клиентов продавцами и другими представителями сферы
услуг.
Следовательно, этика и этикет взаимосвязаны: этика рассматривает моральные проблемы в более широком плане, а этикетконкретизирует этические стандарты и нормы. Каждая проблема, связанная с этикетом, не может решаться вне этических наставлений.

2 Вопрос: Разработайте памятку профессионального этикета практического психолога.

ПАМЯТКА ЭТИКЕТА ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА.

Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особыхпринципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности.
1)Принцип профессиональной компетентности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.
Психолог формулирует выводы и рекомендациизаказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.
2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Главный этический принцип психолога - "не навреди". Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальномуположению, интересам человека.
3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Он должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными,...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МАМИ»

Тарко Г.Н.

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Пособие для практических занятий

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей

Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

Рецензенты: проф., к.п.н. кафедры «Иностранные языки» Е.С. Коплякова, доцент, к.ф.э. кафедры «Экономическая теория» Д.Я. Лаптева

Работа подготовлена на кафедре «Русский язык».

Практикум по дисциплине «Этика делового общения»: Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения / Тарко Г.Н. - М., 2011г. – 75 с.

Методические указания предназначены для практических занятий со студентами-магистрантами 1 года обучения нефилологических специальностей по курсу «Этика делового общения». Пособие включает 7 тем, в каждой из которых рассматриваются наиболее существенные теоретические положения и предлагаются задания как обучающего, так и творческого характера.

Тарко Г.Н.МГТУ «МАМИ», 2011

I. ЭТИКА И ЭТИКЕТ

1. Выберите правильное определение понятий этика и этикет и

впишите эти определения

Этика - это………………………………………………………………

Этикет - это……………………………………………………………..

Справочный материал

1. Нравственность, нравственные убеждения, мораль, а также наука о морали.

2. Правила поведения и общения людей, принятые в данном

обществе

2. Объясните значение фразеологизмов. Как они связаны с требованиями этикета?

Фразеологические словосочетания

Их значение

Положа руку на сердце

Бить поклоны

Бить челом

Бросать перчатку

Поворачиваться спиной

Красивый жест

Гладить по головке

Гладить против шерсти

Указать на дверь

Указать свое место

Поставить на место кого-либо

Стукнуть кулаком по столу

Смотреть в глаза (кому)

Смотреть в рот (кому)

Крутить носом

Надувать губы

Разводить руками

Надувать щеки

Цедить сквозь зубы

3. Согласны ли вы с утверждением Оскара Уайльда: «Хорошие манеры важнее добродетели»?

Объясните свою позицию.

4. Запишите известные вам формулы, выражающие просьбу,

благодарность, несогласие с кем-либо, отказ кому-либо в чем – либо. Сравните их с материалом, данным в Приложении.

1. Просьба

2. Благодарность

3. Несогласие

4. Отказ

5. Прочитайте несколько афоризмов из книги Л.Н. Толстого «Путь жизни». Какие правила речевого поведения рекомендует великий писатель? Согласны ли вы с ним? Изложите письменно свое мнение.

1) Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей и служит вражде и ненависти.

2) Не хвали себя, не осуждай других и не спорь.

3) Не слушайте никогда тех, кто дурно говорит о других и хорошо, о

4) Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться и со словом. Слово может не только убить, но и сделать зло хуже смерти.

6. Прочитайте данные высказывания. Подчеркните то из них, с которым вы согласны.

Аргументируйте свою позицию

1) Этикет - это пустая формальность. Этикет - это важная сторона жизни общества.

2) Деловой этикет необходим в любой сфере деловых

отношений.

Деловые отношения не нуждаются в каком-либо этикете, т.к.

главное в таких отношениях - само дело, а не форма.

Познакомьтесь с некоторыми этикетными правилами

7. Продолжите данные высказывания, содержащие советы, как нужно вести себя за столом. Впишите их вместо точек.

1) Садясь за стол, обратите внимание на свою осанку. Нужно сидеть……………………………………………………………………………

2) Ваши локти могут мешать соседям, поэтому

……………………………………………………………………………………

3)Если вы наклоняетесь над тарелкой, это выглядит некрасиво.

Значит……………………………………………………………………………

4) Полотняную салфетку кладут………………………………………, а

бумажной салфеткой……………………………………………………..……..

5) Закончив еду, полотняную салфетку кладут…………………………

6) Во время еды нож держат в…………………………………………...

7) На слишком горячую пищу нельзя……………………………...…...

8) С общего блюда нужно брать кусок, который лежит………………..

9) Не тянитесь за нужным вам предметом через…………………...…..

Попросите вам его………………………………………………………...

10) Если во время еды вы делаете перерыв, положите приборы так,

как вы их………………………………………………………………………….

11) Если вы положили приборы на тарелку параллельно друг другу, это означает, что вы……………….. и можно их……………………………...

12) Если вы уронили нож или вилку, не старайтесь………………………., а попросите…………………………...……

Какими бы правилами еще вы дополнили данный список?

8. С какими словами вы обратитесь к тому или тем, кого хотите обогнать или обойти? Сравните свой ответ с материалом, данным в Приложении

Искусству вежливости в деловом общении и правилам поведения в коллективе нужно учиться.

9. Данные утверждения неверны. Сформулируйте правила поведения

в коллективе и запишите их справа.

1) Поступив на работу, ведите себя так, как вы привыкли.

2) Спорьте по каждому поводу, раздражайтесь, если вам что-то не нравится, этим вы показываете свою самостоятельность.

3) Не слушайте собеседника, учитывайте

только собственное мнение, это важно для самоутверждения.

4) Пунктуальность утомительна, поэтому поступайте так, как вам удобнее.

5) В рабочем помещении говорите громко, чтобы всем было слышно

6) Прерывайте собеседника: всех не переслушаешь.

7) Никогда не признавайте свои ошибки, зачем заниматься самокритикой?

8) Спокойно зевайте во время разговора с сослуживцами: пускай почувствуют ваше отношение к их мнениям.

9) Задавайте интимные вопросы своим коллегам: ведь интересно все обо всех знать.

10) Если очень нужно, то можно шептаться с кем-либо в присутствии других.

11) Раскачивайтесь на стуле, если нужно расслабиться.

12) Пользуйтесь духами с сильным запахом: это всем приятно.

13) Носите как можно больше разных украшений. Это привлечет к вам всеобщее внимание.

10. Объясните, как вы понимаете значение слов такт , тактичность . Приведите примеры бестактного, с вашей точки зрения, поведения.

11. Согласны ли вы с мнением Льва Толстого: «Ты можешь быть умным, ты можешь быть глупым, но тактичным ты быть обязан»? Почему?

Объясните свою позицию.

12. Что такое деликатность ? Приведите примеры деликатного поведения.

13. Прочитайте данный материал. Какие четыре из названных групп качеств вы хотели бы иметь сами, а какие четыре - предпочитали бы видеть у других людей? Проанализируйте результаты своего выбора.

Особенности поведения,

Для других

качества личности

Решительность

Уверенность

Выдержка

Уравновешенность

Целеустремленность

Сила воли

Терпимость

Доброжелательность

Человечность

Честность

Порядочность

Взаимопонимание

Сочувствие

Щедрость

Желание помогать другим

14. Согласны ли вы с советом: « Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой»?

Объясните свою позицию.

15. Какие прилагательные соответствуют следующим значениям:

1) Отличающийся обостренным самолюбием, чванливый, спесивый, жадный до почестей.

2) Странный, необычный, не соответствующий общепринятым обычаям, моде.

3) Развязный, неуместно непринужденный.

4) Почтенный, уважаемый, достойный.

Сравните свои ответы с материалом, данным в Приложении.

16. Выберите правильное значение слова одиозный (одиозная

личность).

1) Неприятный, вызывающий к себе отрицательное отношение.

2) Услужливый, предупредительный, внимательный к окружающим.

(См. Приложение)

17. Прочитайте данный текст, в котором затрагиваются вопросы служебного этикета. Выскажите свое отношение к поднятой проблеме.

- Босс запретил нам обращаться друг к другу на «вы». Даже к нему самому,- поведала мне сотрудник компании, торгующей иномарками.

- Я поначалу краснела, когда приходилось ему тыкать: он седой весь. Теперь научилась обходиться совсем без местоимений.

- А к клиентам как?

К клиентам, понятное дело, только на «вы».

Нетипично, но все же. Быть может, жизнеспособные культурные нормы родятся из корпоративной этики?

Однажды наблюдал такую сцену в коммерческом банке.

Молодой, можно сказать, юный управляющий заходит в комнату, где сидит средних лет сисадмин.

Ты мне принтер починишь?

Так я тебе другой подключил,- отвечает сисадмин, оторвавшись от аськи, и тут же, заикаясь, исправляется: Я вам другой подключил, Максим Евгеньевич.

В этом банке не практикуется демократическое тыканье. Только сверху вниз. Нам тыкает начальник, с которым можно только на «вы» и только очень ласково.

У паспортисток, секретарей, мэров, начальников ЖЭУ получаем новую порцию демократического «ты». Все встает на свои места: выкать нужно боссу (из консервативных), государству и - пока еще-старикам.

18. Согласны ли вы с утверждением: «Вежливостьэто экономическая категория»? Обоснуйте свою позицию.

Самый важный этап поиска работы – личная встреча с менеджером по персоналу или работодателем. Как следует вести себя во время собеседования, чтобы получить место? Что можно и чего нельзя делать?

19. Прочитайте текст, в котором речь идет об этикетных правилах на собеседовании при приеме на работу. Поделитесь собственным опытом, если вам приходилось бывать в подобных ситуациях. Делали ли вы ошибки?

Плохие манеры? «Лети», как фанера……..

(Как правильно вести себя на собеседовании?)

1) Узнайте о компании как можно больше, подготовьте список вопросов, на которые хотите получить конкретные ответы. Если с вами говорят уклончиво, о роде деятельности фирмы пока ничего не сообщают, назначают встречу не в офисе, а в фойе гостиницы, то велика вероятность того, что вы имеете дело с так называемым «сетевым маркетингом». Если же в компании выдвигают четкие и ясные требования к соискателю, подробно говорят об условиях работы, сфере деятельности, то можно смело отправляться на встречу.

2) Тщательно продумайте, в чем прийти. Не стоит приходить на собеседование в майке (даже летом) или в открытом платье,а уж тем более в шлепанцах или сандалиях. В любом случае оптимальным выбором будет деловой стильэто придаст вам солидности.

4) Приходите на встречу минут за 10-15 до назначенного времени. Опаздывать ни в коем случае нельзя! Если вы безнадежно застряли в пробке, перезвоните и извинитесь за опоздание.

5) Подготовьте все необходимые документы, сложите их в прозрачную папку (файл). Бумаги должны быть у вас под рукой, а не в глубине сумки, откуда их не так-то просто вытащить. С собой необходимо взять паспорт, резюме, вузовский диплом, документы о дополнительном образовании (справки, свидетельства, сертификаты), рекомендации.

6) Возьмите с собой журнал или газету, чтобы было чем заняться во время возможного ожидания.

7) Обязательно поздоровайтесь с интервьюером, назовите себя, держитесь солидно и уверенно, но без развязности. Не кладите нога на ногуэто далеко не всем нравится.

8) Внимательно слушайте вопросы, не перебивайте, отвечайте уверенно

и полно, но без многословия. Будьте правдивы – ложь всегда заметна. Если столкнетесь с необходимостью дать о себе негативную информацию, не отрицайте факты, которые очевидны и легко проверяемы, лучше постарайтесь скомпенсировать их положительными данными о себе.

«Задания по профессиональной этике юриста»

/ Общее право
Контрольная,

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ.

Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на [email protected]

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на сайт»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

ВКР / дипломные работы от 5 тыс. руб.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

С уважением, Марина Самойлова, сайт

Семинар № 1: Тема 1. Профессиональная этика юриста: нравственные основы

А. Вопросы для обсуждения

1. Нравственные основы поведения человека.

2. Основные категории этики: справедливость, нравственный долг, честь, достоинство.

3. Особенности нравственного поведения и оценки человека в зависимости от особенностей его личности, характера и постоянной (профессиональной) деятельности, а также социального окружения.

4. Признаки отдельных видов профессиональной этики.

5. Нравственные принципы и моральные законы, существующие в обществе как критерии принятия решения юристом-профессионалом.

6. Соотношение целей и средств в юридической деятельности.

Б. Кейс – задание

В. Эссе

Г. Тест

Семинар № 2:

Тема 2. Особенности профессии юриста: нравственно-правовые конфликты

А. Вопросы для обсуждения

1. Важнейшие особенности профессии юриста.

2. Особенности отдельных видов юридических профессий (судьи, нотариуса, адвоката, сотрудника правоохранительных органов).

3. Соотношение права и морали, соотношение права и закона.

Б. Кейс – задание

В. Эссе

Семинар № 3: Тема 2. Особенности профессии юриста: нравственно-правовые конфликты

Тема 2. Особенности профессии юриста: нравственно-правовые конфликты

А. Вопросы для обсуждения

1. Нравственно-правовые конфликты в профессиональной деятельности юриста: юрист – клиент; юрист – общество; юрист – государство; юрист – юрист.

2. Выбор юристом-профессионалом варианта поведения в ситуациях противоречия морали и права.

Б. Тест

Семинар № 4:

Тема 3. Профессиональная деформация юриста

А. Вопросы для обсуждения

1. Сущность и содержание понятия "профессиональная деформация".

2. Пути преодоления профессиональных деформаций.

3. Практические рекомендации по сохранению профессиональной работоспособности

Б. Эссе

В. Тест

Семинар № 5:

Тема 4. Профессиональная этика судьи.

А. Вопросы для обсуждения

1. Особенности профессии судьи.

2. Источники, содержащие профессиональные этические нормы и принципы, определяющие поведение судьи в ходе осуществления правосудия и во внеслужебное время.

3. Правила профессионального поведения судьи в ходе осуществления правосудия.

Семинар № 6: Тема 4. Профессиональная этика судьи

Тема 4. Профессиональная этика судьи.

А. Вопросы для обсуждения

1. Правила внеслужебного поведения судьи.

2. Дисциплинарная ответственность судей: основания и механизм привлечения.

Б. Эссе

Семинар № 7:

Тема 5. Профессиональная этика сотрудника правоохранительных органов

А. Вопросы для обсуждения

1. Особенности профессии юриста – сотрудника правоохранительных органов.

2. Источники, содержащие профессиональные этические нормы и принципы, определяющие поведение сотрудника правоохранительного органа в ходе осуществления служебных полномочий и во внеслужебное время.

3. Правила профессионального поведения сотрудника прокуратуры в ходе осуществления общенадзорной деятельности и в ходе поддержания государственного обвинения в суде.

4. Правила профессионального поведения сотрудника органов внутренних дел.

Б. Кейс – задание

Семинар № 8: Тема 5. Профессиональная этика сотрудника правоохранительных органов

Тема 5. Профессиональная этика сотрудника правоохранительных органов

А. Вопросы для обсуждения

1. Правила профессионального поведения следователя в уголовном процессе.

2. Допустимость тактических приемов, используемых в следственной практике, направленных на признание обвиняемым своей вины.

3. Правила внеслужебного поведения сотрудника правоохранительного органа.

4. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов.

Б. Тест

В. Эссе

Семинар № 9: Тема 6.

Тема 6.

А. Вопросы для обсуждения

1. Особенности профессии адвоката.

2. Источники, содержащие профессиональные этические нормы и принципы, определяющие поведение адвоката в ходе осуществления адвокатской деятельности и во внеслужебное время.

3. Правила профессионального поведения адвоката: по характеру отношений (адвокат – доверитель, адвокат – общество, адвокат – государство, адвокат – адвокат) и по связи с поручением (в части принятия поручения, исполнения поручения, прекращения поручения).

4. Правила внеслужебного поведения адвоката.

5. Дисциплинарная ответственность адвокатов.

Б. Кейс – задание

В. Эссе

Семинар № 10: Тема 7.

Тема 7.

А. Вопросы для обсуждения

1. Особенности профессии нотариуса.

2. Источники, содержащие профессиональные этические нормы и принципы, определяющие поведение нотариуса в ходе осуществления профессиональной деятельности и во внеслужебное время.

3. Правила профессионального поведения нотариуса.

4. Правила внеслужебного поведения нотариуса.

5. Дисциплинарная ответственность нотариусов.

Б. Эссе

В. Кейс – задание

Семинар № 11:

Тема 8. Профессиональная этика представителей иных юридических профессий

А. Вопросы для обсуждения

1. Особенности профессии и профессионального поведения юриста (юрисконсульта) – сотрудника коммерческой организации.

2. Особенности профессии и профессионального поведения юриста (государственного служащего) – сотрудника органа государственной власти (государственной организации).

3. Особенности профессионального поведения студента-юриста в ходе прохождения производственной практики, работы в юридической клинике.

Б. Кейс – задание

В. Эссе

Семинар № 12:

Тема 9. Профессиональное общение юриста

А. Вопросы для обсуждения

1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста.

2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения.

3. Наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуального) общения юриста

Семинар № 13: Тема 9. Профессиональное общение юриста

Тема 9. Профессиональное общение юриста

А. Кейс – задание

Б. Тест

В. Эссе


4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕМ

Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса профессиональная этика, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации.

В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов, изучающих профессиональную этику, являются:

во-первых, продолжение изучения профессиональной этики в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем;

во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе.

Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются:

Изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям, к экзаменам и зачетам, при написании курсовых и дипломных работ.

Самостоятельная работа студентов должна быть организована с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Работа студента в аудиторных и во внеаудиторных условиях по проблематике должна максимально совпадать.

Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются семинарские и практические занятия, а также еженедельные консультации преподавателя.

При подведении итогов самостоятельной работы по написанию рефератов преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков. По предложению преподавателя студент может изложить содержание выполненной им письменной работы на практических и семинарских занятиях.

Подготовка рефератов по отдельным темам программы по профессиональной этике.

Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, международной судебной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом.

Написание рефератов способствует формированию у студента навыков к самостоятельному научному исследованию, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

При выполнении рефераты студент должен показать умение работать с научной специальной литературой, анализировать законодательство и практику его применения юрисдикционными органами, делать обоснованные выводы и предложения по исследованным вопросам.

Тематика рефератов по профессиональной этике подробнее указаны в Разделе 5.

Формы самостоятельной работы студентов

1. Прочтение дополнительной литературы по курсу «Профессиональная этика юриста»

2. Ознакомление с действующим законодательством и отслеживание изменений законодательства.

3. Составление докладов по наиболее проблемным вопросам курса.

4. Решение казусов и оценка профессионального поведения юристов, выступающих в реальных юридических процессах.

Семинар № 1: Тема 1. Профессиональная этика юриста: нравственные основы

Тема 1. Профессиональная этика юриста: нравственные основы.

А. Вопросы для контроля

1. Какого человека можно назвать нравственным / безнравственным?

3. Может ли человек всегда и везде поступать в соответствии со своими нравственными принципами и моральными законами?

4. Насколько верным является выражение «цель оправдывает средства»? Можно ли добиваться благой цели безнравственными средствами? Проиллюстрируйте свое мнение примерами.

5. Насколько сильно влияют повседневные занятия человека на его мировоззрение и на его этические взгляды?

6. Существует ли антагонизм между нравственностью и правом?

Б. Кейс – задание

1. обоснование морали

В табличной форме дайте сравнительную характеристику различных способов объяснения и обоснования морали (религиозной, светской и т.д.).

2. Ситуация морального выбора

Опишите (назовите, предложите или придумайте) возможный моральный поступок в ситуации морального выбора, когда в действиях человека сталкиваются два противоположных мотива: поступок, отвечающий сиюминутным непосредственным эгоистическим интересам, идущий вразрез с общепринятой моральной нормой, и поступок, отвечающий этой норме, но противоречащий непосредственным текущим интересам (например, в университете, дома или в компании друзей) и важный с точки зрения интересов коллектива, где человек находится или, в котором он заинтересован. Используйте для выполнения задания предлагаемую ниже возможную схему:

Ситуация морального выбора (описать её как случай).

Мотивация (причина): сиюминутная, эгоистическая, идущая вразрез с принятой моральной нормой коллектива. Поступок А.

Мотивация (причина): отвечающая общей норме интересов коллектива, в которой находится человек. Поступок Б.

Например:

¾ сказать правду или солгать;

¾ поддержать результат каких-либо действий или оставить его без внимания, неизменным;

¾ присвоить чужие вещи (или сказать о них) или отдать по назначению (или не говорить о них);

¾ и тому подобные случаи (приведите подобные поступки).

После каждого примера - А и Б - в скобках укажите своё отношение к ним.

Опишите, как бы вы поступили (дайте объяснение, почему поступили бы так, а не иначе).

В. Эссе. Влияние повседневности на мировоззрение человека.

Г. Тест

Семинар № 2: Тема 2. Особенности профессии юриста: нравственно-правовые конфликты

Тема 2. Особенности профессии юриста: нравственно-правовые конфликты

А. Вопросы для контроля

1. Укажите, что послужило причинами формирования профессиональной морали юристов?

2. Какова цена ошибки юриста?

3. Укажите, в чем сходство и в чем различие между правом и моралью?

4. Можно ли говорить о существовании правовой морали, отличающейся от морали обычной?

Б. Кейс – задание

1. определение понятий

Распределите нижеприведённые понятия, характеризующие взаимосвязь морали с другими формами общественного сознания (политикой, правом, религией, эстетикой, искусством), согласно приведённой после их перечисления таблице.

Схема выполнения задания

Морально-политические

Морально-правовые

Морально-религиозные

Морально- эстетические

Из нижеприведённых моральных категорий выберете понятия, которые характеризуют моральную норму деятельности человека, его моральные качества, моральные принципы и моральные идеалы, и запишите их столбиками в соответствующую составленную вами таблицу. Чертой подчеркните отрицательные моральные категории.

Гуманизм, бескорыстие, интернационализм, патриотизм, чуткость, отзывчивость, трудолюбие, совесть, доброта, честность, доброжелательность, мужество, самоотверженность, взаимопомощь, честь, нравственный долг, моральная ответственность, товарищество, коллективизм, дисциплинированность, достоинство, справедливость, сознательность, человеколюбие, принципиальность, добросовестность, единство слова и дела, целеустремлённость, преданность делу, решительность, верность идеалу, аккуратность, скромность, инициативность, политическая бдительность, самоуважение, тактичность, самокритичность, вежливость, бережливость, галантность, великодушие, равнодушие, безответственность, расхлябанность, лживость, чёрствость, беспринципность, приспособленчество, злость, конкуренция, иждивенчество, предательство, стяжательство, приобретательство, человеконенавистничество, упрямство, индивидуализм, эгоизм, самоуверенность, высокомерие, зависть, цинизм, карьеризм, трусость, бесхарактерность, агрессивность, неряшливость, беззастенчивость, грубость, лень, рационализм, настороженное недоверчивое отношение к людям, бахвальство (хвастовство), безынициативность (пассивность), лицемерие, уступчивость, мелочность, оптимизм, снисходительность, фальшь, брезгливость, постоянство, недовольство, сплочённость, солидарность, исполнительность, преданность, инертность, застенчивость, уважение, гордость, неприязнь, непримиримость (к врагам), откровение, тунеядство, зло, добро, порядочность, пренебрежение, верность, скрытность, ответственность, угроза, отмщение, долг, искренность, гнев, человечность, одобрение, самодовольство, престиж, посягательство, самолюбие, осторожность, благородство, стеснительность, стеснение, ложь, сконфуженность, измена, отвага, совместимость, презрение, терпимость, непримиримость, страх, стыд, безверие, неуверенность, отчуждённость, пассивность, привязанность, подлость, развязанность, откровенность, почитание, непоколебимость, доверие, удовлетворение, деликатность, предупредительность, простота, непринуждённость, страстность, щедрость, внимательность, краткость, сочувствие, сострадание, сопереживание, зазнайство, самохвальство, надменность, спесивость, заносчивость, вспыльчивость, честолюбие.

2. Ознакомьтесь с названными ниже видами моральных отношений и распределите их согласно существующей классификации на 3 вида (группы):

а) по содержанию моральных отношений: они касаются обязанностей человека к обществу в целом, к группам людей и их объединениям, к отдельным конкретным людям(индивидам) и к самому себе;

б) по формам моральных отношений: они связаны с выполнением долга и проявляются в формах морального сознания; различаются в зависимости от того, каким образом выступает перед человеком моральное требование, которое происходит от базового «долг» и выражается через формы морального сознания человека: 1) может быть в виде общих и обязательных для всех нравственных норм (правил); 2) в виде формирования в себе моральных качеств личности; 3) может строить образ жизни и выбирать линию поведения в соответствии с более общими моральными принципами; 4) может подчинять свою деятельность осуществлению какой-либо конечной и высшей цели – морального идеала (например, стремлению к преобразованию общества на подлинно моральных началах или достижению личного совершенства и т. п.);

в) по способу общественной связи: они возникают между людьми в совместной моральной деятельности и касаются видов осознания и регулирования поведения людей через оценку действий и виды санкций за несоблюдение моральных норм и правил.

Переделайте выписанные виды моральных отношений на виды моральной деятельности (привести 15 примеров моральной деятельности, взяв по 5 примеров из каждой группы выписанных моральных отношений).

Примечание. Для выполнения работы используйте приводимые в конце текста образцы выполнения заданий.

Подозрение соседа в совершении плохого поступка. Учёт коллективного мнения. Стремление к выгоде. Страдание от горя. Стремление к общей пользе при выполнении дела. Чванство в общении с окружающими людьми. Подчинение общественной дисциплине. Испытание человеком неловкости. Дружба. Стремление к личному совершенству. Самоконтроль человека за своим поведением. Заботливость к родителям. Независимость от других в принятии решения. Законопослушность человека. Почтение к старшим. Постоянное стремление согласовывать свои действия с заинтересованными людьми. Зависть к успеху товарища. Взаимопомощь в трудную минуту. Нежность в общении. Консерватизм. Принципиальность. Умение считаться с мнением окружающих. Ответственность за поступок. Противопоставление себя другим. Подчинение старшим по должности на работе. Адаптация к конкретным условиям. Страх.

Обязанность перед родителями. Скептицизм. Оптимизм. Подчинение своей жизни достижению идеала. Подача хорошего примера другим. Скромность в жизни. Обязательство перед кем-либо. Гордость своей Родиной. Подражание брату в поведении. Миролюбивая оценка поступка. Благодарность за помощь. Любовь к матери. Своевременность поздравления с праздником. Навязывание людям своих желаний. Анонимный донос на товарища. Недовольство социальными порядками в обществе. Возмущение на грубый телефонный звонок. Верность своей стране. Игнорирование правил поведения. Бестактность в разговоре о здоровье. Употребление унизительных кличек и прозвищ. Человек не может совершить плохой поступок по своей натуре. Мягкотелость в оценке поступков других людей. Мстительность. Требования нравственных правил становятся личной обязанностью человека. Отказ дать взаймы деньги. Не решился публично осудить проявившееся нахальство. Доброжелательное обращение. Уверенность в успехе дела. Осуждение нечестного богатства. Сострадание. Самостоятельность. Эгоизм. Нравственное раскрепощение человека. Приспособленчество. Разумный риск в деле. Показная справедливость. Удовлетворение выполненной работой. Милосердие к несчастным. Вульгарное обращение. Стремление к общей пользе. Цинизм. Пропаганда единых общечеловеческих нравственных требований в обществе. Рыцарство в общении с женщинами. Интерес учителя к обучению детей. Сознательность в выполнении задания учеником. Любовь к родной природе. Стремление к новым порядкам. Стыд за сделанное. Пессимизм в жизни. Радость студента хорошей оценке. Помощь в учёбе отстающим. Стимулирование (поощрение) хорошей добросовестной работы человека. Уверенность писателя в том, что юмористические книги развивают у людей кругозор и остроумие. Откровение в совершённом поступке. Уважение старших. Терпимость к чужим мнениям. Дружелюбие при встрече.

Схема выполнения задания

отношений

По формам

отношений

По способу

общественной связи

Обязанность к обществу, его частям, группам, людям (индивидам), к самим себе

Требования морального долга отражаются в видах и формах морального сознания

В совместной деятельности, связанной с моральной оценкой действий, санкций

Верность своей Родине.

Обязательность труда

Скромность

Забота о достоинстве

Честное подчинение порядкам на улице. Щедрость

В. Эссе. Юрист при выборе поведения в конфликтной ситуации.

Семинар № 3: Тема 2. Особенности профессии юриста: нравственно-правовые конфликты

Тема 2. Особенности профессии юриста: нравственно-правовые конфликты

А. Вопросы для контроля

1. Следует ли разделять право и закон? Какие естественно-правовые взгляды могут быть отнесены к числу этических норм?

2. Как должен поступать юрист-профессионал, если прямое предписание закона противоречит его представлениям о морали?

3. Каковы основные способы решения нравственно-правовых конфликтов?

4. Необходимость выбора варианта поведения между правовым и моральным – что будет склонять чашу весов в ту или иную сторону?

Б. Тест

Семинар № 4: Тема 3. Профессиональная деформация юриста

Тема 3. Профессиональная деформация юриста

А. Вопросы для контроля

1. Раскройте понятия «профессиональная деформация»

2. Какие пути преодоления «профессиональной деформации» вы знает?

3. Что такое психологический опыт?

4. Что представляет из себя саморегуляции профессиональной деятельности?

5. Назовите практические рекомендации по сохранению профессиональной работоспособности.

Б. Эссе. Пути преодоления профессиональной деформации юриста

В. Тест

Семинар № 5: Тема 4. Профессиональная этика судьи.

Тема 4. Профессиональная этика судьи.

А. Вопросы для контроля

1. Какие правовые принципы определяют характер этических норм, обязательных для судьи в ходе осуществления своей профессиональной деятельности?

2. Сравните Кодекс судейской этики 2004 г. и Кодекс чести судьи РФ 1993 г., каковы основные различия между ними?

3. Чем обусловлен запрет судьям заниматься определенными видами деятельности? Чем обусловлено разрешение заниматься иными (перечисленными) оплачиваемыми видами деятельности?

4. Насколько в конкретном судье – «судья» должен быть выше «человека» и наоборот?

Семинар № 6: Тема 4. Профессиональная этика судьи.

Тема 4. Профессиональная этика судьи.

А. Вопросы для контроля

1. Какими качествами должен обладать кандидат на должность судьи?

2. Какова система привлечения судей к дисциплинарной ответственности?

3. Каковы основные виды дисциплинарных проступков, допускаемых судьями в ходе осуществления профессиональной деятельности? Ответ проиллюстрируйте ссылками на обзоры Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Б. Эссе. Этика поведения судьи в судебном процессе

Семинар № 7: Тема 5. Профессиональная этика сотрудника правоохранительных органов

Тема 5. Профессиональная этика сотрудника правоохранительных органов

А. Вопросы для контроля

1. Чем обусловлен тот факт, что не существует писаного кодекса профессиональной этики для сотрудников прокуратуры РФ?

2. Чем обусловлены высокие морально-этические требования к сотрудникам правоохранительных органов?

3. Чем обусловлен тот факт, что часто реальные сотрудники правоохранительных органов сильно расходятся с теми идеалами, которые закреплены в нравственном сознании общества и даже нормативных документах, касающихся этих сотрудников?

4. Каковы наиболее типичные нарушения норм профессиональной этики сотрудниками милиции?

Б. Кейс – задание – методы психологического воздействия при допросе

В процессе допроса следователи применяют специальные приемы для получения необходимых доказательств по делу. Эти приемы включают методы психологического воздействия, в том числе методы внушения, убеждения.

Задание

Может ли быть морально оправдано такое психологическое воздействие?

Приведите аргументы для доказательства а) моральной недопустимости психологического воздействия, б) его моральной оправданности.

Семинар № 8: Тема 5. Профессиональная этика сотрудника правоохранительных органов

Тема 5. Профессиональная этика сотрудника правоохранительных органов

А. Вопросы для контроля

1. Что необходимо предпринять для того, чтобы избежать фактов массового нарушения прав граждан и норм профессиональной этики сотрудниками правоохранительных органов?

2. Насколько допустимы тактические приемы, применяемые следователем в целях изобличения лица в совершении тяжкого преступления, основанные на сообщении подозреваемому недостоверной информации?

Б. Тест

В. Эссе. Мораль и право и как происходит выбор у сотрудников правоохранительных органов

Семинар № 9: Тема 6. Профессиональная этика адвоката

Тема 6. Профессиональная этика адвоката.

А. Вопросы для контроля

1. Должен ли адвокат в ходе профессиональной деятельности служить торжеству правосудия в целом или интересам своего доверителя, в случаях, когда они противоречат друг другу?

2. Является ли адвокат «защитником обвиняемого» или «защитником его прав и свобод»?

3. Допустимо ли разглашение адвокатом сведений, сообщенных ему его доверителем, в целях предотвращения совершения другого тяжкого преступления?

4. Чем обусловлено существование большого количества правил, касающихся поведения адвоката в отношении своих коллег?

5. Как следует поступить адвокату, если его подзащитный признался ему в том, что именно он совершил это преступление, что в суде он будет говорить о своей невиновности, что когда он выйдет на свободу он равно расправится со свидетелями и потерпевшими, а адвокат видит, что грамотно построенная защита, основанная на исключении недопустимых доказательств, приведет к оправданию его подзащитного?

6. Существуют ли обязательные для адвокатов правила внеслужебного поведения?

Б. Кейс – задание

1. поведение адвоката

В районном центре есть всего одна юридическая консультация, в которой работают три адвоката, один из которых в отпуске, а другой болеет. Прием ведет один адвокат. К нему на прием в понедельник приходит женщина, которая хочет проконсультироваться насчет раздела имущества с супругом после развода. В четверг на прием к тому же адвокату приходит супруг этой женщины, который тоже хочет получить консультацию по разделу имущества.

Задание

Как должен себя вести адвокат в данной ситуации?

С какой этической проблемой он столкнулся?

2. адвокатская этика

Адвокат X пять лет назад консультировал клиента У и получил от него некоторую информацию о его коммерческой деятельности, В разговоре с коллегой Z адвокат X упомянул об этих фактах биографии У.

Задание

Какие правила принципа конфиденциальности нарушил адвокат X?

Какой, по вашему мнению, была реакция адвоката Z, когда он услышал данную информацию от своего коллеги?

В. Эссе. Какие доказательства относятся к допустимым при защите клиента.

Семинар № 10: Тема 7. Профессиональная этика нотариуса

Тема 7. Профессиональная этика нотариуса.

А. Вопросы для контроля

1. Каковы заповеди Латинского нотариата? Чем они обусловлены?

2. Какие особенности профессии нотариуса обусловливают характер обязательных для него этических правил?

3. Каковы особенности привлечения нотариусов к дисциплинарной ответственности?

Б. Эссе. История становления нотариата

В. Кейс – задание – этика нотариуса

Составьте проект Правил профессиональной этики для сотрудников нотариальной конторы.

Семинар № 11: Тема 8. Профессиональная этика представителей иных юридических профессий

Тема 8. Профессиональная этика представителей иных юридических профессий

А. Вопросы для контроля

1. Должен ли юрисконсульт коммерческой организации возражать императивным требованиям своего руководства оформлять правовыми средствами аморальные и противозаконные интересы?

2. Каким образом следует поступить молодому юристу, недавно принятому на работу на коммерческое предприятие, в ситуации, когда от него требуют составить документы, не отражающие реальное положение вещей?

3. Какие дополнительные ограничения в нравственном плане накладывает на лицо государственная гражданская служба?

4. Каковы недопустимые нарушения, допускаемые юристами, являющимися государственными служащими?

5. Насколько допустимы подарки государственным служащим-юристам в связи с исполнением ими профессиональных обязанностей?

Б. Кейс – задание

1. юрист при выборе решения

Вы - помощник юриста (младший юрист) в коммерческой фирме. К вам обратился сотрудник с просьбой помочь решить одну щекотливую проблему. Он стал свидетелем, как его коллега унес с фирмы канцелярские принадлежности, являющиеся собственностью фирмы: пачку бумаги для ксерокса, пачку чистых дискет и моток скотча.

Задание

Как вы поступите в этой ситуации?

2. юрист – взятка – контракт

Этично ли дать взятку, чтобы фирма могла получить выгодный контракт?

В. Эссе. Основы конфликтологии в профессии юриста

Семинар № 12: Тема 9. Профессиональное общение юриста

Тема 9. Профессиональное общение юриста

А. Вопросы для контроля

1. Что входит в структуру профессионального общения юриста?

2. Дайте понятие «общению»?

3. Что понимается под коммуникативной стороной общения?

4. Что понимается под коммуникативной ситуацией делового знакомства?

5. Назовите наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуального) общения юриста?

Семинар № 13: Тема 9. Профессиональное общение юриста

Тема 9. Профессиональное общение юриста

А. Кейс – задание – ведение деловой беседы

Составьте схему основных этапов проведения деловой беседы.

Б . Тест

В. Эссе. Этика делового общения

0
рублей

Профессиональная этика и этикет

1. Задание {{ 1 }} 1 Тема 1-0-0

Этика - это:

£

R

£

Задание {{ 2 }} 2 Тема 1-0-0

Этика это

£ А.область философского учения

R В. этика это наука о морали

£ С. этика это нравственность

£ Д. этика есть аналог латинского «моралис»

Задание {{ 3 }} 3 Тема 1-0-0

Исходная проблема этики это

R А. вопрос о природе и происхождении морали.

£ В. изучение нравственности.

£ С. изучение человеческой сущности.

£ Д. изучение взаимоотношений между людьми.

Задание {{ 4 }} 4 Тема 1-0-0

Основываясь на учении И. Канта, этика есть учение….

R не о сущем, а о должном

£ о сущем и должном

£ о нравственном и безнравственном

£ о моральном и аморальном

Задание {{ 5 }} 5 Тема 1-0-0

Процесс формирования этики как науки начался в период…

£ во II в. н.э.

£ к середине I тыс. до н.э.

R в I тыс. н.э.

Задание {{ 6 }} 6 Тема 1-0-0

Процесс формирования этики начинается одновременно в

R одновременно в Древней Греции, Индии и Китае

£ Античной Греции и Риме

£ Египте, Греции, Риме, Индии и Китае

Задание {{ 7 }} 7 Тема 1-0-0

Этика - термин возникший в

R Древней Греции

£ Древнем Риме

£ у Древних Германцев

Задание {{ 8 }} 8 Тема 1-0-0

Становление понятийного аппарата этики началось…

£ с эпохи становления рабовладельческих отношений на Древнем Востоке.

£ С эпохи Античной древности

£ С эпохи средневековья.

R С эпохи становления капиталистических отношений.

На смену античной этики в Европе приходит….

R христианская этика

£ феодальная этика

£ этика вассалов и сюзеренов

Задание {{ 10 }} 10 Тема 1-0-0

Одной из центральных проблем этики средневековья есть….

R проблема происхождения морали

£ проблема моральных устоев

£ проблема происхождения нравственности

Задание {{ 11 }} 11 Тема 1-0-0

Августин рассматривал проблему свободы выбора как:

£ человек самостоятельно способен творить добро

R человек самостоятельно способен творить зло

£ человек не способен творить самостоятельно ни добро ни зло.

Задание {{ 12 }} 12 Тема 1-0-0

Фома Аквинский утверждал, что человек самостоятельно способен творить…

£ и добро и зло

£ способен творить только зло

£ способен творить добро

R способен творить и добро и зло, в границах предопреленных Богом

Задание {{ 13 }} 13 Тема 1-0-0

Выдающийся русский философ Вл. Соловьев (1853-1900) назвал родоначальником нравственной философии, т.е. этики:

R И. Канта

£ А. Камю

£ Ф. Аквинского

£ Б. Спинозу

Задание {{ 14 }} 14 Тема 1-0-0

Цель этического учения - «не познание, а поступки» отмечал:

R Аристотель

£ Платон

£ Сократ

£ Сенека

Задание {{ 15 }} 15 Тема 1-0-0

Аристотель считал, что существуют две основные группы добродетелей:

R дианоэтические

R этические

£ дуэтические

£ моральные

£ этнические

Задание {{ 16 }} 16 Тема 1-0-0

Платон в своем сочинении... устами одного из своих персонажей осуждает Гомера, Гесиода за то, что они упоминали о кознях, которые строят боги друг другу и людям, об их «веселых» приключениях и т.д.

Правильные варианты ответа: Государство;

Задание {{ 17 }} 17 Тема 1-0-0

Одним из основателей этического рационализма с полным основанием следует считать:

R Сократ

£ Гесиода

£ Аристотель

£ Платон

Задание {{ 18 }} 18 Тема 1-0-0

Гедонизм (от древнегреч. Hedone) означает:

R наслаждение

£ убеждение

£ награждение

£ достижение

Задание {{ 19 }} 19 Тема 1-0-0

Основателем кинизма считается:

R Антисфен

£ Зенон

£ Эпиктет

£ Эпикур

Задание {{ 20 }} 20 Тема 1-0-0

Зенон считается основателем:

£ стоицизма

£ кинизма

£ эвдемонизма

R гедонизма

Задание {{ 21 }} 21 Тема 1-0-0

В этических исследованиях... господствовал теоцентризм, т.е. все рассматривалось через призму отношения к Богу, проверялось на предмет соответствия священному писанию, постановлениям соборов.

Правильные варианты ответа: христиан;

Задание {{ 22 }} 22 Тема 1-0-0

В XVII-XVIII вв. получает распространение теория... (Спиноза, Гельвеций, Гольбах и др.)

Правильные варианты ответа: разумного эгоизма;

Задание {{ 23 }} 23 Тема 1-0-0

Яркими представителями экзистенциализма являются:

R М. Хайдеггер

R Ж.-П. Сартр

R А. Камю

R К. Ясперс

£ Б. Расселл

£ А. Швейцер

£ Л. Фейербах

£ Э. Кант

Задание {{ 24 }} 24 Тема 1-0-0

Известный французский философ... справедливо отметил следующее: «Современное мироощущение отличается от классического тем, что живет моральными проблемами, а не метафизикой»

Правильные варианты ответа: Камю;

Задание {{ 25 }} 25 Тема 1-0-0

С религиозными взглядами на природу, происхождение морали во многом пересекаются воззрения представителей (Платона, Гегеля и др.):

R объективного идеализма

£ натуралистического,

£ субъективного идеализма

£ рационального воззрения

Задание {{ 26 }} 26 Тема 1-0-0

Четкое оформление натуралистическая теория получила в прошлом веке в трудах

R Ч. Дарвина

R Г. Спенсера

R П. Кропоткина

£ А. Камю

£ М. Хайдеггер

Сущность морали

27. Задание {{ 27 }} 27 Тема 2-0-0

Мораль - это:

£ практическая воплощенность моральных идеалов, целей, установок в различных формах социальной жизнедеятельности

£ учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе

R совокупность исторически сложившихся принципов, норм, которые регулируют их отношения друг с другом и с обществом

Задание {{ 28 }} 28 Тема 2-0-0

Свойства морали

£ Императивность, корпоративность

£ Нормативность

£ Оценочность

R Императивность, корпоративность, нормативность, оценочность

Задание {{ 29 }} 29 Тема 2-0-0

Функции морали:

R оценочную, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, регулятивная

£ оценочную, обучающая, мировоззренческая, воспитательная, регулятивная

£ оценочную, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, контролирующая

£ изучающая, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, регулятивная

Задание {{ 30 }} 30 Тема 2-0-0

Слово (термин) «мораль» восходит к латинскому слову mores», которое можно перевести как:

R Нрав

R Обычай

R Характер

£ Темперамент

£ Ритуал

£ Мировоззрение

Задание {{ 31 }} 31 Тема 2-0-0

«Боги дают людям все доброе как в древние времена, так и теперь» утверждал древнегреческий философ:

R Демокрит

£ Платон

£ Сократ

£ Эпикур

Задание {{ 32 }} 32 Тема 2-0-0

В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на:

R индивидуальное и общественное

£ коллективное и индивидуальное

£ личностное и общественное

Задание {{ 33 }} 33 Тема 2-0-0

Представители этического сенсуализма:

R Шефтсбери

R Юм

£ Спиноза

£ Гельвеции

£ Рассел

Задание {{ 34 }} 34 Тема 2-0-0

В моральном сознании формируется мировоззрение через призму специфических понятий: Мир рассматривается:

R добрым или злым

R упорядоченным или хаотичным

£ страшным и щедрым

£ добрым и хаотичным

£ злым и упорядоченным

Задание {{ 35 }} 35 Тема 2-0-0

Традиционно говорят о божественной природе морали:

R Христианские богословы

£ стоики

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò àýðîêîñìè÷åñêîãî ïðèáîðîñòðîåíèÿ С. Н. Коробкова ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Сборник практических задач Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 2003 УДК 658.3 ББК 87.774 К68 Коробкова С. Н. К68 Этика делового общения: Сборник практических задач / СПбГУАП. СПб., 2003. 79 с. Автор предлагает студентам освоить теоретический материал, касаю- щийся этики, психологии и этикета деловых отношений, в доступной и ув- лекательной форме. С помощью тренингов, тестов, деловых игр и решения ситуационных задач слушатели обретают коммуникативный навык, позво- ляющий выработать систему ценностей и на основе этого оптимально выстраивать деловые отношения, реализовывать свой управленческий, ин- теллектуальный и творческий потенциал. Сборник задач рекомендован студентам всех факультетов СПбГУАП различных форм обучения как вспомогательный материал при освоении пред- мета «Этика делового общения». Рецензент: кандидат философских наук доцент Л. М. Емельянова Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания © СПбГУАП, 2003 © С. Н. Коробкова, 2003 2 Тема 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ 1. Структура морали. 2. Исторические формы нравственности. 3. Нравственная культура общения. Этика – одна из отраслей философии, наука о морали (нравственно- сти). Термин “этика” происходит от древнегреческого “этос”, означаю- щего в разное время “местопребывание”, “нрав”, а также устойчивую природу чего-либо. Позже возникло понятие “этический”, подразуме- вающее группу добродетелей (мужество, щедрость, уверенность и т. п.). Науку, которую призваны были изучать эти добродетели, Аристотель (древнегреческий философ) назвал этикой. В Древнем Риме возник ана- лог “этического” – “моральный”, т. е. относящийся к нраву, характеру. В русской культуре “мораль” стала синонимом “нравственности” (ко- рень “нрав”). Таким образом, понятийное содержание слов этика и мо- раль (нравственность) распределилось следующим образом: под мора- лью понимают реальные явления социальной жизни (нравы, обычаи, ценности, идеалы, нормы поведения), а этика – наука, изучающая эти явления. Наиболее полное определение этики звучит следующим обра- зом: “Этика – философская наука, объектом изучения которой являются мораль в целом, нравственность как одна из важных сторон жизнедея- тельности человека, специфическое явление и форма общественного сознания. Этика выясняет место морали в системе других обществен- ных отношений, анализирует природу, внутреннюю структуру и ее роль как социального института, изучает происхождение и развитие нрав- ственности в истории человечества, теоретически обосновывает ту или иную систему нравственности” (Дробницкий О. Г. “Проблемы нрав- ственности”). Объектом нашего внимания является мораль как явление культуры и общественной жизни. Она имеет достаточно сложную, многогранную структуру. С одной стороны, мораль выступает как форма обществен- ного сознания, с другой – как способ регуляции совместной деятельно- 3 сти людей. В качестве первой – мораль отражает отношение индивидов и различных социальных общностей к ходу исторического развития, к обществу, оценку ими человеческой деятельности. Наряду с нравствен- ным общественным сознанием существуют такие его формы, как поли- тическое, правовое сознание и т. п. Другими словами, общественное сознание фиксирует определенное отражение, познание и преобразо- вание человеком социальной сферы бытия. Специфика морали как спо- соба регуляции человеческой деятельности определяется следующими факторами: во-первых, происхождение морали обусловлено потребнос- тями общества, т. е. нравственные требования вырабатываются массо- вым сознанием в процессе жизнедеятельности (в отличие, например, от правовых норм, которые устанавливаются государством), санкцио- нируются волей всего общества (отсутствует юридическая закреплен- ность) и претендуют на всеобщую значимость (прилагаются как к от- МОРАЛЬ Нравственное Нравственная Нравственные сознание деятельность: отношения: поведение, любовь, дружба, поступок симпатия, Нравственные Нравственные ненависть, обида, нормы: принципы: ревность, зависть, «не убий», «не гуманизм, благосклонность, укради», не лги, патриотизм, доброжелатель- уважай старших, интернационализм, ность не обижай слабо- альтруизм, го, будь вежлив, утилитаризм, не будь равно- нигилизм, цинизм душным Нравственные категории: добро, зло, благо, счастье, любовь, честь, достоинство, ответственность, правда, польза, насилие Рис. 1 4 Таблица 1 Направление Идеолог Суть этической Основные положения концепции Гедонизм Эпикур Добро – это то, что Счастье – это наслаждение (от греч. hedone – приносит наслажде- Лишь жизнь в многообразии чувственных ощущений явля- наслаждение) ние и избавление ется высшей моральной ценностью от страданий Подлинные удовольствия – телесные Удовольствие относится к настоящему, воспоминание о благе или его ожидание не есть удовольствие Этика киников Антисфен Основа счастья и доб- Закон жизни – закон природы (циников) Диоген родетели – пренебре- Необходимо отказаться от всяких человеческих удобств, жение к обществен- богатства, славы ради достижения независимости и внут- ным нормам (цинизм) ренней свободы Эвдемонизм Демокрит Основа морального Основа счастья – мудрость и чувство меры (от греч. поведения человека – Мудрость приносит три плода: дар хорошо мыслить, eudaimonia – бла- стремление к счастью говорить и поступать женство, счастье) Суета сует – стремление к богатству, славе и почестям Этика софистов Протогор "Человек – мера всех Добро и зло-суть релятивные понятия: что для одного (от греч. sophistes – вещей" является добром, для другого может быть злом искусник, мудрец) Справедливость – это не что иное, как выгода (польза) сильнейшего Этика Сократа Сократ "Познай самого себя, Источник блага – Бог (дальней- и ты познаешь мир" Существенное в морали – неизменные и вечные доброде- шее разви- тели, главная из них – мудрость тие идей – Добродетели человек приобретает путем познания и са- Платон) мопознания Истинная нравственность – знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека Этика Аристотель Нравственная цель Основа уравновешенной и благополучной жизни – в уме- Аристотеля должна опираться ренности (во всем хороша "золотая середина") на нравственные Недостаточно знать, что есть добродетель, следует дейст- средства вовать и жить в соответствии с нею Основа нравственности – справедливость; особенность справедливости в том что она направлена на других 5 6 Продолжение табл. 1 Направление Идеолог Суть этической Основные положения концепции Этика Аристотель Нравственная цель Основа уравновешенной и благополучной жизни – в уме- Аристотеля должна опираться ренности (во всем хороша "золотая середина") на нравственные Недостаточно знать, что есть добродетель, следует дейст- средства вовать и жить в соответствии с нею Основа нравственности – справедливость; особенность ее в том, что она направлена на других Этика стоицизма Сенека "Жизнь – не благо, Осознать господствующую в мире необходимость и подчи- Марк Авре- смерть – не зло" ниться ей, не утратив при этом чувство собственного лий "Лучше достойно уме- достоинства реть, чем недостойно Жить в согласии с природой, добродетельно, разумно жить" Христианская эти- Августин "Возлюби ближнего Любовь – универсальный принцип морали ка средневековья Блаженный своего как самого себя" Бог – единственный критерий нравственности "…во всем, как хотите, Зло – отступление от божественных предписаний; высшая чтобы с вами поступа- нравственная задача – искупление первородного греха ли люди, так посту- пайте и вы с ними…" Этика гуманизма Дж. Бруно Мораль – форма само- Морально развитый человек – энтузиаст, вечно стремящий- Д. Пико утверждения лично- ся к обновлению и движению вперед Мирандола сти, способ реализаци Человек – творец самого себя и всего, что его окружает и ее внутренних сил, В этом состоит его путь от звериного к божественному и возможностей Любовь истинно морального человека отражает единство те- лесных, эмоциональных и интеллектуальных способностей Натуралистическая Гольбах "Добродетель есть не Преодолевая свое природное себялюбие, человек может и этика (от nature – Гельвеций что иное, как польза должен стать "разумным эгоистом", т. е. правильно понять природа) людей, соединенных свои интересы и руководствоваться "компасом обществен- в общество" ной пользы" для их осуществления Что полезно, то и нравственно Продолжение табл. 1 Направление Идеолог Суть этической Основные положения концепции Рациональная Кант Поступай так, чтобы Мораль – и в этом ее определяющая роль – ограничивает э тика максима твоего пове- человеческую природу и ставит человека выше стихийных дения могла стать душевных порывов всеобщей Чувственные инстинкты нравственными будут только тогда, когда они поставлены под контроль долга (разум- ного долженствования) Марксистская Маркс Мораль социально Этика должна быть практически действенной силой, э тика Энгельс обусловлена и имеет а не только сводом благих пожеланий своей основой эконо- Мораль вторична относительно реального бытия человека мические отношения и, в конечном счете, определяется тем образом жизни, который ведут люди в социально-экономическом плане Мораль человека развивается им самим, и есть средство са- мовыражения и саморазвития, а не нечто, стоящее над ним Пессимизм Шопенгауэр "…страдание – неиз- Критерием нравственности является отсутствие эгоисти- бежный и истинный ческих мотивов: люди настолько близки друг удел человека" к другу, что чужое страдание воспринимается как свое Оптимизм – свидетель- Из принципа сострадания вытекает две нормы поведения: ство плоской тупости не вреди никому и помогай каждому по мере сил его сторонников или Чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувст- кровавое издевательство вие, тем больше его собственное страдание и чувство над безмерностью че- безысходности ловеческого страдания Нигилизм (ниц- Ницше "Бог умер" Нравственный идеал человека – "сверхчеловек", который шеанство) находится "по ту сторону добра и зла", постулируемых христианством Главная ценность – "воля к власти", в которой реализу- ется вся мощь жизненных сил человека 7 8 Окончание табл. 1 Направление Идеолог Суть этической Основные положения концепции Экзистенциализм Сартр Человек обречен Окружающий мир – мир абсурда, с которым человек нахо- Камю на свободу дится в постоянном конфликте Человек в каждый момент своего существования находит- ся в пограничной ситуации, и у него нет никаких крите- риев правильного выхода – он свободен Абсолютная свобода человека предполагает абсолютную ответственность Прагматизм Пирс Этика – практическая Основу морали составляет достижение выгоды любой Д ж ей м с наука ценой и любыми средствами Человек в своих поступках должен руководствоваться на- личной моральной ситуацией, поступать исходя из настоя- щего и ближайшего будущего Современная Гуманизация всей Создание таких условий, когда каждый человек осознает, э тика системы обществен- что высшей ценностью для него является другой человек ных отношений Знания и умения необходимо должны быть сопряжены с моральными качествами личности дельным поступкам индивидов, так и групп людей и к жизненному ук- ладу общества в целом); во-вторых, нравственные требования форму- лируются в виде норм однотипного поведения в типичных обстоятель- ствах, а также в виде принципов и идеалов, обладающих безличным характером и абстрактным долженствованием; в-третьих, нравственные требования нуждаются в индивидуальном осознании в форме личного убеждения. Ниже приведены структура морали (см. рис. 1) и исторические типы нравственности (см. табл. 1). Проанализируйте их и попытайтесь со- ставить общее представление о структуре универсальной этики и ос- новных нравственных системах, сложившихся в истории человечества. Человеческая история длинна, нравы разных эпох различны. Приро- да, структура и функции морали всегда остаются в центре внимания этики. Не так важно давать «правильные» ответы на вопрос о сущнос- ти морали, как важно понимать смысл своих проблем. Свои представления вы можете расширить, выполняя задания прак- тикума. Вопросы для обсуждения 1. Иллюзия «золотого века»: раньше было лучше. Страдаете ли вы сами ею? Почему «золотой век» морали всегда видится в прошлом? 2. Джеймса Кука съели дикари-островитяне. Христофор Колумб унич- тожил индейцев Америки. Вы видите в этих примерах столкновение христианской цивилизации с язычеством или морали с обычаями? Что оказалось более жестоким? 3. Когда коллективизм становится конформизмом, а индивидуализм – эгоизмом? Приведите примеры. 4. Современная этика много внимания уделяет проблеме эвтаназии. Допустимо ли безболезненно умертвить безнадежно больного? Гуман- но ли это? Проанализируйте ближайшие и перспективные последствия такого акта. Аналогична ли эта ситуация той, когда царь, если захватчи- ки входили в город, приказывал слуге убить его? Ситуация для анализа 1. Выберите из предлагаемых правил те, которые имеют отношение к морали: 1) надо чистить зубы по утрам; 9 2) уходя, гасите свет; 3) гражданин государства должен уважать его законы; 4) не сотвори себе кумира; 5) не лги; 6) дал слово – держи; 7) подвергай все сомнению; 8) всякий должен возместить нанесенный материальный ущерб. Какими критериями вы руководствовались? 2. “Золотое правило нравственности” гласит: чего себе не желаешь, того другим не делай. Примените его в различных ситуациях: 1) два купца спорят по поводу торговой сделки; 2) старый человек нуждается в помощи молодого; 3) вор крадет имущество; 4) голодный крадет кусок хлеба; 5) подружки “перемывают косточки” знакомым; 6) гражданин отказывается от несения воинской службы. Универсально ли “золотое правило”? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни? 3. “Око за око, зуб за зуб” – принцип первобытной справедливости. “Если ударили тебя по одной щеке, подставь другую” – нравственная заповедь. Разрешите с каждой из двух точек зрения следующие ситуа- ции: 1) у вас украли любимые кроссовки; 2) ваш любимый(ая) ушел(ла) к другой(му); 3) в автобусе вам наступили на ногу; 4) старушка злобно ругает “современную молодежь”, а заодно и вас; 5) соседу досталось то, что должно было достаться вам. Покажите в каждом случае последствия ваших поступков, ближай- шие и перспективные. Какой подход оказался более конструктивным? Сколько вариантов поступка вы нашли по первому и второму прави- лам? 4. Используя позицию Эпикура, можно все удовольствия разделить на: 1) естественные и необходимые; 2) естественные, но не необходи- мые; 3) неестественные и не необходимые. Проведите эту классифика- цию применительно к следующему списку удовольствий: 1) хороший обед; 10