Этапы творческого воображения в психологии. Творческое воображение и его виды

Воображение и творчество тесно связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности - конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций:

  • - 1 - операции, посредством которых формируются идеальные образы;
  • - 2 - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственный данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.

1) Воображение играет важную роль в каждом творческом процессе, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно-образной форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения в абстрактных формулах так, что идейное содержание художественного произведения выступает наряду с его образами, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его произведение теряет свою художественность. Наглядно-образное содержание художественного произведения, и только оно, должно быть носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

Ошибочным является представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь другое воображение. Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения. Чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.

Соблюдение жизненной реальности не означает, конечно, фотографического воспроизведения или копирования непосредственно воспринятого. Непосредственно данное, как оно обычно воспринимается в повседневном опыте, по большей части случайно; в нем далеко не всегда выделяется характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления. Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения - показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие.

Даже в портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое. Суть этого преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности, что оно как бы снимает с нее случайные наслоения и внешние покровы. В результате глубже и вернее выявляется ее основной рисунок. Продукт такого воображения дает часто по существу более верную, глубокую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в состоянии сделать фотографирующее воспроизведение непосредственно данного.

Образ, внутри преобразованный идеей художественного произведения так, что во всей своей жизненной реальности он оказывается пластическим выражением определенного идейного содержания, является высшим продуктом творческого художественного воображения. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может измышлять, не считаясь с реальными требованиями действительности и идеальными требованиями художественного замысла, а, скорее, по тому, как он умеет преобразовать действительность повседневного восприятия, обремененную случайными, лишенными выразительности штрихами, в соответствии с требованиями действительности и художественного замысла. Воображение создает в наглядных образах, таких похожих и не похожих на наши потускневшие и стертые в повседневной обыденности восприятия, чудесно оживший, преображенный и тем не менее будто подлинный мир, чем данный нам в повседневном восприятии.

Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, значительное отклонение от нее. Художественно творчество выражается не только в портрете, оно включает и скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в сказке, так и в фантастике отклонения могут быть очень велики, но они в любом случае должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И чем значительнее эти отклонения о действительности, тем мотивированнее они должны быть, иначе они не будут поняты и по достоинству оценены. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.

Некоторые переживания, чувства людей - значимые факты внутренней жизни - часто заслоняются и затемняются в действительных условиях обыденной жизни. Творческое воображение художника в фантастическом рассказе, отклоняясь от действительности, преобразует различные ее стороны, подчиняя их внутренней логике этого переживания. В этом и заключается смысл тех приемов преобразования действительности, которыми пользуется художественное воображение. Отойти от действительности, чтобы проникнуть в нее, - такова логика творческого воображения. Она характеризует существенную сторону художественного творчества.

2) Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.

Еще английский химик Пристли, открывший кислород, заявлял, что все великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный медлительный и трусливый ум», способны сделать лишь ученые, которые дают «полный простор своему воображению». Т. Рибо склонен был утверждать, что если мы «подведем итоги количеству воображения, затраченному и воплощенному, с одной стороны - в области художественного творчества, с другой - в технических и механических изобретениях, то мы найдем, что второй значительно больше первого».

Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нем специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нем мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению. И только поскольку творчество, открытие нового совершается благодаря преобразованию наглядно-образного содержания, оно может быть отнесено на счет воображения. В реальном мыслительном процессе в единстве с понятием в той или иной мере, в той или иной форме участвует и наглядный образ. Но образное содержание восприятия и представление памяти, воспроизводящее это содержание, иногда не дает достаточных опорных точек для разрешения встающей перед мышлением проблемы.

Иногда нужно преобразовать наглядное содержание для того, чтобы продвинуть разрешение проблемы; тогда воображение вступает в свои права.

Очень ярко роль воображения показана в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая опыт, должен, используя свои знания и гипотезы, достижения науки и техники, представить себе такую ситуацию, которая бы удовлетворила всем требующимся условиям и дала бы возможность проверить исходную гипотезу. Другими словами, он должен вообразить проведение такого опыта и понять его цели и последствия. Одним из ученых, который всегда «проводил эксперимент» своим воображением перед настоящим опытом, был физик Э. Резерфорд.

Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершенствовалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения. В процессе создания поэзии, изобразительного искусства, музыки и их развития формировались и развивались все новые, более высокие и совершенные формы воображения. В великих творениях народного творчества, в былинах, сагах, в народном эпосе, в произведениях поэтов и художников - в «Илиаде» и «Одиссее», в «Песне о Роланде», «Слове о полку Игореве» - воображение не только проявлялось, но и формировалось. Создание великих произведений искусства, учивших людей по-новому видеть мир, открывало новое поле для деятельности воображения.

Не в меньшей мере, но лишь в других формах формируется воображение в процессе научного творчества. Раскрываемая наукой бесконечность в большом и малом, в мирах и атомах, в неисчислимом многообразии конкретных форм и их единстве, в непрерывном движении и изменении, дает для развития воображения в своем роде не меньше, чем может дать и самое богатое воображение художника.

Этапы творческого воображения.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Этапы творческого воображения.
Рубрика (тематическая категория) Литература

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение - ϶ᴛᴏ психический процесс создания новых образов предмета͵ ситуации на базе ранее воспринятых.

Воображение присуще только человеку, связано с такими процессами как восприятие, память, мышление.

Удерживаемые памятью образы представления являются строительным материалом, из которого формируются новые образы – образы воображения.

Воображение как процесс подключается, когда:

Ø проблемная ситуация носит неопределœенный характер, ᴛ.ᴇ. когда данные с трудом поддаются точному анализу;

Ø когда крайне важно представить то, что существует в действительности, но чего раньше не видел человек;

Ø когда крайне важно представить образы исторического прошлого;

Ø когда крайне важно представить то, что будет в будущем;

Ø когда крайне важно представить то, чего не было в действительности.

Наиболее тесно воображение связано с мышлением. Οʜᴎ имеют сходства и различия.

Общее:

И воображение, и мышление возникают в проблемной ситуации;

Имеют опережающий характер;

Способствуют предвосхищению будущего.

Различия:

Воображение оперирует представлениями, мышление - понятиями;

Мышление имеет операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация,

а воображение имеет приемы: агглютинация, акцентирование или заострение, гиперболизация, схематизация, типизация;

Продукт мышления – понятие, суждение, умозаключение, а продукт воображения – новые образы.

Виды воображения.

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Активное воображение – вызываемые по собственному желанию, усилием воли разнообразные образы.

Активное воображение должна быть творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным).

Творческое активное воображение – самостоятельное создание новых, общественно значимых образов, является неотъемлемой стороной технического, художественного, музыкального творчества. Критерием оценки является новизна, яркость, законченность образа.

  1. Возникновение творческих идей.
  2. Вынашивание замысла.

3. Реализация замысла.

Воссоздающее активное воображение – создание образов на базе описания. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт, чертежей.

Пассивное воображение – неосуществлённые образы, программы поведения, возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. К примеру, сон.

Пассивное должна быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. К примеру, грезы.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, при временном бездействии человека. К примеру, в полудремотном состоянии, во сне.

Опыт №16 (стр.
Размещено на реф.рф
123 Петровский)

Цель: изучить репродуктивное воображение.

Оборудование: 5 задач.

Этапы творческого воображения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы творческого воображения." 2017, 2018.


возникновение творческой идеи;

"вынашивание" замысла;

реализация замысла.

Синтез , реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация - "склеивание" различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Как же можно способствовать развитию мышления. Отметим, прежде всего, особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен осознать основные приемы умственного труда, уметь управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата - все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - один из важнейших факторов продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение нарушает использование полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, появляется тенденция к стереотипизации. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Перечислим основные факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу:

косность, стереотипность мышления;

излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу "по-новому";

страх ошибки, боязнь критики, страх "оказаться глупым", излишняя критичность к своим решениям;

психическая и мышечная напряженность и т.д.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например "мозговой штурм " или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения "мозгового штурма":

Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности, в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

"Запрет критики" - чужую идею нельзя прерывать, можно лишь похвалить, развить чужую или предложить свою идею.

Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. в состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

Все высказываемые идеи фиксируются без указания авторства.

Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов - специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав "жюри-экспертов" не включают.

Эффективность "мозговых штурмов" высока. "Мозговой штурм", который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При "синектическом штурме" предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решается задача, похожая на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - метод фокальных объектов . Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят "тигр", а фокальным "карандаш", то получается сочетания типа "полосатый карандаш", "клыкастый карандаш" и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Для усиления творческих мыслительных возможностей используют и "экзотические" приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активация бессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, например, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчество у обычного человека.

Для повышение эффективности умственной деятельности применяется и методика "гимнастика ума", направленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений (см. Приложение №3).

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

1. Воображение и его роль в деятельности человека.

2. Аналитико-синтетический характер процесса воображения. Эмоции и воображение.

3. Каковы основные виды воображения?

4. Что общего и в чем различие между мышлением и воображением?

5. Каким образом можно активизировать мыслительную и творческую деятельность?

ЛИТЕРАТУРА.

1. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. М., 1990.

2. Беркинблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. М., 1968.

3. Вайнцвайг П. 10 заповедей творческой личности. М., 1990.

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

5. Гройсман А.Л. Психология, личность, творчество, регуляция состояний. М., 1993.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии, М., 1986.

7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1984.

8. Гофруа. Что такое психология. М., 1994.

9. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.

10. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.

11. Нейробиологические основы творчества. М., 1993.

12. Пекелис В.Д. Твои возможности человек. М., 1993.

13. Психологические исследования представлений и воображения. - "Известия АПН РСФСР". М., 1956, вып. 76.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Краткие сведения об истории возникновения психологии как науки.

Структура психологической науки.

Предмет и задачи общей психологии.

Место общей психологии в системе наук о человеке.

Соотношение научной и житейской психологии.

Методологическая основа психологии.

Методологические принципы общей психологии.

Соотношение понятий "методология", "метод", "методика". Задачи методов психологии.

Виды психологических исследований.

Этапы психологического исследования.

Критерии научности психологических исследований.

Методы общей психологии и их классификации.

Наблюдение и интроспекция как методы психологии.

Опросные методы и их характеристика.

Тесты как метод психологического исследования.

Общая характеристика экспериментальных методов.

Понятие психики в современной психологии.

Соотношение понятий "биосфера","этносфера", "психосфера".

Психика как субъективное отражение объективного мира.

Развитие психики в филогенезе.

Сравнение психики человека и животных.

Развитие психики в онтогенезе.

Рефлекторный характер психики.

Нервная система и ее виды.

Мозг и психика: принципы и общие механизмы.

Морфология и функционирование мозга человека.

Нейрон, его структура и функционирование.

Понятие и структура анализатора. Рецепторы и их виды.

Строение и функционирование зрительного анализатора

Строение и функционирование слухового анализатора

Роль функциональной ассиметрии мозга в восприятии.

Соотношение генотипа и среды, биологического и социального в развитии психики человека.

Психика и сознание.

Гипотезы о происхождении сознания. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Высшие психические функции и их развитие.

Процессы интериоризации и экстериоризации в психическом развитии человека.

Структура и основные функции сознания.

Этапы развития сознания.

Понятие о самосознании.

Структура самосознания.

Механизмы психологической защиты личности.

Развитие самосознания.

Бессознательное в структуре психики.

Соотношение сознательного и бессознательного. Роль неосознаваемых процессов в структуре психики.

Деятельностный подход к изучению психических явлений.

Психоанализ З. Фрейда.

Неофрейдизм и характеристика его направлений.

Бихевиоризм и его характеристика.

Необихевиоризм и характеристика его направлений.

Гуманистическая психология.

Гештальтпсихология.

Когнитивная психология.

Общая характеристика познавательных психических процессов.

Ощущения и их физиологические основы.

Виды ощущений.

Понятие абсолютного порога ощущений.

Понятие адаптации в ощущениях.

Представление о синестезии и сенсибилизации в ощущениях.

Сравнительная характеристика ощущений и восприятия.

Понятие восприятия как психического процесса. Физиологические основы восприятия.

Характеристика основных свойств восприятия.

Классификации восприятия в современной общей психологии.

Особенности восприятия человека человеком.

Иллюзии восприятия.

Понятие памяти и ее место в системе психических процессов.

Современные теории памяти.

Общая характеристика процессов памяти.

Виды памяти.

Общие и индивидуальные характеристики памяти.

Мышление и его место в познании окружающего мира. Признаки мышления.

Виды мышления.

Мыслительные операции как основные механизмы мышления.

Общая характеристика современных теорий мышления.

Процесс решения мыслительных задач и его структура.

Индивидуальные особенности мышления личности.

Развитие мышления в онтогенезе.

Понятие о языке и речи. Физиологические основы речи.

Функции и свойства речи.

Виды речи.

Развитие речи в онтогенезе.

Особенности и функции воображения.

Современные теоретические подходы к физиологическим механизмам воображения.

Виды и формы воображения.

Способы создания образов воображения.

Понятие о внимании и его физиологических основах.

Виды внимания.

Свойства внимания.

Внимательность как свойство личности.

О единстве и связи познавательных психических процессов.

Роль общей психологии в профессиональном становлении личности.

Роль воображения в творчестве уникальна. Его можно определить как процесс преобразования представлений о реальной действительности и создании на этой основе новых образов. То есть воображение включается каждый раз, когда мы думаем о каком-либо объекте, не имея с ним непосредственного контакта. Творческое воображение позволяет это представление преобразовать.

Творчество – процесс, в результате которого появляются принципиально новые или значительно усовершенствованные пути решения определенных задач. Очевидно, что творческое мышление и воображение связаны между собой.

Можно выделить такие особенности творческого воображения:

  • с его помощью создаются совершенно новые образы, не на основе их описания, а на основе собственных мыслей субъекта;
  • может быть как произвольным, так и непроизвольным;
  • способность к творческому воображению отчасти определяется с рождения, но ее можно развивать;
  • взаимосвязь воображения и творчества можно увидеть в их сходных этапах и приемах.

Этапы творческого воображения:

  1. Возникновение творческой идеи. В сознании появляется смутный образ, первые задумки. Это не всегда происходит осознанно.
  2. Вынашивание замысла. Размышления о том, как можно воплотить идею в жизнь, мысленное усовершенствование и т.д.
  3. Реализация замысла.

Приемы творческого воображения можно выделить, изучив результаты творческих процессов. Например, для того, чтобы придумать большинство сказочных предметов и существ, были использованы такие приемы:

  1. Агглютинация – создание образа из двух разных идей (русалка, кентавр).
  2. Аналогия – создание образа по аналогии с другим.
  3. Преувеличение или преуменьшение (Гулливер и лилипуты).
  4. Типизация – отнесение объекта к определенному типу.
  5. Придача – объекту приписываются новые функции и свойства (ковер-самолет).
  6. Перемещение – субъективное перенесение объекта в новые, непривычные ситуации.

Методы развития творческого воображения

Развитие творческого воображения происходит от непроизвольного к произвольному, и от воссоздающего к творческому. Как и другие психические процессы, оно проходит определенные этапы развития. Первый охватывает детство и юность, характеризуется волшебными, фантастическими представления о мире и отсутствием рационального компонента. На втором этапе происходят сложные изменения, вследствие перестроек в организме и самосознании, процессы восприятия становятся более объективными. Рациональный компонент появляется на третьей стадии развития воображения, оно начинает подчиняться рассудку, и именно из-за этой практичности часто приходит у взрослых в упадок.

Связь воображения с творчеством выражается в том, что они опираются на представления. Развить воображение можно с помощью таких приемов:

Творческое воображение - это способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте. По мнению Н.Р. Ветрука, воображение - это психический процесс создания образа предмета либо ситуации посредством перестройки имеющихся представлений. Воображение является частью сознания личности, это один из познавательных процессов, который можно охарактеризовать высокой степенью наглядности и конкретности .

Рассмотрим виды творческого воображения, которые выделяются в психологии.

В психологии выделяют несколько видов творческого воображения, среди которых основными являются пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение подчиняется желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные личностью потребности. Воображение выступает при этом в качестве замены деятельности, ее суррогатом, из-за чего человек отказывается от необходимости осуществлять какие-то действия .

В данном виде воображения происходит нереальное, то есть мнимое личностью удовлетворение какой-либо потребности либо желания.

Активное воображение практически во всех случаях направлено на решение творческой либо личностной задачи. В активном воображении мечтательность и «беспочвенные» фантазии практически не присутствуют, так как активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение, пробуждается задачей и ею направляется, то есть оно определяется волевыми усилиями человека и поддается волевому контролю. Активное воображение заключает в себе следующие виды :

1. Воссоздающее воображение, которое является одним из видов активного воображения.

В случаях использования воссоздающего типа воображения происходит конструирование новых образов, представлений у человека в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений (к примеру, таких, как описание, рассказ), схем, чертежей, различного рода условных изображений (символов), знаков; имеет в основе создание тех либо других образов, которые полностью соответствуют описанию. Таким образом, человек наполняет исходный материал образами, которые у него уже есть.

2. Творческое воображение - это такой вид воображения, в процессе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, которые представляют определенную ценность для других людей либо общества в целом и которые воплощаются в достаточно конкретные оригинальные продукты деятельности.

Творческое воображение предусматривает самостоятельное создание образа, вещи, признака, которые не имеют аналогов.

Рассмотрим приемы творческого воображения.

Образы творческого воображения, как правило, создаются путем различных приемов в процессе осуществления интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения выделяют два типа такого рода интеллектуальных операций. Первый - операции, с помощью которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на базе которых перерабатывается уже готовая продукция .

Один из первых психологов, который занимался изучением процессы творческого воображения, был Т. Рибо, выделивший две основные операции: диссоциацию и ассоциацию .

Диссоциация является отрицательной и подготовительной операцией, в процессе которой раздробляется чувственно данный опыт. В итоге такой предварительной обработки опыта элементы его способны создавать новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация является первым этапом творческого воображения, этапом подготовки будущего материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для развития творческого воображения.

Ассоциация - это создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация - это начало новых сочетаний, новых образов. Помимо этого, выделяют и другие интеллектуальные операции, к примеру, способность мыслить по аналогии с частными чисто случайным сходством.

Творческое воображение - это творческий процесс. Г.Уоллесом выделено четыре стадии процесса творчества: подготовка, созревание, озарение и проверка. Данная модель претерпела со временем только несущественные изменения. На современном этапе ведущими исследованиями творческого воображения являются исследования, проведенные Дж. Гилфордом и Э.П. Торренсоном .

Дж. Гилфорд понимает под творческим воображением систему качественно различных факторов, располагающихся внутри общей схемы интеллекта. Дж. Гилфорд выделяет четыре основных фактора творческого воображения :

  • 1. Оригинальность, под которой понимается способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы.
  • 2. Семантическая гибкость, под которой понимается способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.
  • 3. Образная адаптивная гибкость, под которой понимается способность изменить форму стимула таким образом, чтобы появилась возможность увидеть в нем новые возможности;
  • 4. Семантическая спонтанная гибкость, под которой понимается способность продуцировать новые идеи в достаточно ограниченной ситуации.

Проблемы творческого воображения широко разрабатывались и в отечественной психологии. На современном этапе исследователями ведется поиск интегративного показателя, который характеризует творческую личность. Данный показатель (критерий) определяется в качестве определенного сочетания интеллектуальных и мотивационных факторов либо же рассматривается в качестве непрерывного единства процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого воображения, в частности .

Данное обстоятельство дает возможность говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение - это творческая деятельность воображения, находящаяся в непосредственной зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. По этой причине прошлый опыт представляет материал, из которого впоследствии создаются построения фантазии.

Главными составными элементами творческого воображения - это, как уже говорилось выше, являются диссоциация и ассоциация воспринятых человеком образов, впечатлений.

Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, и посредством этого дает возможность получать новые, порой неожиданные, результаты.

Процесс получения новых знаний связан с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. К примеру, дети дошкольного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Данный вид творческой деятельности дает возможность ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыться как личность. Потому что художественная деятельность выстраивается на активном воображении, творческом мышлении. Реализации данной функции творческого воображения позволяют ребенку взглянуть на мир по-новому.

Творческое воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка :

  • - построение образа конечного результата его деятельности;
  • - создание программы поведения в ситуации неопределенности;
  • - создание образов, которые способны заменить деятельность;
  • - создание образов описываемых объектов.

По мнению В.Н. Брушлинского, что творческое воображение яляется одной из форм мышления. Развитие творческого воображения, по мнению ученого, проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает так называемая «кривая Рибо» .

Творческое воображение и фантазия свойственны каждому человеку, но в силу индивидуальных особенностей, все имеют отличия по направленности этой фантазии, ее силе и яркости. Творческому воображению свойственно активность, действенность. Творческое воображение имеет непосредственную связь с интересами личности. Интерес определяется в качестве эмоционального проявления познавательной потребности, выражающийся в направленности человека на определенную деятельность, которая имеет определенное значение для личности. Началом формирования интереса выступает эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.

Интересы играют большую роль в жизни человека, так как они способны проявляться в положительных эмоциях человека, чем вызывают чувство удовлетворения от практической деятельности.

По мнению Л.С. Выготского, интерес способен активизировать состояние коры головного мозга. С целью развития творческого воображения у ребенка необходимо, прежде всего, формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру .

Дошкольника, как правило, интересует буквально все. Проявление данного интереса имеет объективную целесообразность, так как именно интерес способствует расширению жизненного опыта ребенка, знакомит его с разными деятельностями, способен активизировать его различные способности. Несмотря на это, в действительности узнать, увидеть, «попробовать все» не всегда посильно ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Процесс, в котором протекает фантазия, способен обогатить опыт ребенка, ввести его в воображаемой форме в ситуации и сферы, которые он не встречает в реальной жизни. Посредством фантазий, ребенок способен попасть в такие ситуации и пробует такие виды деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны.

В более яркой форме фантазия сливается с интересом в игровой деятельности. По этой причине многие методики, которые направлены на развитие творческого воображения и интересов, основываются на принципе фантазирования в процессе осуществления игровой деятельности.

Таким образом, используя методические приемы, которые построены на воображении, можно в большей степени улучшить успехи ребенка в интересующих его видах деятельности.