Что такое игровая мотивация. «Игровая мотивация как одно из средств интеллектуального развития дошкольников


Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка


Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого. Игровые мотивы. Интерес к самому процессу игры. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок претендует на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания. Притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Дети трех пяти лет - самоутверждение и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества. Познавательные и соревновательные мотивы Младший дошкольный возраст - часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для практической деятельности. Старший дошкольный возраст - интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.


Ребенок трех - четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Средний и старший дошкольный возраст – стремление выиграть, быть первым. Нравственные мотивы. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Старший дошкольный возраст - осознание детьми нравственных норм и правил, понимание их общеобязательности, их действительного значения. Общественные мотивы желание сделать что - то для других людей, принести им пользу. Младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям, но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испыты ­ вали к ним симпатию, сочувствие.


1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает « открытия » сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. 2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. 3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми. 4. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным. 5. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. 6. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его « рост », терпение, старание. 7. Оценивайте объективно возможности и способности каждого ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой. Такой подход ориентирует ребенка на собственное совершенствование.


Во - первых – ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому - нибудь игровому персонажу. Во - вторых – для того, чтобы привлечь внимание детей к нуждам или заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы. В - третьих – чтобы дети активно включились в работу, педагог объясняет: для спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который … В - четвертых – не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры.


Технология деятельностного подхода (структура занятий) Введение в игровую ситуацию Мотивация, актуализация знаний Постановка проблемы затруднения Выход из Применение нового знания на практике Систематизация знаний Рефлексия детской деятельности Используемая технология


1. Введение в игровую ситуацию (Ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть) Создание игровой ситуации (игрового момента). Психологический настрой: приветствие, установление зрительного, тактильного контактов. 2.Мотивация, актуализация знаний, представлений Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). 3. Постановка проблемы. Затруднение в игровой ситуации. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. (Дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать). 1. Введение в игровую ситуацию (Ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть) Создание игровой ситуации (игрового момента). Психологический настрой: приветствие, установление зрительного, тактильного контактов. 2.Мотивация, актуализация знаний, представлений Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). 3. Постановка проблемы. Затруднение в игровой ситуации. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. (Дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать).


Достань подарок (например, заранее приготовленные подарки находятся « под замками »; на оборотной стороне нарисованных замков – задания, которые надо выполнить); помоги герою; решение бытовых вопросов; путешествие (важно никого не « потерять », обращаем внимание на взаимопомощь); соревнование (только для 56- летних детей, зачет командный, обращаем внимание на взаимопомощь). Поиск выхода из затруднительной ситуации (Что будем делать? С помощью чего? Чего не хватает? Что надо сделать? Как будем делать?) Введение новой информации педагогом для решения проблемы. Педагог предлагает несколько видов деятельности, приемов, материалов для решения проблемной ситуации. Рассказывание, объяснение, подведение детей к разрешению ситуации. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений. (выполнение работы). Овладение способами действия, применение умений и навыков. Организация практической деятельности, оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки (индивидуально – дифференцированный подход). Организация взаимодействия в достижения результата.


Систематизация знаний. Как решали проблему? С помощью чего? Что нового узнали? Где это знание пригодится? 7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля. Проверка полученных результатов Исправление возможных ошибок Самопроверка (возможна с помощью взрослого), по образцу.




Игрушки или игровые персонажи: - должны соответствовать возрасту детей; - должны быть эстетичными, - должны быть безопасными для здоровья ребёнка, - должны иметь обучающую ценность, - должны быть реалистичными; - не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости. - игровых персонажей не должно быть много. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, « иметь свой характер ».






ИНТРАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬМЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это невыразимое, внутреннее присущее человеку, уникальное сочетание психических, биохимических отличий. Это внутренняя позиция человека. Это то сокровенное к чему мы не хотим допускать других людей. – это неповторимая психологическая атмосфера, которая создается вокруг человека в той или иной социальной группе, объективно существующая в субъективных оценках членов этой группы, отражается в их сознании и деятельности. Это тот психологический след, который оставляет человек после себя, та атмосфера, которую он создает своим присутствием. Метаиндивидуальность всегда имеет оценку, а человек ее вправе принять или нет.


Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в предметно – развивающей среде МКДОУ (в соответствии с задачами ФГОС)

Антонина Жукова
Создание игровой мотивации на разных возрастных этапах

МДОУ «Детский сад «Дружба»

Доклад на тему :

«Создание игровой мотивации на

разных возрастных этапах »

Воспитатель : Жукова А. А.

Темы ООД, её цель и ход предусматривают творческий подход. Я стараюсь применять как можно больше средств, чтобы образовательная деятельность была интересной, носила образовательный и воспитательный характер! Дети очень ласковые, доверчивые, любознательные. Каждая деятельность открывает для них что-то новое, которая потом становится для них своим, знакомым, понятным, близким. Они не любят однообразие, не могут долго слушать, спокойно сидеть. Они очень любят играть. Поэтому в процессе обучения включаю игры. Во время ООД мы играем в серьёзные и умные игры. Но играем мы не ради игры, а ради того, чтобы у всех детей пробудить огонек пытливости любознательности. К нам приходят и мы приглашаем в гости известных героев детских сказок, мультфильмов, веселых и забавных человечков. Они задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с просьбами, заданиями, головоломками и т. д.

Кто-то ходил в гости к детям, к тем кто правильно объяснял путь движения от детского сада к своему дому.

Почемучка всегда приходил с трудными вопросами. Он сам очень грамотный, многое знает. Огорчается, если мало кто из детей может ответить на его вопросы. Ведь интересное, загадочное запоминается надолго.

Дети очень любили, когда на занятиях появлялся Буратино, любили исправлять его ошибки. Также интересен был им и Незнайка.

Вот как, применяя элементы игры, я многому обучала своих детей. У них исчезало умственное напряжение и утомление. Они быстро и с большой охотой выполняли все задания.

Итак, серьёзная, целенаправленная игра помогла закрепить знания детей, подвести итог занятия, снять умственное напряжение.

Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности.

Поэтому игровой метод занимает важное место в обучении дошкольников. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удержать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к работе в условиях коллектива.

Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание у воспитателя – педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приёмы на занятиях .

При проведении игр учитываются знания детей, интерес, знать и учитывать игровой опыт детей , представлять, какие конкретные задачи решаются во время ООД при использовании того или иного игрового приёма .

Игру предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра должна быть похожа на настоящую игру. Одним из признаков игрового приёма является игровая задача – определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми.

Игра, соответствующая возрасту , доставляет детям ни с чем не сравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.

Чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и умениями, на развитие познавательной активности, широко используются игровые приёмы . Нередко всё занятие целиком проводится в форме игры.

1. Рассказать детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось. Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т. д.

Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

2. Обратиться к детям с вопросом, согласны ли они помочь (дождаться ответа – согласия) .

3. Предложить детям научить их делать это очень хорошо (также дождаться ответа – согласия) .

4. Во время работы каждый ребёнок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания и т. д.

5. Эти игрушки используются воспитателем и для оценки работы детей, которая даётся от лица игрушек, как бы с их позиции.

6. По окончании работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при желании полученный продукт.

Целесообразно , чтобы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящими с ними событиями.

Любимцем детей был медвежонок Миша, персонаж театра кукол. Он умеет говорить, погладить по головке наиболее отличившихся, покачать головой и пожалеть, если у кого-то что-то не получилось или кто-то чем-либо огорчён. Миша поздравлял детей с днём рождения. Заглядывал в детские работы и «шептал» слова одобрения. Иногда сердился на кого-нибудь и уходил обратно в лес. В лесу тихо, никто не шумит, не беспокоит его. Дети интересовались им, старались не обидеть его, чтобы он не ушёл. Они верят, что Миша, как и они, может думать, сердиться, радоваться. Ведь у детей нет границ между реальным и воображаемым.

Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшей группе дошкольного возраста .

Игровые приёмы используются с целью вызвать у дошкольников интерес к предлагаемым заданиям.

Уже на новом программном содержании, решая новые учебные задачи, воспитатель продолжает предъявлять детям сложные для них задания в игровой форме , вводит мотивы , побуждающие дошкольников выполнять работу качественно.

В подготовительной группе также используются игровые приёмы обучения , но их удельный вес значительно сокращается, уступая место другим приёмам, позволяющим формировать у детей осознанное отношение к учебной задаче.

В старшей, подготовительной группе целесообразно непросто включать дидактические игры, а объединять их единой темой, сюжетом. Например : путешествие (в лес, цирк, космос и т. д.) .

Игровые формы ООД : спектакль, сказка, встреча и т. д.

Каждый раз, готовясь к ООД, мы неоднократно затрудняемся. Как начать? С чего? Чтобы детям было интересно. Наши дети очень любят путешествовать, поэтомуООД я провожу в виде путешествий.

Путешествия провожу самые разнообразные :

«В страну сказок» .

«В страну Любознаек» .

«На остров Фантазий» .

«Путешествие на площадь «Искусств» , где познакомимся с архитектурными памятниками».

«Космический полёт на ракете» . И т. д.

Приведу пример (конструирование) .

Ребята, вы готовы к очередному нашему путешествию?

Проверьте, всё ли вы с собой взяли? А не забыли взять с собой в путь фантазию, выдумку, хорошее настроение?

Прежде чем мы наметим маршрут сегодняшнего путешествия, послушайте одну историю.

Однажды в музее случайно обнаружили упавший за стеллаж старый конверт. Его края были сильно потрёпаны. Вид загадочного конверта свидетельствовал о том, что он много испытал на своём веку. Конверт привлёк внимание работников музея, его сразу же распечатали. Там лежал обрывок, пожелтевшего от времени, письма. По всей вероятности, оно принадлежало какому-то путешественнику. Этот конверт сейчас со мной. Давайте его прочитаем.

«На карте я изобразил нахождение острова, но, к сожалению, не могу вам передать красоты его замков, дворцов, башен, о чём мне поведал человек, побывавший на этом острове и принимавший участие в его застройке. Он также отметил, что все сооружения возводили из блоков прямоугольной, квадратной и треугольной формы различного размера.

Очень жаль, что больше не существует этого, сказочной красоты, острова».

Ребята, как вы думаете, что было написано дальше, о чём мечтал путешественник? (Путешественник мечтал восстановить эти, дивной красоты, строения) .

Итак, мы отправимся на улицу «Строителей» , где нам предстоит заготовить строительные детали, спланировать сооружения.

Приведу пример математического путешествия на поезде.

Сейчас мы с вами отправимся в математическое путешествие, где будем решать задачи, примеры, считать. Будем учиться сами и учить других.

Поезд наш необычный - математический. (Выставляю паровозик и несколько вагончиков.)

А наш знакомый паровозик привёз нам интересные задания.

ООД можно начать с сюрпризного момента (кто-то прислал телеграмму, встреча с литературным героем, письмо с приглашением, встреча с разными зверюшками , куклами).

ООД можно начать с прослушивания музыкального фрагмента, с загадывания загадок, с придумывания сказки, с беседы, с чтения отрывка из стихотворения, с пригласительного билета, с просмотра картины и т. д.

При проведении ОД по ФЭМП при знакомстве с понятием «порядок» можно применить такой способ.

При изучении понятия «порядок» полезно выстроить детей в соответствии с каким- либо порядком : по росту, по возрасту , по порядку номеров и т. д. Можно пересчитывать в прямом и обратном порядке различные предметы. Например : по картинкам предложить вопросы и задания : (картинки : мальчик, рыбка, кот, заяц, бабочка, волк, цыплёнок, птичка, мотылёк, пчела).

Сосчитайте всех по порядку (первый – мальчик, вторая – рыбка и т. д.) .

Каким по счёту стоит зайчик? Волк?

Кто расположен рядом с бабочкой? Перед ней? После неё?

Каким по счёту с конца стоит котёнок?

Очень любят дети игру на развитие внимания : они закрывают глаза, а воспитатель меняет порядок предметов или убирает какой-нибудь предмет. Надо восстановить порядок.

По ФЭМП. «Изучение числа 7 и состава 7» .

Число иллюстрируется на числовом отрезке как результат прибавления 1 к числу 6. Показывается состав числа 7.

Число 7 играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, семь чудес света в Древней Греции и т. д.) и сохранило эту роль в литературе. Вспоминают 7 гномов из сказки о «Белоснежке и 7 гномах» , можно прочесть отрывок из сказки А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и 7 богатырях» . Всем известны пословицы и поговорки, в которых встречается слово «семь» : «Семеро одного не ждут» , «Семь раз отмерь – один раз отрежь» , «Семь бед – один ответ» , «Один с сошкой – семеро с ложкой» и др. В этих пословицах и поговорках слово «семь» выступает в роли слова «много» . Можно вспомнить, что мы пользуемся семидневной неделей, говорим о семи цветах радуги.

Мотивацию считаю обязательным и одним из основных элементов в воспитании и обучении дошкольников. В противном случае мы рискуем испортить нашим детям детство. Чтобы дошкольники не делали в стенах нашего детского сада, они должны это делать с интересом, чтобы глаза их светились, чтобы дети радовались общению с нами. Иначе это будет тяжкий труд. Голову ребёнка мы разовьём, а душа его пострадала.

Виктория Калугина
Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка , т. к. она способствует развитию его личности в целом. В последнее время утвердился «гуманистический» подход к развитию ребенка : за ним признали право быть личностью. А самостоятельность - верная спутница личностного развития.

Что же такое самостоятельность ? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все по-разному его понимают.

Это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;

Способность рассчитывать только на свои силы;

Свобода выражения своих чувств, творческих замыслов;

Умение распоряжаться собой и своим временем;

Умение ставить перед собой новые задачи и решать их самому .

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека . Что же входит в понятие «самостоятельная деятельность » .

«Самостоятельная деятельность » наиболее полно определяется А. И. Зимней. По её определению «самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности . Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания , рефлективности, самодисциплины , личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания ».

Таким образом,«самостоятельная деятельность , или самодеятельность »– это субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность , с личностно обусловленными компонентами : целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

На самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.

С понятием «самостоятельная деятельность » тесно связано понятие «самоактивация » – это субъектно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности .

Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей .

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады : мотив – план (действие) – результат.

Мотив побуждает ребенка к деятельности . Он может быть создан разными условиями :

– обогащение арсенала умений;

– побуждение детей через изменение условий;

– постановка новых задач.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность .

Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности .

Использование игровых приемов и методов , их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Для выявления уровня проявления инициативы у детей в домашних условиях намибыло проведено анкетирование родителей.

Результаты обработки данных показали, что уровень инициативности в игре сформирован недостаточно . Из графика в презентации видно, что лишь 10% детей умеют играть самостоятельно , без помощи взрослого. Только у 30% детей есть фаза подготовки игры, что показывает нам неумение большинства детей ставить цель в игре, а это один из главных компонентов самостоятельной деятельности . Но с другой стороны большая часть детей (60 и 70%) вступает в контакт по своей инициативе в игре с детьми и взрослыми.

Все дети проявляют воображение в игре, что свидетельствует о сформированности начальных стадий сюжетно игровой деятельности .

Итак, по результатам данного опроса родителей были выявлены те трудности, которыебыли проработаны с помощью организации сюжетно-ролевых игр в группе детского сада. А именно : развитиеумения ставить цель игры, игровую задачу , развивать игровой сюжет , выполняя серию последовательных действий, брать на себя разнообразные роли, активизировать познавательную активность детей, добиваться результативности в игре. Все это было реализовано с помощью грамотного руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста .

В результате реализации данного направления педагогического воздействия были получены следующие данные :

Из данных графика видна однозначная положительная динамика : умение играть самостоятельно , без помощи взрослого было выявлено у 50% детей (увеличение на 40%, появилась фаза подготовки к игре у 60% детей (увеличение на 30%, увеличение на 20% количества детей, вступающих в контакт со сверстниками по своей инициативе в игре .

Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы, что условиями развитиясамостоятельности и инициативности , а также социально-игрового опыта являются :

1. Игровой педагог , т. е. носитель игрового опыта .

2. Использования в работе игр разного вида, особый упор сделан на сюжетно-ролевые игры.

4. Интересы и желания детей являются отправной точкой для сюжетов игр.

5. Грамотное управление и руководство игровой деятельностью детей : проектирование сюжетно-ролевых игр; подготовка предметно - развивающей среды; мониторингразвития навыков игровой деятельности , а также социальных навыков : самостоятельности и инициативности .

Важной задачей является формирование умения самостоятельно распределять роли , используя различные жеребьевки.

При руководствесюжетно-ролевыми играми нами были использованы следующие приемы (как правило косвенные) :

1. Прямые :

внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения,

взятие на себя роли подсказка в ходе игры,

внесение нового атрибута,

направление игры в нужное русло,

переключение внимания на другую игровую ситуацию .

2. Косвенные :

чтение отрывков из газет и журналов,

рассматривание картин и плакатов,

изготовление атрибутов на занятиях по труду,

беседы, знакомство с трудом взрослых.

Иногда при распределении ролей взрослый может назначить роли, руководствуясь определенной педагогической задачей (поощрение новенького, включить в игру робкого, или самвключается в игру.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проведение сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

Задачи :

Обогащать игровой и личный опыт детей , расширять представление об окружающей действительности.

Использовать произведения искусств как источника информации и впечатлений .

- Формировать интерес к классической музыке.

Активизировать в речи и уточнить название инструментов, медицинских профессий, учить понимать назначение профессиональных действий.

Развивать социальные отношения детей за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых .

Обогащать представления о работе врачей разных направлений (педиатр, лор, окулист, медицинская сестра и т. д.) .

Учить называть и передавать в игре профессиональные действия медицинских работников.

- Формировать грамматический строй речи, культуру общения, умение объяснять, отвечать на вопросы.

- Формировать диалогическую форму речи .

Воспитывать уважение к труду профессии врача.

Способствовать расширению круга ролевых действий.

Учить выполнять действия, предусмотренные ролью, согласовывать их с интересами товарищей.

Использовать в игре свои знания и опыт, взаимопомощь.

Способствовать формированию коммуникативных навыков.

- Формирование доброжелательного и внимательного отношения друг к другу.

Подготовка к игре :

1. Изготовление атрибутов :

Изготовление справок из бумаги;

Изготовление таблеток и витаминов из пластилина;

Сбор пустых коробочек из-под лекарств и витаминов;

Изготовление медицинских карточек.

2. Обогащение впечатлениями :

Рассматривание иллюстраций к произведению А. Барто «Мы с Тамарой – санитары» ;

Прослушивание музыкального произведения П. Чайковского «Болезнь куклы» ;

Рассматривание сюжетной картинки «На приеме у врача» ;

Чтение сказки К. Чуковского «Айболит» ;

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада;

Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть» ;

Предложить родителям с детьми сходить на экскурсию в поликлинику;

Дидактическая игра «Волшебный сундучок» ;

Провести беседу по итогам экскурсии.

3. Обучение игровым приемам :

Научить пользоваться атрибутами;

Учить раскладывать атрибуты;

Учить детей взявших на себя роль врача, давать рекомендации «больным» .

Учить объединяться в игре и использовать диалоги.

Особенности мотивации игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. Потребность в деятельности как своеобразный компонент мотивации наиболее ярко проявляется в таком виде деятельности как игровая.

Игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста, оказывая влияние на развитие наглядно-образного мышления ребенка, формирования внутреннего плана действий и произвольности поведения и деятельности и определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста 29, c. 54 . Игра содержит в себе все тенденции развития она источник развития и создаёт зоны ближайшего развития за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего типа, указывал Л.С.Выготский 14 с.15 . Современные исследования игровой деятельности дошкольника подтвердили правильность идей Л.С.Выготского. было установлено, что важнейшие стороны психики, в частности формирование личности ребёнка, развивается преимущественно в игре. Благодаря ей в сознании дошкольника выделяются и осмысливаются социально принятые этические нормы поведения, формируется основной движущий мотив личностного развития-быть как взрослый.

Основные новообразования развития мотивационно-потребностной сферы определяются эмоционально-действенной ориентировкой ребёнка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности, выделение основных функций социальной деятельности.

Результатом такой ориентировки является формирование у ребёнка новых по содержанию социальных мотивов, важнейшими из которых являются стремление к социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, и мотив должен занять новую социальную позицию 7, с. 89 . Происходит изменение психологической формы мотивов, отражающих общую тенденцию развития сознания от досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщённого намерения, стоящим на грани сознательных 69 , с. 277 . В игре формируется первичное соподчинение мотивов, формируются волевые мотивы Л.С.Выготский 14 . Л.С.Выготский считал, что сознательный выбор возможен лишь в случае оперирования смыслами, отрыва от наглядной ситуации собственного выполнения действия.

Игра, обеспечивающая отрыв смысла от действия, создаёт определённые условия для начала иерархизации мотивов.

Игра воздействует на поведение дошкольника, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребёнком произвольными формами поведения.

Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений 19 , с. 101 . Произвольность поведения, истоки которой лежат в овладении ребёнком произвольными движениями в процессе элементарных игр, продолжает эффективно формироваться в сюжетно-ролевых играх.

Магия роли, психологический механизм которой, несомненно, связан с особой мотивацией деятельности, перестраивает поведение ребёнка, он начинает контролировать себя. Следуя роли-образцу, ребёнок подавляет сиюминутные побуждения и желания, подчиняется эталону поведения, который диктуется ролью. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности.

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец 14, 69, 20 . Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками сверстниками в классе на ковре. Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребёнка, в ходе его общения с окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-ролевая игра представляет собой сложное образование, состоящее исследующих структурных компонентов целевого, потребностно-мотивационного, содержательного, операционного, результативного.

Сюжетно-ролевая игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность в ходе которой ребёнок ставит и реализует значимую для себя цель приготовить обед кукле-дочке, вылечить мишку и т. п При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребёнка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др одно из основных средств реализации сюжета, составляющее операционную сторону игры. Сюжеты игр разнообразны.

Условно их делят на бытовые игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей игры в больницу, магазин, животноводческую ферму, общественные игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полёт на Луну. Содержание игры, отмечает Д.Б.Эльконин, 69 - это то, чтовоспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Поэтому и содержание игр отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом покормил мишку-уложил спать снова покормил-и снова уложил спать. А.П.Усова 64 охарактеризовала такие игры как игры-действия. Причём интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребёнка. Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались не накормленными.

Однако на границе третьего и четвёртого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, вкючая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов. На четвёртом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий.

У дошкольников складывается интерес к определённым сюжетам, в которые они играли и раньше в семью, больницу, строителей, транспорт и др Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то своё, индивидуальное. Например, Серёжа, папа которого капитан речного парахода, предлагает воспитательнице покатать детей по Москва-реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту.

В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребёнком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыш, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети ограничиваются символическими действиями матрос плавает по комнате, которая стала как будто море. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появлыются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические расширилась сфера отображения труда взрослых обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др В старшем и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций помимо условных и символических действий положил голову на ладошку - уснул дети активно используют речевые комментарии Все как будто поспали - и сразу идём в зал на праздник! Давайте так мы уже прилетели в Африку Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий.

Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развёртывания содержания игры. Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям - усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого - постепенный переход от развёрнутой игровой ситуации к свёрнутой, обобщение изображаемого в игре использование условных и символических действий, словесных замещений. Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний, интересам, чувствам ребёнка, его личному опыту.

Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребёнка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребёнком из окружаюей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнёров по игре С капитаном нельзя спорить! или Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса помыть палубу! Таким образом, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать.

Исходя из этого образца, ребёнок оценивает поведение участников игры, а затем и своё собственное. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребёнка от взрослого. Одновременно у дошкольника растёт стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, играя, малыш начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого укладывает куклу спать, как мама, хотя и не называет себя именем взрослого.

Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и ещё один признак ребёнок озвучивает игрушку, говоря от её лица. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями я - мама, я - шофёр, я - врач. Взятая роль придаёт определённую направленность, смысл действиям с предметами мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для приготовления обеда, купания ребёнка врач подбирает для лечениякарандаш - градусник, рвёт бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определённой атрибутики у мамы - набор предметов быта, у врача - медицинские инструменты, лекарства, у шофёра - транспортное средство.

Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы ложка, тазик для купания куклы, а также предметы-заместители карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем. Ролевое взаимодействие осуществляется посредством предметно-игровых действий врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п. В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности у ребёнка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4- 5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребёнок охотно берёт на себя те роли, отношения в которых ему понятны воспитательница заботится о детях, капитан ведёт корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно. Ребёнок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.

В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия.

Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры - процесс довольно эмоциональный.

Помощь взрослого необходима. В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребёнок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.

Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребёнка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребёнок принимает во внимание нестолько внешнюю логику, последовательность действий есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолёт может приземлиться сколько смыслов социальных отношений полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии. Основным результатом игры ребёнка является удовлетворённость, радость и удовольствие, полученные от самого процесса игры. Наряду с этим существует и второй, скрытый от ребёнка результат - это обогащение и закрепление представлений детей о жизни, деятельности и отношениях людей, а также формирующиеся товарищеские отношения между детьми, система личностных качеств разнообразные познавательные интересы и умственные способности.

Игра с правилами, так же как и сюжетная игра, является элементом детской субкультуры, принадлежностью детской жизни от дошкольного возраста до подросткового.

Рассматривая игру с правилами как социокультурный феномен, один из видов традиционных игр т. е. игр, передаваемых из поколения в поколение, исследователи прежде всего отмечают свойственную ей стабильность формы, сохранение базовой структуры при разнообразии вариантов И.Ивич, 1987 H.Schwartzman, 1978 Play and Culture, 1987 21, 72, 73 По Х.Шварцман 72 , игра с правилами относится к разряду активностей, доставляющих удовольствие, т.е. имеет характеристику, объединяющую её с другими видами игр и развлечений.

Вместе с тем игре с правилами присущ комплекс отличительных признаков. К ним относятся организованная структура, состязание наличие двух или более соревнующихся сторон, критерии для определения победителя выигравшего, договор соглашение относительно правил.

Все эти признаки выступают в определении Х. Шварцман 72 как рядоположеные, без какой иерархизации. Предлагается и более общий критерий для ограничения игры с правилами от других видов активности наличие формализованных правил. К примеру, И. Ивич 1987 21 , разрабатывая международный проект по сбору и сохранению традиционных игр, подчеркивает, что игра с правилами характеризуется наличием четкой системы правил, которой подчиняется поведение игроков.

Правила носят безличный, договорной или обстоятельный характер для всех участников. Это не исключает различных вариантов игр и модификаций правил, но, как только участники договорились о правилах и варианте игры, они обязаны и соблюдать И. Ивич, 1987. С.145 21 . По-видимому, если сгруппировать все указываемые исследованиями признаки, игра с правилами наиболее полно может быть определена через две специфические составляющие формализированные, конвенционные безличные, договорные, обязательные для всех правила и состоятельные отношения с установлением первенства выигрыша одной из сторон.

Разработаны различные классификации игр с правилами. Наиболее общую четкую классификацию по степени и характеру требуемых игрой умений и способностей приводит Х. Шварцман 72 1 игры, основанные на ловкости физической компетенции 2 стратегические игры требующие умственной компетенции играющего. При этом Х. Шварцман 72 указывает, что в культуре достаточно редко обнаруживаются эти чистые типы, чаще в конкретной игре смешиваются их элементы, хотя какой-то может быть преобладающим.

Детские игры могут быть различены по разным основаниям 1. по их специфическим характеристикам - на сюжетные игры и игры с правилами а последние, могут рассматриваться в рамках более детальных классификаций 2. по форме их организации и мере регламентации взрослым с целью решения воспитательно-образовательных задач - на самостоятельную игровую деятельность детей и дидактическую игру со специально вносимым педагогом содержанием. Сюжетные игры и игры с правилами различаются типом отношений и характером сочетания интересов играющих.

В сюжетной игре если она протекает как совместная это отношения дополнительности, сопричастности смыслу действий партнера в каждом очередном шаге игры или же просто независимые действия каждого. В игре с правилами это отношения состязания, связанные с установлением первенства в чем-либо одного из играющих. В качестве центральной характеристики можно выделить результат игры - выигрыш. По существу, в нем как в фокусе собираются, с одной стороны, совместность и состязательность выиграть можно только у других, с другой стороны, совместной и состязательность выиграть можно только у других, с другой стороны, безличное, обязательное письмо и цикличный характер деятельности правила уравнивают всех играющих, возобновление циклов открывает для всех перспективу успеха. Именно выигрыш придает этой деятельности игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью. Наличие выигрыша отличает игру с правилами от простого упражнения, действий с дидактическим материалом хотя здесь есть и общие черты - получение заранее определенного конечного результата, наличие правил действия с материалом. Рассмотрим общую схему процесса развертывания игры с правилами.

Первоначально играющие должны занять равные исходные позиции.

Это значит справедливо с равной для всех возможностью распределить функциональные места в игре функции с преимущественной активностью, если такие предполагаются, порядок вступления в игру участников и т.п Затем должен быть развернут игровой цикл реализованы конкретные действия, предполагаемые игрой, который завершается определением выигравшего.

Далее, для повторения игрового цикла должны быть вновь определенны исходные позиции играющих. Все эти моменты предполагают использование правил трех видов. Первые - нормативные правила или нормативные способы регуляции совместной деятельности, реализующие моральный принцип справедливости, второй - собственно игровые правила конкретные предписания, определяющие действия участников в каждой игре и, наконец, критерий или правила установления выигрыша - определение победителя, которые позволяют зафиксировать первенство одного из играющих кто раньше всех, тот выигрывает, кто больше всех, тот выигрывает и т.п Участники игры должны освоить все эти типы правил для того, чтобы развернуть процесс совместной деятельности. Как принято считать, игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного, умственного развития детей, осуществляющегося за счет содержания, материала, на котором развертывается каждая конкретная игра. Однако, специфическое развивающее значение игры с правилами связано прежде всего с ее специфическими характеристиками.

Особенно важна игра с правилами для развития у детей нормативной регуляции поведения именно нормативной регуляции, а не просто произвольного действия. В игре с правилами как кооперативной деятельности, требующей соблюдения правила нормы, обязательного для всех участников, возникает необходимость во взаимной нормативной регуляции контроле за выполнением правил - важной составляющей морально - нравственного развития ребенка С. Г. Якобсон, 1984 Е. В. Субботинский, 1983 J. Piaget, 1932 и др. 70, 59, 71 В этом виде игры создаются условия и необходимость для освоения и актуализации детьми в самостоятельной деятельности нормативных способов реализации морального принципа справедливости.

Общая структура игры с правилами способствует возникновению состязательных отношений между детьми, развитию стремления к успеху в достижении определенного результата сопоставлению своих достижений с результатами сверстников, причем, это сопоставление, выделение себя среди других осуществляется ребенком самостоятельно в соответствии с доступными ему критериями. Важным являются также приобретаемый ребенком опыт переживания временной неудачи, пока еще социально не значимой, безобидной деятельности, как игра. На значение опыта переживания своего неуспеха, принятия для более устойчивых, упорядоченных реакций ребенка на фрустирующие реакции в дальнейшим указывает на ряд исследователей см. Play and Culture, 1987 73 . Кроме того, игра с правилами, как и другие виды совместной детской деятельности, оказывают существенное влияние на овладение ребенком различными типичными формами взаимодействия одновременные и последовательно - поочередные действия с другими, обмен функционально - распределенными действиями внутри группы и между командами и т.п а также на развитие способности к договору, предварительному согласованию предстоящих действий.

Мы посчитали необходимым дать обзор вопросов, связанных с развитием сюжетно - ролевой игры с правилами у нормально развивающихся детей, поскольку это даст возможность глубже понять особенности формирования мотивации игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью, так как формирование происходит с ориентировкой на развитие мотивации игровой деятельности в норме.

Глава II Анализ результатов экспериментальных исследований мотивации игровой деятельности. 2.3 Методы исследования.2.3.1. Эксперимент Волшебная комната 2.3.2. Методика Выбор игры. 2.3.3. Наблюдение в ходе игровой деятельности. 2.3.1. Эксперимент Волшебная комната. Цель Исследование взаимоотношений детей 5-7 лет. 1. Выявление особенностей общения детей в процессе игровой деятельности. 2. Позволяет построить гипотезу о возможных причинах популярности ребёнка. 3. Позволяет получить уточняющую информацию о эмоционально-личностных предпочтениях ребёнка Инструкция Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете.

Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней всё, что захочешь.

Но есть два условия ты должен пойти туда не один, возьми с собой двоих, кого ты захочешь.

И ещё, всё, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам. Вопросы 1. Кого ты с собой возьмёшь? Нужно уточнить, что это за дети, и какого они возраста. 2. Вот теперь вы пришли в волшебную комнату.

Что ты предложишь там делать? Во что и как играть. 3. Хорошо, все поиграли.

А потом дети сказали, что им это надоело, и они не будут больше играть. Что ты дальше предложишь? 4. Какие игры ты ещё можешь предложить? 5. Ты предложил, а ребята не хотят так играть.

Что ты будешь делать? Интерпретация Инициатива и позиция в общении 1. Ребёнок легко вносит разнообразные, чёткие по замыслу предложения по совместной игре. Интерпретация В реальном игровом взаимодействии ребёнок будет также инициативен. Он принимает на себя главные роли в игре и занимает ведущую, доминирующую позицию в общении. Доминирование может быть положительным и отрицательным. При положительном - ребёнок доброжелательно, конструктивно решает возникающие конфликты, учитывая мнение и желания других.

При отрицательном - авторитарность, стремление достичь цели любым способом. 2. Если ребёнок предлагает 1-2 варианта игры, не всегда представляет себе её ход и затрудняется распределить роли. Интерпретация В реальной игре эти дети менее активны, они лишь поддерживают её. Вносят предложения и уточнения, связанные с принятой ими ролью. Они выбирают для себя средние по значимости роли. Занимают подчинительную позицию в общении. Не пользуются большой популярностью, но и не оказываются в изоляции. 3.Дети, которые отказываются от проявления инициативы.

В лучшем случае предлагают один вариант игры и не могут рассказать о её замысле. Интерпретация В реальной игре выступают пассивными участниками. Им достаются второстепенные и малопривлекательные роли. Занимают подчинительную позицию в общении. Развитие игровых навыков. 1. Ребёнок может предложить несколько вариантов сюжетно-ролевой игры, игр - драматизации или игр с правилами. Может рассказать о ходе игры, её правилах, распределить роли. Интерпретация Высокий уровень игровых навыков. 2. Ребёнок может предложить один вариант сюжетно-ролевой игры или игры с правилами, либо только настольно-печатные.

Интерпретация Средний уровень развития игровых навыков. Предлагались игры разного вида сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, дидактические, настольно-печатные и др Каждый ребёнок выбирал 3 раза. Инструкция 1. Вопросы Я предложу несколько игр, а ты выбери одну из них, в которую бы ты хотел сейчас поиграть. 2. Давай вместе с детьми поиграем. 1. Почему ты выбрал эту игру? 2. Во что ты будешь играть со мной потом? 3. С кем из детей ты хочешь поиграть? Почему? Оценка Анализ качественный и результаты фиксировались.

Наблюдение в ходе игровой деятельности. Цель Наблюдение за особенностями игровой деятельности во время проведения эксперимента и методики. В ситуации обследования ребёнку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребёнок подходит к игрушкам.

Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий. Оценивается - проявление интереса к игрушкам эмоциональные реакции и высказывания, просьбы - выбор игрушек отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью набрать игрушек побольше, безотносительно к их назначению - стойкость интереса к игрушке долго ли занимается одной игрушкой, организует ли с ней действия - адекватность использования игрушек соответствие использования предмета его назначению. Неадекватное использование рвут, ломают, облизывают, сосут, пытаются взять в рот нелепые действия с предметами - действия, не диктуемые логикой игры или качеством предмета - возможность организации и уровень самостоятельной игры манипуляция, процессуальная игра, игра с элементами сюжета - характер игры однообразный или нет, наличие творчества - поведение во время игровой деятельности эмоциональные реакции, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого. Исследование интересов ребёнка, его потребностей проводится параллельно с изучением игры. Результаты фиксировались в таблице. 2.2

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Слишком много есть в каждом из нас Неизвестных, играющих сил А. А. Блок Актуальность проблемы мотивации. Проблема мотивации в качестве важнейшего структурного элемента в системе.. Ее исследование имеет важное значение, как для теории психологии, так и для общественной практики.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Материал к семинару для педагогов

По теме «Приемы побуждения детей к самостоятельной деятельности»

Подготовила педагог-психолог

Шлякина С.Ю.

Цель: Активизировать знания воспитателей оприемах побуждения детей- дошкольников к самостоятельной деятельности.

Психолог: Самостоятельная деятельность – это деятельность, которая выполняется без участия взрослого, но по его заданию в определенное время. Самостоятельная деятельность требует от детей наличие знаний, умений и навыков, самоконтроля и самооценки, а так же развитие разных видов деятельности: предметной, игровой, учебной.

Структура самостоятельной деятельности: Мотив – Действие – Результат.

Структура деятельности педагога по формированию самостоятельной деятельности может быть представлена как: Методы и приемы мотивации - Создание условий предметной среды – Анализ результатов.

Что такое мотивация? (ответы воспитателей)

Мотив – основное условие самостоятельной деятельности. Мотивы – это сложное образование, развиваются на протяжении всего дошкольного детства. Существуют следующие виды мотивов:

Эмоциональные мотивы

Игровые мотивы

Познавательные мотивы

Социальные

Волевые.

Эмоциональные мотивы – играют важную роль, т.к. определяют успешность в любой деятельности. Педагог должен ориентироваться на эмоциональный фон ребенка. Важный фактор – создание благоприятного психологического климата в группе, обращение к ребенку по имени, опора на похвалу, одобрение, ласковый тон, одобряющие прикосновения и т.д.

Игровые мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и связаны с интересом ребенка к самому процессу игры.. Так как игра является ведущим видом деятельности, игровые приемы очень важное условие мотивации.

Познавательные мотивы – появляются в процессе обучения. Познавательная деятельность дошкольника связана с наглядно-действенным и наглядно-образным способам познания, поэтому используем картинки, ребусы, карточки и т.д.

Социальные мотивы – осознанное побуждение к деятельности путем достижения успеха, сотрудничества с другими детьми.

Волевые мотивы выражаются в умении самоорганизовывать себя, целеустремленности, произвольности.

Развитие самостоятельной игровой деятельности детей зависит от умелого, гибкого руководства педагога, которое включает:

Расширение знаний детей об окружающем мире

Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель выполняет главную роль

Помощь в распределение ролей, лидирующих позиций

Разыгрывание воображаемой ситуации

Методы и приемы мотивации

«Удивляй» - вызывай интерес. Занятие должно начинаться необычно:

Приветствие

Сюрприз

Стихи, загадки

Эксперимент

Внесение кукольного персонажа

«Разминка» - активное включение каждого ребенка в работу:

Постановка правил поведения от лица персонажа

Создание воображаемой ситуации

Прием параллельной игры

Использование сюжета: два шофера, два врача

Самостоятельная игровая деятельность детей

Использование косвенных приемов руководства игровой деятельностью, которые не мешают ребенку самостоятельно играть

Постановка ребенка в позицию взрослого (лидера), что способствуют развитию самостоятельности у детей

Создание условий предметно-пространственной среды

- создание игровой среды в соответствии с возрастными особенностями

Обновление игровых зон

Изменения игровой среды

Педагогу необходимо не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности

Обозначение игровых зон

Схемы и модули для самостоятельной деятельности

Анализ результатов

Любая деятельность должна быть оценена.

Поощрение, похвала

Обращение внимания на позитивные моменты

Рефлексия: «Что понравилось?»

Рефлексия настроения: «Какое у вас сейчас настроение?»