Тренинг на объединение. Игры на сплочение группы

Тренинг сплочения

для студентов 1 курса

Цель тренинга : сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Прежде всего тренинг начинается с приветственного слова, которое занимает не больше 5 минут. В данном случае достаточно сказать о себе два-три слова, особенно не вдаваясь в подробности, выразить готовность быть открытым для диалога, подчеркнуть значимость активности студентов, в том числе при задавании вопросов.

    Приветственное слово

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!

2. Формирование норм и правил в группе.

В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными. Они обсуждаются всеми членами группы и принимаются как основные правила взаимоотношений или отклоняются, при этом выдвигаются альтернативные правила.

Общение по принципу «здесь и сейчас. Во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

Называть друг друга только по имени.

Персонификация высказываний . Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что…» - на такое: «Я считаю, что…». Отказываемся и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли…» - на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».

Конфиденциальность всего происходящего в группе . Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

Недопустимость непосредственных оценок человека . При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения».
Как можно больше контактов и общения с различными людьми. У каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятия мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

Уважение к говорящему . Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, показывая, что мы слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем, пока он не закончит говорить.

Правило «Стоп». Во время работы группы любой участник группы может остановить разговор, вопрос, обращенный к нему или какое-либо другое действие, если посчитает это психологически опасным для своего внутреннего мира. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения только тогда, когда он свободен в выборе решений.

3. Основная часть

Упражнение 1. После обсуждения правил можно проводить знакомство. Оно может проходить в различных формах:

1-й вариант: « Самопрезентация », на которую отводится примерно 10 минут. Упражнение выполняется в кругу. Участникам предлагается по очереди (по кругу) сообщить остальным членам группы следующую информацию о себе: имя, город (село), из которого приехал, две лучшие черты своего характера. Ведущие и другие члены группы могут задавать представляющемуся участнику дополнительные вопросы. Норму задавания вопросов лучше ввести ведущему личным примером. Задавая открытые вопросы, ведущий демонстрирует представляющемуся участнику заинтересованность в получаемой информации и помогает ему более полно раскрыться.

Нет ничего более препятствующего сплочению группы, как незнание имен участников, поэтому при возможности предварительно попросите каждого участника до начала тренинга написать имя на бейдже, чтобы без труда общаться.

2-й вариант: назвать свое имя и охарактеризовать свое настроение на данный момент, сравнив его с погодой (тогда важно в конце тренинга еще раз охарактеризовать свое настроение, отметив его улучшение или ухудшение).

3-й вариант: назвать свое имя и положительное качество (то, что вы цените в себе) на первую букву имени, по кругу.

Подросткам обычно трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, поэтому ведущему важно вовремя поддержать подростка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.

Нужно заострить внимание студентов, что у каждого человека есть положительные качества и это является ресурсом личности подростка.

4-й вариант: «Снежный ком». Каждый участник группы называет свое имя и личностное качество, за которое его можно ценить, любить, уважать и т.д. Первый участник называет свое имя и качество, второй – называет имя и качество первого, затем свое и т.д. Таким образом, имена и качества нарастают как снежный ком. Последний участник называет всех.
При обсуждении обратить внимание на то, что помогало выполнить упражнение, в каких случаях возникало волнение, смотрели ли говорящие в глаза тем, о ком говорили, как использовали приемы для запоминания.

Упражнение 2 . «Поменяйтесь местами те, кто…»

Ведущий, находясь в центре круга, произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое!». Участники, кто любит мороженое, быстро между собой меняются местами. В это время ведущий занимает чье-либо освободившееся место. Тот, чье место оказалось занятым ведущим, становится в центр круга и произносит любую фразу, которая начинается со слов: «Поменяйтесь местами те, кто…».

Анализируя упражнение, можно подвести участников к тому, что люди между собой чем-то могут быть похожими.

Упражнение 3. «Кто как выглядит» (на наблюдательность)

1-й вариант: участники делятся на пары, встают спинами друг к другу и описывают, как выглядит человек, стоящий за спиной.

2-й вариант: участник группы, вызвавшийся рискнуть, прячется за портьеру, за шкаф или за дверь так, чтобы он мог слышать то, что происходит в группе. После этого ведущий предлагает участникам описать, как выглядит человек, находящийся за портьерой. Ведущий просит вспомнить во всех подробностях. Он воздерживается от комментариев. Единственное, что позволяет себе ведущий – это повторять сказанное, сопровождая повтор вопросом, например, «На Игоре серый свитер и серо-зеленые брюки. И всё?»

Ведущий может обращаться к стоящему за портьерой Игорю с просьбой внимательно следить за правильностью описаний или с вопросом о том, «не тяжко ли стоять и слушать, что говорят о тебе?».

Следует останавливать участников, если описывается характер спрятавшегося человека, его привычки, склонности, личностные особенности.

Когда все высказались, прятавшийся участник делится своими впечатлениями, отмечает правильности и ошибки в описаниях. Можно поинтересоваться, как там было стоять: уютно-неуютно, приятно-неприятно, интересно-скучно и т.д. Как правило, участникам приятно, когда все про него говорили. Некоторые говорят об удивлении тем, что группа оказалась неожиданно внимательной. Редко говорят о том, что было скучно, неинтересно. В этом случае нужно поблагодарить человека за предоставленную возможность группе поупражняться в наблюдательности. И напомнить группе, что большинство участников опасались рискнуть выйти для выполнения этого упражнения.

Кто еще хочет рискнуть? – задает вопрос ведущий.

После этого члены группы ведут себя смелее. Можно повторить предыдущее упражнение для следующего спрятавшегося, либо, неожиданно для всех, сменить задание:

Упражнение 4. Смена позиций

Пока вызвавшийся участник находится за дверью или за портьерой, группа меняет что-то во внешнем виде, меняет позы, позиции. Задача вызвавшегося участника обнаружить все изменения, произошедшие во время его отсутствия, и вернуть всё в первоначальный вид.

В качестве облегчения задания вызвавшийся участник может получить возможность оглядеть внимательно группу перед уходом.

Упражнение 5. «Моя изюминка»

На листочке бумаги каждый участник пишет свое качество, свою особенность, которая его ярко характеризует. Затем листочек складывается в «самолетик» и запускается в центр круга. Каждый участник берет по одному самолетику, еще раз запускает его в центр круга, вновь самолетики разбираются и разворачиваются. По очереди зачитывается то, что написано на листочках, и группа угадывает, кто этот человек.

По окончании упражнения обсуждается, легко ли было найти в себе качество–«изюминку», «насколько я себя знаю», «как меня воспринимают окружающие», каково было, когда приписывали чужие качества…

Упражнение 6. «Зеркало»

Члены группы разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. Один смотрится в зеркало, другой – его «отзеркаливает»:

Вы проснулись утром;

Пошли умываться;

Вы чистите зубы;

Вы начинаете причесываться;

Вы переодеваетесь в выходную одежду;

Вам в глаз попала соринка: посмотрите внимательно в свой правый глаз, оттянув слегка нижнее веко;

Вы наносите на лицо косметику (для девушек); вы бреетесь (для юношей);

У вас болит горло; вы пытаетесь рассмотреть в зеркале, нет ли у вас воспаления, проверяете свой язык;

и т.д.

В середине упражнения пары меняются ролями.

Упражнение, как правило, проходит оживленно. Обнаруживается, что не так просто, как кажется, быть внимательным и фиксировать все, хотя бы внешние проявления другого человека, когда он смотрит на вас. Нередко также выдерживать прямой взгляд в глаза (можно смотреть собеседнику в точку на его лице, расположенную чуть выше переносицы. Это остается назаметным для собеседника).

Упражнение 7. Уровень счастья (снятие эмоциональной тревожности, повышение уверенности в себе, поиск ресурсов)

Ведущий просит участников написать на бумаге список (перечень) всего того, за что можно быть благодарным судьбе в настоящий момент (солнечный день, своё здоровье, здоровье членов семьи, возможность читать, учиться, работать и т.п.). затем обсуждается, у кого что получилось. Упражнение закончить самоотчетом о своем психическом состоянии (настроении).

Упражнение 8. «Механизм» (на сколько слаженно группа может взаимодействовать)

Группе нужно выбрать один механизм и группой его изобразить: участники – детали (части) этого механизма (часы, машина…).

Обсуждается, как каждый себя чувствовал в роли какой детали.

Упражнение 9. Восковая палочка (на доверие)

Образовать круг лицом в центр, а в центр становится юноша или девушка, расслабляется, закрывает глаза и начинает падать назад, вперед, вбок – в любую сторону. Стоящие кругом мягко его ловят и передают напротив или по кругу так, чтобы у стоящего в кругу появилось ощущение колыбельки или качания на волнах. Важно, чтобы составляющие круг встали надежно, с отставленной назад опорой ногой и готовыми – надежными и нежными – руками.

Начало и конец качания и смена качающегося происходит по команде ведущего. После каждого качания (или по завершению упражнения) качающийся и группа обмениваются впечатлениями – одна минута: чувствовал ли каждый доверие к группе, качающийся описывает свои ощущения, может указать "лучшие" и "худшие" руки (более или менее вызывающие доверие).

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Как изменилось Ваше настроение?…

Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Тренинг на знакомство, сплочение и командообразование.

Подготовила: старик СПО «ВЕГА» Виктория Канчер

Цель тренинга : сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Задачи тренинга:

    формирование благоприятного психологического климата в группе;

    нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

    первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

    осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

    развитие умения работать в команде;

    сплочение группы.

Фазы тренинга:

1. Вводная фаза

Цель фазы : Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

2. Фаза контакта

Цель фазы : Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.

3. Фаза лабилизации

Цель фазы : Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.

4. Фаза обучения

Цель фазы : Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.

5.Заключительная фаза

Цель фазы : Подведение итогов, снятие напряжения

Упражнение №1 «Нарисуй свое имя»

Необходимые материалы : листы А4, фломастеры или маркеры.

Время : 5-10 минут.

Описание : Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий предлагает каждому участнику группы нарисовать имя, которым будет на протяжении всех тренинговых занятий.

Обсуждение : каждый участник представляется и демонстрирует нарисованное им имя.

P.S. в дальнейшем данные рисунки можно поместить в уголок отряда или украсить ими дверь в комнаты, что поможет быстрее узнать детям друг друга.

Упражнение №2 «Возьми салфеток»

Необходимые материалы : бумажные салфетки.

Время : 5-10 минут.

Описание : Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Обсуждение : не требуется.

Упражнение №3 «Ветер дует на того, кто…»

Описание: Участники стоят в кругу. Водящий говорит «Ветер дует на того, у кого…» и называет какой – либо признак участников. Это могут быть как детали внешности, так и психологические качества, какие-либо уменя, жизненные события и т.д. (Например, у кого светлые глаза, кто сегодня проснулся в хорошем настроении, кто умеет играть на музыкальных инструментах). После того как назвали очередной признак, участники, которые им обладают, сразу выходят в центр круга, а потом быстро возвращаются, но не туда, где стояли до этого, а поменявшись местами с кем-либо из тех, кто тоже выходил в центр круга. Замешкавшийся сам становится водящим.

Смысл упражнения: упражнение способствует подчёркиванию сходства участников (что повышает уровень сплочённости группы и знакомства с ней), даёт возможность больше узнать друг о друге, способствует мобилизации внимания группы.

Упражнение №4 «Веселый счет»

Цель : снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения : Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение : почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

Упражнение №5 «Вавилонская башня»

Время : 15 минут.

Ресурсы : цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения : Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Психологический смысл упражнения : В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение : Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

Упражнение №6 «Воздушные замки»

Необходимые материалы : пачка бумаги формата А4.

Время : 25 минут.

Описание : Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».

Обсуждение:

    Возникали ли помехи в работе команды? В чем они заключались?

    Что помогало команде работать слаженно, совместно выполнять данное упражнение?

Упражнение №7 «Паззлы»

Цель : формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе.

Время : 10-15 минут.

Ресурсы : карточки с изображениями животных, маленькие головоломки «пазлы».

Ход упражнения : участники делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача – собрать ее как можно быстрее.

Психологический смысл упражнения : участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли, к улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.

Обсуждение : Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?

Упражнение №8 «Волшебная цифра 3»

Описание: Участники располагаются по кругу и начинают считать, произнося числа поочерёдно. Тот, кому достаётся число, делящееся на 3 или в составе которого есть цифра 3, хлопает в ладоши. Кто ошибается – выбывает из игры. Упражнение выполняется в высоком темпе и продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 самых внимательных участника.

Смысл упражнения: Интеллектуальная разминка, мобилизация внимания участников, сплочение группы.

Упражнение №9 «Дом»

Цель : осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время : 15 минут.

Ход упражнения : участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения : Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение : Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

Упражнение №10 «Подарок»

Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время : 3-5 минут.

Описание упражнения : Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения : Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Работа с людьми - вещь сложная. Каждый человек индивидуален, поэтому одно дело, когда люди встречают других на своем жизненном пути на не продолжительный период времени, но совсем другое, когда они находятся вмести достаточно долго (работают в одном коллективе).

В последнем случае необходимо терпение, постоянный поиск компромиссов, примирение с особенностями коллег. Всем ясно, что каждому работнику важен психологический комфорт,

а работодателю - эффективность работы подчиненных.

Чтобы удовлетворить эти потребности, необходимо коллектив

сплотить. Но что для этого необходимо? Как сплотить коллектив?

На предприятии поможет, например, проведение корпоративного тренинга на сплочение коллектива . Но сейчас существует огромное количество разнообразных методик. Вариант, который освещается в данной статье, - игры на сплочение коллектива:

  1. Игра «Солнце светит для тех, кто...»
    Группа составляет стулья в круг и усаживается на них. Стульев должно быть меньше, чем участников группы, на 1. Оставшийся человек становится внутрь круга.
    Задача стоящего в центре - снова получить стул, на который можно сесть. Для этого он начинает говорить что-то правдивое относительно себя. Звучит это примерно так «Солнце светит для тех, кто носит синие джинсы» или «Солнце светит для тех, кто рыжий». Чем дальше заходит игра, тем больше можно усложнять задачу - говорить не о внешности, а о личных качествах; привычках; причудах; о том, что приносит радость или огорчение; любимых цветах и животных; о плюсах и недостатках; профессиональных интересах. В идеале необходимо вспоминать не только хорошее, но и плохое. (Не всем это придётся по вкусу, но даст более объективную картину для окружающих) Кто знает, может, у Вас больше общего с окружающими, чем Вы думаете?
    Игру стоит продолжать до тех пор, пока сохраняется оживление и интерес группы. Как результат участники получат массу новой информации о людях, работающих бок о бок с ними.
    Данная игра подойдет для новоиспеченного коллектива.
  2. Игра «Найди свою пару»
    Для игры необходимы карточки с названиями животных (Одно название животного пишется на 2 карточки). Если участников нечетное количество, то какое-то одно название животного пишется на 3 карточки и участники игры заранее об этом предупреждаются.
    Группа садится в круг. Задача каждого участника - не показывая никому карточку, выйти в центр круга и при помощи мимики и жестов показать животное, название которого было написано на карточке данного участника. Ни в коем случае нельзя издавать звуки - это слишком просто.
    Эта игра подходит для случаев, когда необходимо разрядить обстановку в коллективе.
  3. Игра «Рисунок на спине»
    Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Каждому участнику выдается ручка (или другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять что же было нарисовано у него на спине и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок. Так,например, когда я была участником данной игры, звездочка (первый рисунок) превратилась в луг с цветочками и солнышко (последний рисунок).
    Данная игра - хороший повод посмеяться и уловить особенности окружающих людей.
  4. Игра «Эмпайр стейт билдинг»
    Для игры понадобятся маркеры или фломастеры, листы формата А3, карточки с заданиями, а именно:
    - Нарисовать здание в 10 этажей.
    - Контур здания должен быть фиолетового цвета.
    - Окон здания должно быть по 2 на каждый этаж.
    - На здании должен развиваться синий флаг.
    …и так далее.

    Карточек должно быть столько же, сколько и участников. Если участников слишком много, то их можно разбить на группы, тогда понадобится меньше карточек. Каждому участнику раздается по карточке. Его задача молча нарисовать то, что ему выпало. Между собой участники тоже не разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно. Для удобства проведения игры лучше, чтобы лист бумаги был прикреплен к стене, а количество участников не превышало 5 человек. Для азарта можно устроить состязания на время, тогда понадобится секундомер.

  5. Игра «Молчанка»
    Для игры понадобятся листы бумаги, фломастеры, карандаши или маркеры. Группа разбивается на пары (если нечетное количество участников, то будет одна группа из 3 человек). Каждой паре выдается листок бумаги и 1 карандаш. Задача участников молча нарисовать рисунок при помощи 1 пишущего средства. На это отводится 5 минут. Данная игра развивает чувство сотрудничества в участниках.
  6. Игра «Многоножка»
    Данная игра рассчитана на большое количество участников. Участники игры распределяются в несколько колонн. Обуславливается линия финиша. Каждый участник поднимает левую ногу и берет ногу впередистоящего участника за лодыжку (голеностопный сустав). Задача колонн - как можно быстрее прийти к финишу и не покалечить друг друга. Выигрывает та команда, что быстрее пришла к финишу. Игру можно использовать как разминку и тренировку уверенного поведения при необходимости координировать свои действия с действиями других.
  7. Игра «Сквозь кольцо»
    Заранее изготавливается обруч диаметром 1 метр. Участники игры становятся в шеренгу и берутся за руки. Человек, стоящий первым в шеренге, держит обруч в руке. Задача участников - пройти сквозь обруч, не размыкая рук. В конце обруч должен оказаться на противоположном краю шеренги. Данная игра предназначена на улучшения координации совместных действий в коллективе.
  8. Игра «Снежки»
    Для игры понадобится много газет (1 разворот на каждого участника) и бумажный скотч. При помощи скотча размечается две линии параллельно друг другу на расстоянии четырех - пяти метров друг от друга. Каждый участник берет лист газеты и делает из него комок поплотнее. Участники делятся на две группы, берут свои комочки, становятся друг против друга за ранее отмеченными линиями. Во время игры участникам нельзя пересекать линии, за которыми они находятся. По сигналу ведущего обе команды начинают бросать «снежки» в сторону противника. Все комочки, что прилетели, необходимо отправить назад как можно быстрее. По команде «Стоп» боевые действия прекращаются. Выигрывает та команда, на чьей стороне меньше «снежков».
  9. Игра «Что такое?»
    Заранее для игры, в идеале, необходимо подготовить карточки со сложными для объяснения словами (Например, цирюльник, жребий, микрорайон, интерпретация и тд.), но можно обойтись и обычными словами (кресло, телефон, светофор и тд.). Участники разделяются на группы по три - четыре человека, карточки разделяются между ними. По сигналу каждая из команд начинает совещаться. После того, как окончится совещание, каждый из участников забирает себе одну или более карточек, которые будет объяснять. Важно, чтобы он задал присутствующим вопрос о предмете на карточке так, чтобы все остальные смогли понять что это и дать ответ. Например:
    - Удобное сиденье с подставками для рук?
    - Кресло.
    Игра развивает чувство сотрудничества у участников.
  10. Игра «Путанка»
    Участники игры становятся в круг, держась за руки, потом начинают запутываться. Когда все окончательно запутаются, то получится один большой «зверь». После того, как «зверь» сформировался, ведущий должен задать вопросы «Где у зверя голова?», «Где у зверя хвост?», «Где у зверя право?», «Где у зверя лево?». Когда на все вопросы найдены ответы, зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра). Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.

Перед началом игр во время тренинга на сплочение коллектива сотрудников важно попросить участников расслабиться и не принимать все, что будет происходить, близко к сердцу. Важно не только добиться сплоченности коллектива, выработки навыков сотрудничества, но и дать людям отдохнуть; получить массу положительных эмоций от общения друг с другом. Не всегда это будет просто. Если возникают проблемы, поговорите о них и попытайтесь помочь решить. Взаимоответственность и поддержка - важные составляющие здоровых отношений в коллективе. Не забывайте от этом, обращайтесь к нам, если хотите

Тренинг «Сплочение»

Цель : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

  • Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
  • Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
  • Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
  • Осознание себя командой.

Возраст : студенты.

Состав участников : 15-20 человек.

Режим работы : 3 часа; перерыв 10 минут;

Актуальность : невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться., возможность увидеть., возможность услышать., возможность ощутить., возможность испытать., возможность стать., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Структура тренинга:

  1. Орг. момент - 4 минуты
  2. Вступление - 5 минут
  3. Цель задачи - 3 минут
  4. Разминка - 5 минут
  5. Основная часть - 2 часа 20 минут (140 минут)
  6. Рефлексия - 20 минут
  7. Орг. конец - 3 минуты

Ход тренингового занятия:

  1. Разминка Упражнение «Пожалуйста» - 5 минут
  2. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что.» - 5 минут
  3. Игра «Атомы и молекулы» - 4 минут
  4. Упражнение «Постройтесь по росту!» - 5 минут
  5. Упражнение «Печатная машинка» - 15 минут
  6. Упражнение «Путанка» - 10 минут
  7. Упражнение «Поезд» - 20 минут
  8. Упражнение «Счёт до десяти» - 10 минут
  9. Игра «Машина с характером» - 20минут
  10. Упражнение «Опустить предмет» - 15 минут
  11. Упражнение «А я еду.» - 8 минут
  12. Упражнение «Переправа» - 20 минут
  13. Упражнение-игра «Тик-так» - 7 минут

Структура : студенты рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать начинается тренинг.

Здравствуйте. Мы студенты 5 курса и сегодня проведем для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга - это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Разминка Упражнение «Пожалуйста»

Цель : Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Вариант 1 . Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

Вариант 2 . Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

Примечание : с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что.»

Цель : познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения : Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что.». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что.» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

Игра «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек - маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

* На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель : Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения : Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание : Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Обсуждение:

  • Удалось ли группе это сделать?
  • Что помогало? Поддержавало?
  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Упражнение «Печатная машинка»

Цель : Выработка навыков сплоченных действий.

Ход упражнения : Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы - ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Обсуждение:

  • Что помогало справиться?
  • Что поддерживало?
  • Трудно ли было?

Упражнение «Путанка»

Цель : Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения : Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», - спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение : какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Поезд»

Цель : Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения : 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» - проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки - например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Обсуждение:

  • Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?
  • Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?
  • Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель : прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения : «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

  • Что с вами происходило?
  • Если не получилось, то почему?
  • Какую стратегию вы выбрали?

Игра «Машина с характером»

Цель : сплочение группы.

Ход упражнения:

Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали - это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок 1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться.

Обсуждение игры:

  • В какой момент вы стали деталью машины? Почему?
  • Как вы придумали свои действия?
  • Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?
  • Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

Варианты:

Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллегорически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира и т.д.

Упражнение «Опустить предмет»

Цель : Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ход упражнения : 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников : опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Обсуждение:

  • Что испытывали при выполнении задания?
  • Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
  • Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Упражнение «А я еду.»

Цель : разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения : Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с.» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Упражнение «Переправа»

Цель : Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

Описание упражнения : Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.

Обсуждение:

  • Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?
  • Что происходило с вами, вызвало ли у вас дискамфорт это упражнение?

Упражнение-игра «Тик-так»

Цель : Игра веселая и легкая, помогает снять напряжение предыдущего упражнения.

Ход упражнения : Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» - направо, «так» - налево по кругу. «Бум» - означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.

Рефлексия:

  • Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?
  • Какие чувства испытывали?
  • Что нового узнали о себе, о группе?
  • Как будете использовать эти знания?
  • Чему научились?
  • Как это пригодиться в будущем?
  • Что было важным?
  • Над чем вы задумались?
  • Что происходило с вами?
  • Что нужно развивать на будущее?

Орг. конец:

Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.