Перечень основных распространенных нарушений требований охраны труда. Образец приказа о наказании нарушителя

30.07.2018

В процессе трудовой деятельности, нередки случаи возникновения различных происшествий, чрезвычайных ситуаций, нанесения вреда здоровью работников и оборудованию.

Такие случаи зачастую происходят за счет нарушения норм охраны труда и безопасности производства.

Федеральное законодательство, наравне с локальными нормативными актами, предусматривает перечень мер наказания и и правил техники безопасности на производстве, как в отношении работников, так и работодателя.

Перечень основных нарушений правил техники безопасности на производстве

Перечень основных нарушений законодательства в данной области содержится в нормах трудового права , а также рекомендациях и иных нормативно-правовых актах министерств и ведомств согласно профилю направленности деятельности организации.

В некоторых случаях нарушения могут носить специфический характер, учитывая область осуществления деятельности предприятия.

Примеры основных нарушений требований и норм безопасности на производстве относятся:

Также существуют специфические нарушения, допускаемые обеими сторонами трудовой деятельности – при работе на высоте работодатель не обеспечивает сотрудников страховочным оборудованием, при работе с огнеопасными веществами отсутствуют средства пожаротушения.

Данные нарушения носят характер специальных, так как присущи организациям, осуществляющим свою деятельность в определенных областях производства.

Грубые

Также законодатель выделяет определенные виды нарушений, как со стороны работника, так и работодателя, которые классифицируются как грубые:

Повлекшие смерть человека

В случае если произошедшее нарушение норм охраны труда и правил безопасности повлекло за собой смерть работника, руководству организации следует действовать в рамках определенных этапов установленных трудовым законодательством:

  1. В первую очередь, необходимо вызвать медицинскую службу для оказания помощи или установления факта фиксации смерти сотрудника.
  2. После этого следует оповестить родственников или законных представителей сотрудника о факте гибели на производстве, при этом вызвав сотрудников полиции для фиксирования обстоятельств и причин смерти.
  3. Также следует создать специальную комиссию по расследованию несчастного случая на производстве силами сотрудников предприятия путем издания соответствующего приказа.
  4. Проведение проверочных мероприятий инспекцией по труду и правоохранительными органами.
  5. Вынесение заключения комиссии по расследованию несчастного случая и полицией об обстоятельствах случившегося и обозначением виновных в произошедшем.

Образец приказа о наказании

Оформление приказа о наказании за нарушение правил охраны труда должно осуществляться только по основаниям трудового законодательства и соответствовать нормам об ОТ.

Также такой документ должен соответствовать правилам и стандартам ГОСТ о документообороте и правилам ведения документации самого предприятия.

В документе должны быть указаны:

  • наименование организации;
  • основание для наказания и подтверждение вины работника;
  • указание персональных данных работника и указание его должности;
  • нормы трудового законодательства, которые нарушил сотрудник.

Полезное видео

Об уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда, подробно рассказано в данном видео.

Основным нормативным актом, содержащим нормы по охране труда, является ТК РФ. перечисляет основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В Постановлении Правительства №399 перечислены правовые акты, содержащие нормативные требования по охране труда.
В статье 419 ТК РФ установлены виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
«Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».
Дисциплинарная ответственность - статья 90, 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка, на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям. Дисциплинарный проступок – это неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя.

Нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности работника, в действиях которого нет умысла или неосторожности при нарушении норм по охране труда.

Наиболее распространенными дисциплинарными проступками работников в сфере охраны труда являются – нарушение правил по охране труда, содержащихся в инструкциях.

К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены помимо работников и должностные лица организации, в чьи обязанности входит обеспечение безопасных условий труда в организации, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение данных обязанностей.

Для должностных наиболее распространенными являются следующие нарушения правил охраны труда:

  • допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда;
  • допуск к работе без прохождения обязательного медицинского осмотра;
  • допуск к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований,
  • допуск к работе при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты;
  • привлечение отдельных категорий работников к тяжелым работам, работам с вредными или опасными условиями труда, к ночным и сверхурочным работам, которые законодательством для них запрещены.
Для большинства работодателей приведенный в статье 192 ТК РФ перечень дисциплинарных взысканий будет достаточным. Но как следует из части 5 статьи 189 ТК РФ для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами, где может быть предусмотрено применение дополнительных мер дисциплинарного взыскания (Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации и другое.).

В случае совершения дисциплинарного проступка к работникам, которые заняты в организациях с особо опасным производством в области использования атомной энергии, помимо взысканий, предусмотренных ТК РФ, могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • перевод с согласия работника на другую нижеоплачиваемую работу или другую низшую должность на срок до 3 месяцев;
  • перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до 1 года;
  • освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением, с согласия работника, иной работы с учетом его профессии (специальности).
Работодатели при определении меры дисциплинарного взыскания могут руководствоваться только уже установленными федеральными законами и нормативными актами Правительства Российской Федерации мерами дисциплинарной ответственности.

В соответствии со статьей 193 ТК РФ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Оно применяется не позднее месяца со дня обнаружения поступка.

Материальная ответственность

Материальная ответственность сторон трудового договора предусмотрена разделом 11 ТК РФ.

Материальная ответственность работника может быть предусмотрена в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору о полной материальной ответственности, заключенном с ним. Основные права и обязанности работника перечислены в статье 21 ТК РФ, одной из которых является соблюдение требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

Для привлечения работника к материальной ответственности необходимо наличие таких условий как:

  • противоправность действий (бездействия) причинителя вреда
  • виновность (форме умысла или неосторожности) стороны в причинении ущерба;
  • причинная связь действия (бездействия) и последствиями в виде, причиненного ущерба.
В соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) с работника не взыскивается.

Прямой действительный ущерб, согласно ТК РФ, – это реальное уменьшение либо ухудшение состояния имеющегося имущества работодателя, а также имущества третьих лиц в случае, если работодатель несет ответственность за него, влекущее излишние затраты для работодателя по восстановлению либо приобретению утраченного имущества.

Работник будет нести материальную ответственность, как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, который возник у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Согласно статье 241 ТК РФ работник несет материальную ответственность в пределах своего среднемесячного заработка. Руководитель организации несет, как правило, полную материальную ответственность.

В Приложении №1 к Постановлению Минтруда Российской Федерации от 31 декабря 2002 года №85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» приведен Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества.

К таким работникам в частности относятся начальники (руководители) участков и иных строительно-монтажных подразделений, производители работ и мастера (в том числе старшие, главные) строительных и монтажных работ.

Кроме того, частью 3 статьи 242 ТК РФ определены случаи полной материальной ответственности работников в возрасте до 18 лет:

  • умышленного причинения ущерба;
  • причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • причинения ущерба в результате совершения преступления или административного проступка.
Полная материальная ответственность работника заключается в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

В статье 243 ТК РФ указаны случаи, когда материальная ответственность на работника возлагается в полном объеме, а в статье 240 ТК РФ законодатель предоставляет работодателю возможность отказаться (полностью или частично) от взыскания с работника материального ущерба.

В статье 239 ТК РФ перечислены случаи возникновения ущерба, при наступлении которых, материальная ответственность работника исключается вследствие:

  • наступления обстоятельств непреодолимой силы;
  • нормального хозяйственного риска;
  • крайней необходимости либо необходимой обороны;
  • неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
Оправданным риском причинения материального вреда имуществу работодателя признается действие, которое соответствует современным знаниям и опыту работника, когда поставленная работодателем цель не могла быть достигнута иными способами, а лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения ущерба.

В соответствии с частью 1 статьи 246 ТК РФ размер ущерба, который причинен работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

В этой же статье говорится, что Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, который причинен работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей либо утратой отдельных видов имущества и иных ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.

Согласно статье 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками на работодателе лежит обязанность по проведению проверки, в целях установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодателем может быть создана комиссия с включением в ее состав соответствующих специалистов. При этом в обязательном порядке должно быть истребовано у работника объяснение в письменной форме для установления причины возникновения ущерба.

В соответствии с частью 3 статьи 247 ТК РФ работнику и (или) его представителю предоставлено право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, который установлен ТК РФ. При этом работник может воспользоваться своим правом вне зависимости от того - признан он виновным в причинении ущерба либо нет.

Согласно возмещение ущерба производится вне зависимости от привлечения работника к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Административная ответственность.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП РФ. Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае – это будут лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм по охране труда. КоАП РФ в статье 2.4 дает определение должностного лица.

Должностное лицо – это лицо «постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».
Руководители, работники других организаций, индивидуальные предприниматели, в случае совершения ими административного правонарушения, связанного с выполнением ими организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций будут нести административную ответственность как должностные лица.

Нарушение законодательства в об охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц. В любом случае здесь речь идет об умышленной форме вины. Согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, в случае если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Верховный Суд Российской Федерации (далее – Постановление Пленума ВС РФ №5) разъясняет, что:

«В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности».

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, согласно части 2 статье 2.1 КоАП РФ, в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ответственность, предусмотренная по статье 5.27 КоАП РФ:

  • Нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ на должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение – влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВС РФ №5:

«В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц».

Обратите внимание!

Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.

Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду.

Судом установлено, что гражданин, состоявший с предпринимателем в трудовых отношениях, 30 мая 2003 года погиб от несчастного случая на производстве. О данном факте предприниматель не сообщил в Государственную инспекцию труда Свердловской области, чем нарушил требования законодательства, предусмотренные статьей 5.27 КоАП РФ (Постановление ФАС Уральского округа от 10 декабря 2003 года по делу №Ф09-4171/03-АК)).

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12. КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:

  • угрозы жизни либо здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  • совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Административное наказание в виде административного приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Временный запрет деятельности применяется как мера обеспечения в случае совершения административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении установлен статьей 27.16 КоАП РФ. В нашем случае его будет осуществлять государственный инспектор труда путем составления протокола и передачи его в суд.

Поскольку в производственном помещении, принадлежащем предпринимателю, выявлены нарушения государственных нормативных требований труда, которые создают угрозу жизни и здоровья работников, требования инспектора труда по приостановке эксплуатации производственного помещения до устранения выявленных недостатков признаны правомерными. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2005 года по делу №Ф04-317/2005(8149-А03-19)).

Частью 1 статьи 27.16 КоАП РФ установлено, что временный запрет деятельности заключается в кратковременном прекращении деятельности. Согласно части 1 статьи 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности не должен превышать 5 суток с момента фактического прекращения деятельности. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности применяется только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Согласно части 5 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановление деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Согласно части 3 статьи 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения, данного административного наказания.

В части второй статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания – дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:

«Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника)».

Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация согласно статье 3.11. КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями. Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.

Статьей 5.44. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.

Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
  • на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
  • на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, в которой в числе обязанностей работодателя предусмотрена обязанность сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 5.44 КоАП, также отнесено к ведению Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением по делу №Ф09-6045/04-АК от 26 января 2005 года подтвердил обоснованность привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.44 КоАП РФ за сокрытие страхового случая.

Кроме того, в главе 9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за целый ряд правонарушений конкретно в области строительства.

Так в предусмотрена ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения. Нарушение данных норм влечет:

Для граждан - наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

Для должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

Для юридических лиц - наложение административного штрафа в размере от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей в соответствии со статьями 23.23, 23.31 КоАП РФ рассматриваются органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за использованием и охраной водных объектов и органами, осуществляющими государственный горный и промышленный надзор.

В предусмотрена ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования.

  • Для граждан - наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев;
  • для должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.35 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

Предусмотрена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.

Нарушение норм указанной статьи влечет:

  • Для граждан - наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

Так Постановлением ФАС Поволжского округа от 24 марта 2005 года по делу №А06-2036У/3-18/04 правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Государственного архитектурного надзора, согласно которому предпринимателю было предложено произвести демонтаж дымохода, выполненного выше кровли аптеки в нарушение проекта, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения заявителем требований по проектированию и строительству.

предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию:

«1. Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда».

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор.

Предусмотрена ответственность за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах. Нарушение норм указанной статьи влечет:

  • для должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц - наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ рассматриваются государственными органами по энергетическому надзору

Как следует из части 2 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.2-9.4, 9.9 в случае, если орган либо должностное лицо, к которым поступило это дело, передает его на рассмотрение судьи.

КоАП РФ предусмотрена также административная ответственность для должностных лиц строительных организаций по следующим нижеперечисленым статьям:

«Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».

Рассматривать дела об административных правонарушениях в области строительства, предусмотренных данными статьям, имеют право:
  • должностные лица федеральных инспекций охраны труда в соответствии с пунктом 16 статьи части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
  • должностные лица органов государственного энергетического надзора в соответствии с пунктом 38 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
  • должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора в соответствии с пунктом 39 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в соответствии с пунктом 43 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
  • должностные лица органов государственного архитектурно-строительного надзора в соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Так частью 1 данной статьи установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Нарушение данных норм влечет:

  • для граждан - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
  • для должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц - наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Во второй части статьи предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима. Нарушение норм данной части статьи влекут наложение административного штрафа в следующем размере:
  • для граждан - в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • для должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
  • для юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Частью 3 данной статьи предусматривается ответственность за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий. За нарушение норм части 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в следующем размере:
  • для граждан - в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • для должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
  • для юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В части 6 указанной статьи законодателем установлена ответственность за несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники. За нарушение норм данной части статьи на нарушителя возлагается административный штраф в следующем размере:
  • для граждан - в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
  • для должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
  • для юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, рассматривают в соответствии с пунктом 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.

При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.

Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей – причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.

Уголовная ответственность.

УК РФ предусмотрена ответственность за действия, которые грубо попирают положения законодательства о труде и охране труда, либо которые повлекли за собой значительные негативные последствия, например причинение вреда здоровью, либо гибель людей. К числу уголовных преступлений, нарушающих законодательство об охране труда можно отнести следующие:

  • статья 143 УК РФ нарушение правил охраны труда;
  • статья 215 УК РФ Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики;
  • статья 216 УК РФ. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ;
  • статья 217 УК РФ. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах;
  • статья 218 УК РФ. Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий;
  • статья 219 УК РФ. Нарушение правил пожарной безопасности.
Спецификой уголовной ответственности является то, что, в отличие от гражданско-правовой и административной, к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица. К таковым относятся руководители организаций, лица, ответственные за соблюдение тех или иных правил безопасности, простые работники. Организации к уголовной ответственности в рамках российского уголовного права привлечены быть не могут.
Статья 143 УК РФ:

«1 Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Субъектами (виновными лицами) по данному преступлению могут быть лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению, непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, в случае если они не приняли меры к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или не обеспечили соблюдение тех или иных правил (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 1991 года №1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ»).

К таким лицам относятся:

  • индивидуальный предприниматель без образования юридического лица;
  • руководитель организации, его заместители,
  • должностные лица организаций или учреждений: главные инженеры, главные специалисты предприятий.
За нарушение законодательства об охране труда должны быть в первую очередь привлечены лица, отвечающие в организации за обеспечение охраны труда на участке работ, где произошел несчастный случай.

Руководители организации, должностные лица в подобных случаях могут быть привлечены к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или халатность (статья 293 УК РФ).

Ответственность по данному преступлению предусмотрена за неосторожное действие (бездействие), в результате которых при нарушении правил охраны труда был причинен тяжкий вред здоровью. Неосторожная вина может быть в форме легкомыслия или небрежности. Согласно статье 26 УК РФ легкомыслием является, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий, а небрежностью – если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Разграничение таких преступлений, как нарушение правил охраны труда (статья 143 УК РФ) и преступлений, предусмотренных статьями 285, 293 УК РФ должна проводиться исходя из обязанностей, возложенных на конкретное должностное лицо Субъектом (виновным лицом) преступления, предусмотренного статьей 143 УК РФ будет лицо, на которое непосредственно возложена обязанность за обеспечение безопасных условий труда и которое игнорировало либо недобросовестно исполняло эти обязанности. А субъектом преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ будет являться лицо, которое в силу своего служебного положения обязано было иметь информацию о том, каким образом обстоят дела по обеспечению безопасности на каждом участке работ и принять соответствующие меры, чтобы несчастный случай на производстве не произошел.

УК РФ предусмотрены специальные составы преступлений, предусмотренные статьями 215-219 УК РФ.

При квалификации преступлений по статьям 143, 215-219 УК РФ необходимо знать, что данные преступления могут быть совершены только по неосторожности. При наличии косвенного или прямого умысла на совершение преступлений, предусмотренных статьями 143, 215-219 УК РФ, содеянное будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное уже другими статьями УК РФ.

При разграничении составов преступлений, предусмотренных нормами статей 215-219 УК РФ и статьей 143 УК РФ, имеет значение личность потерпевшего. Потерпевшим от преступления, ответственность за которое предусмотрена по статье 143 УК РФ, может быть только лицо, имеющее трудовые отношения с работодателем, а потерпевшим при совершении преступлений, предусмотренных статьями 215-219 УК РФ - любое лицо, вне зависимости от наличия трудовых отношений у него с данной организацией (работодателем).

Система охраны труда на предприятии выступает в качестве гаранта безопасности его работников и методом предупреждения возникновения несчастных случаев и прочих опасностей для жизни и здоровья людей, задействованных на производстве и выполняющих офисный функционал.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому ответственность за нарушение охраны труда предусмотрена как для работодателей, так и для самих работников, и контролируется данный вопрос не только на местном, но и на государственном уровне.

Нормативная база

Основными документами, регулирующими сферу охраны труда, выступают Конституция Российской Федерации, где закреплено право работника на труд в безопасных для жизни и здоровья условиях, и Трудовой кодекс, в котором аспектам охраны труда посвящен отдельный раздел.

Кроме того, существуют федеральные законы, которые являются инструментами регулирования определенных сфер охраны труда:

  • «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», где закрепляется правовой статус профсоюзов и их роль в формировании политики охраны труда;
  • «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», закрепляющий право сотрудников организации на льготы и компенсации в связи с условиями труда.

Документы можно скачать здесь:

Кто должен отвечать?

В любой организации должен в обязательном порядке быть определен круг должностных лиц, которые будут отвечать за сферу охраны труда по следующим сегментам:

  • предприятие в целом – ответственным лицом в данном случае назначается руководитель или его заместитель;
  • отдельные участки производства работ и конкретные подразделения предприятия;
  • электрооборудование;
  • безопасная эксплуатация объектов повышенной опасности;
  • прочие отрасли в соответствии со спецификой предприятия.

Ответственность работника как исполнителя заключается в соблюдении следующих требований, предписанных системой охраны труда:

  • соблюдение норм, предписанных системой охраны труда, в компании в целом;
  • корректное использование средств индивидуальной защиты;
  • прохождение обучения методам безопасного производства работ;
  • своевременное оповещение вышестоящего руководства о происшествиях;
  • прохождение медицинских осмотров в соответствии с регламентом по профессиональной вредности.

Ответственность невыполнение норм охраны труда подразделяется на 4 категории – она может быть дисциплинарной, административной, уголовной или материальной.

При этом существуют определенные нюансы привлечения к каждому из указанных видов ответственности.

Так, к дисциплинарной ответственности за одно нарушение работник может быть привлечен только единожды. Материальная ответственность, как правило, не должна превышать размера месячного оклада сотрудника. Административная ответственность по умолчанию предполагает умышленный характер действий.

Субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо. Это означает, что в случае, если в конкретной организации нормы охраны труда не соблюдаются, наказание за это понесет ее руководитель.

Пример:

В апреле 2013 года Московский городской суд вынес определение по делу №10-1475, в соответствии с которым генеральный директор кинотеатра была привлечена к уголовной ответственности в виде лишения свободы сроком на один год условно за то, что ее сотрудник упал с перекрытия и получил травмы, в результате которых скончался. В ходе разбирательства выяснилось, что скончавшийся инженер не проходил обязательного обучения безопасной технике выполнения работ.

Санкции

При выявлении нарушений в сфере охраны труда, санкции могут быть наложены как на работника, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При выявлении факта преднамеренного или непреднамеренного, совершенного по неосторожности, проступка, работник может понести следующие варианты наказаний:

  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • перевод на должность с более низкой оплатой труда сроком до трех месяцев при условии согласия работника;
  • освобождение от должности, связанной с опасными условиями труда, с переводом на другую, в соответствии со специальностью работника, с его согласия.

При материальных санкциях работник будет обязан возместить не только непосредственный ущерб, вызванный самим проступком, но и компенсировать его затраты на выплаты третьим лицам.

Юридические лица, так же как и индивидуальные предприниматели, могут быть привлечены к административной ответственности при несоблюдении предписаний системы охраны труда. В данном случае нарушение должно выражаться в противоправных действиях или бездействии, носящих умышленный характер.

Законодательством при этом предусмотрен следующий объем санкций:

  • Для индивидуальных предпринимателей – штраф в диапазоне от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда или временный запрет на ведение деятельности сроком до 90 дней.
  • Для юридических лиц размер штрафных санкций составит от 300 до 500 минимальных размеров (МРОТ), либо будет наложен запрет на ведение деятельности сроком до 90 дней.

В случае сокрытия факта несчастного случая или наличия профессионального заболевания при страховании, в соответствии со статьей 228 Трудового кодекса, административный штраф составит:

  • для физического лица – от 3 до 5 МРОТ;
  • для юридического лица – от 50 до 100 МРОТ.

Уголовная ответственность становится следствием грубых нарушений в части соблюдения норм охраны труда, детализированных в статье 143 Уголовного кодекса.

Кроме того, к числу уголовно наказуемых относятся нарушения следующих категорий:

  • безопасность на объектах атомной энергетики;
  • безопасность при строительных и прочих работах;
  • безопасность на взрывоопасных объектах;
  • пожарная безопасность.

В случае допущения нарушения положений охраны труда, результатом которого стало причинение тяжкого вреда, могут быть назначены штрафные санкции в размере заработной платы в сумме вплоть до полутора лет, либо лишение свободы на период до одного года или исправительные работы длительностью до двух лет. Если результатом нарушения стала смерть, виновный будет осужден на срок до трех лет.

Факт нарушения должен быть зафиксирован документально.

Для этих целей создается специальная комиссия, численностью не менее трех человек, которая расследует обстоятельства нарушения и по итогам составляет соответствующий акт.

Документ составляется в свободной форме, но при этом должен содержать обязательные реквизиты и информацию:

  • место составления акта, его дату и время;
  • информацию о членах комиссии, включая их должности;
  • информацию о нарушителе, также с указанием должности;
  • обстоятельства совершения нарушения виновным;
  • какие последствия стали результатом нарушения;
  • предлагаемые комиссией санкции.

Ниже прилагается образец акта, составленного по результатам проверки нарушения, допущенного в части требований охраны труда сотрудником ООО «Арт-экс»:

На основании предложенных в акте мер санкционного характера, подписывается соответствующий приказ. Единой формы данного документа нет, поэтому можно воспользоваться следующим образцом:

Наиболее распространенным поводом к возбуждению уголовного дела о нарушении правил техники безопасности является происшествие на производстве, повлекшее причинение вреда здоровью или смерть работника, выполняющего обязанности на рабочем месте.

Сообщения о подобных фактах могут поступить в прокуратуру из государственной инспекции труда, медицинских учреждений, средств массовой информации, от руководителей предприятий, граждан, самих потерпевших. Они также могут быть выявлены непосредственно работниками прокуратуры при проведении проверки.

В тех случаях, когда суть происшествия не ясна и недостаточно данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела, проводится проверка обстоятельств, изложенных в сообщении (истребуются необходимые материалы, получаются объяснения и т.п.). Иногда сообщение о происшествии и осмотр места происшествия являются достаточным основанием принятия такого решения. Материалы технических инспекторов труда, представленные в прокуратуру, как правило, содержат необходимый перечень документов и сведений, позволяющих после их получения решить вопрос о возбуждении уголовного дела, не проводя дополнительную проверку.

При получении сообщения о несчастном случае с явными признаками преступления следователь выезжает на место происшествия. По результатам его осмотра при наличии признаков преступления возбуждается уголовное дело.

По каждому факту несчастного случая, происшедшего на производстве с работниками и другими лицами при выполнении ими трудовых обязанностей, в обязательном порядке проводится служебное расследование. Данное расследование проводится работодателем в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 с изм. от 24 мая 2000 г.

При групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом работодатель обязан в течение суток поставить в известность различные государственные органы, в том числе прокуратуру по месту происшествия.

По результатам расследования формируются соответствующие документы, и составляется акт о несчастном случае на производстве. Материалы расследования председатель комиссии в 3-дневный срок направляет в прокуратуру, куда уже сообщалось о несчастном случае. Все документы приобщаются следователем к материалам уголовного дела.

На первоначальном этапе расследования выдвигаются версии о событии в целом, о причинах нарушений правил техники безопасности, повлекших несчастный случай, о лицах, виновных в нарушении правил безопасности. Версии о причинах несчастного случая на производстве могут быть следующие:

а) причиной происшествия явилось нарушение должностным лицом правил охраны труда и техники безопасности, неправильной организации работ и ненадлежащего контроля за деятельностью подчиненных работников;

б) непосредственной причиной происшествия явилась техническая неисправность оборудования;

в) непосредственной причиной происшествия явилась технически неправильная эксплуатация оборудования;

г) непосредственной причиной происшествия явилось техническое несовершенство оборудования для выполнения указанного вида работы;

д) несчастный случай произошел ввиду неосторожности самого потерпевшего, нарушения им правил безопасности труда;

е) имеет место несколько взаимосвязанных причин.

На начальном этапе расследования данной категории дел могут складываться следующие следственные ситуации:

Сообщение о несчастном случае на производстве поступило в прокуратуру сразу же после происшествия.

Сообщение о несчастном случае на производстве поступило в прокуратуру по прошествии времени.

В прокуратуру поступили материалы ведомственного расследования несчастного случая на производстве.

С учетом сложившейся ситуации и принимая во внимание типичные версии о происшедшем, следователь определяет содержание и последовательность производства первоначальных следственных действий: осмотр места происшествия, осмотр и выемка документов, допросы потерпевшего и очевидцев, допросы должностных лиц, назначение судебно-медицинской экспертизы.

Перед началом расследования следователь изучает специальную и криминалистическую литературу, материалы ведомственного расследования, знакомится с нормативными документами, привлекает к участию в следственных действиях специалистов в соответствующей области знаний (по ведению строительных, взрывных работ, инспекторов государственных инспекций труда и т.д.). Специалист поможет следователю разобраться в терминологии, технологии ведения работ, устройстве и принципе действия механизма и т.п.

Тактика производства первоначальных следственных действий

1. Осмотр места происшествия.

В условиях производственной деятельности сохранение длительное время обстановки места происшествия в неизменном виде бывает практически невозможно. Поэтому осмотр места происшествия необходимо производить незамедлительно при поступлении сообщения о несчастном случае на производстве независимо от того, сколько времени прошло со дня происшествия.

До выезда на место происшествия следователь дает указание администрации данного предприятия о принятии мер к охране места происшествия и его неприкосновенности. К участию в осмотре места происшествия привлекаются соответствующие специалисты (судебно- медицинский эксперт, криминалист, государственный инспектор по охране труда, специалист в области электротехники, производства строительных, земляных работ и т.д.).

На месте происшествия перед началом осмотра:

выявляются и опрашиваются очевидцы происшествия об изменении обстановки на месте происшествия;

уясняется характер производственной деятельности и обстоятельства, при которых произошел несчастный случай;

определяются границы осмотра и удаляются посторонние лица.

В ходе осмотра исследуется:

производственное помещение и конкретное рабочее место, где произошел несчастный случай;

конкретный механизм, оборудование, на котором работал пострадавший во время происшествия, его техническое состояние, средства защиты;

иные объекты, с которыми по обстоятельствам событий или техническим условиям взаимодействует этот механизм;

индивидуальные средства защиты, которыми пользовался пострадавший (защитные очки, монтажный пояс, перчатки и т.п.);

инструменты, обрабатываемые детали и изготовленная продукция;

следы происшествия (обломки деталей, следы резания, скольжения, сверления, разруба, изгиба, разрыва деталей, следы крови, иные следы биологического происхождения, обрывки одежды и т.п.);

труп пострадавшего.

Результаты осмотра фиксируются в протоколе осмотра и прилагаемых к нему фотографиях, видеозаписях, планах, схемах.

2. Осмотр и выемка документов является неотложным следственным действием, поскольку в них содержится важная информация о производственном процессе, обязанностях должностных лиц по выполнению правил техники безопасности и охраны труда, о состоянии дисциплины, технической исправности механизмов и аппа-ратов, проведенном инструктаже рабочих по технике безопасности и другие сведения.

К числу документов, подлежащих осмотру и выемке, относятся:

документы проведенного ведомственного расследования;

документы, характеризующие данное производство в целом (проектная и монтажная документация; акт приемки объекта в эксплуатацию и т.п.);

документы, характеризующие техническое состояние оборудования (технический паспорт, журналы и акты проверки технического состояния, акты проводившихся ремонтов и т.п.);

документы, характеризующие организацию работ на данном производстве (разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт; проектно-сметная документация; наряды и графики на выполнение работ; приказы о возложении определенной обязанности на должностных лиц; докладные записки мастеров, бригадиров по ведению работ и т.п.);

документы, характеризующие выполнявшуюся работу (наряды, маршрутные листы; технические описания; планы работ; инструкции по эксплуатации; рабочие чертежи; документы на согласование отступлений, допущенных от проекта при монтаже; акты приемки скрытых работ; документы о контроле качества сварочных соединений и т.п.);

приказы, инструкции, положения и другие нормативные документы, в которых содержатся правила и нормы по технике безопасности;

документы, отражающие подготовку лица в области техники безопасности, его квалификации (должностные инструкции по технике безопасности; журнал регистрации прохождения рабочими инструктажа по технике безопасности; допуск к данному виду работы);

медицинские документы о состоянии здоровья работников до и после происшествия;

объяснения лиц, ответственных за организацию безопасного производства работ;

бухгалтерские документы о размере материального ущерба.

3. Допросы потерпевшего и очевидцев.

В зависимости от состояния здоровья потерпевший может быть допрошен на месте происшествия, в прокуратуре, дома, в лечебном учреждении. Если потерпевший находится в тяжелом состоянии, его допрос производится с разрешения врача.

Из свидетелей в первую очередь допрашиваются очевидцы происшествия, которые непосредственно наблюдали обстоятельства несчастного случая.

Подготовка к допросу пострадавшего и очевидцев включает:

изучение правил охраны труда и техники безопасности при выполнении данного вида работы;

уяснение специфических технических терминов;

изучение условий и характера производимых работ, средств и способов их выполнения.

При допросе свидетеля выясняются следующие вопросы:

стаж его работы по специальности и на данном предприятии;

проходил ли инструктаж по технике безопасности;

каковы обстоятельства происшествия (когда, где, при выполнении каких работ, по чьему указанию проводилась работа, каков был механизм травмирования, сработали ли средства аварийной сигнализации, был ли пострадавший трезв, какие изменения были внесены в обстановку места происшествия после случившегося и т.п.);

каково техническое состояние оборудования, с работой которого связано происшествие (имеются ли дефекты и неисправности оборудования, средства защиты на нем, блокировки, сигнализации, исправны ли они и т.п.);

какова организация и условия выполнения работы, с которой связано происшествие (соответствовали ли организация и условия выполнения работы требованиям безопасности труда, какие нарушения были допущены и по каким причинам, всеми ли средствами индивидуальной защиты, спецодеждой был обеспечен работник, по какой причине работа проводилась с нарушением требований правил техники безопасности, кто из должностных лиц дал указание выполнять работу с нарушением требований правил техники безопасности труда);

что, по его мнению, явилось причиной происшествия.

4. Допросы должностных лиц.

В качестве свидетелей допрашиваются также должностные лица данного предприятия (руководитель предприятия, главный инже-нер, инженер по технике безопасности, начальник участка, цеха, мастер и т.д.). Допросу указанных лиц должна предшествовать тщательная подготовка, поскольку они заинтересованы в исходе дела и будут стремиться давать объяснения, оправдывающие их действия.

При их допросах выясняется следующее:

какое имеет образование, профессию и стаж работы по специальности;

что входит в круг обязанностей, какими нормативными актами они установлены;

как осуществлялся надзор за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, какие мероприятия для этого проводились;

были ли ранее подобные случаи нарушения техники безопасности, какие меры были приняты для их предотвращения в дальнейшем;

что, по мнению опрашиваемого, явилось причиной происшествия, признает ли он свою вину в нарушении правил техники безопасности и охраны труда.

5. Назначение судебно-медицинской экспертизы.

При расследовании преступных нарушений правил охраны труда и техники безопасности судебно-медицинская экспертиза проводится обязательно по каждому уголовному делу, поскольку в зависимости от тяжести наступивших последствий зависит квалификация преступления и ответственность должностных лиц. Кроме того, с ее помощью выявляется характер травмы и механизм ее образования.

На разрешение судебно-медицинских экспертов ставятся вопросы:

направленные на установление последствий не-счастного случая (какова причина смерти пострадавшего; какие телесные повреждения ему причинены, какова их степень тяжести, характер и локализация, какие из них являются прижизненными и какие возникли посмертно; в результате какого повреждения наступила смерть; не имел ли пострадавший заболеваний до происшествия и не способствовали ли они совершению данного происшествия и т.п.);

направленные на установление обстоятельств травмирования (каков механизм причинения повреждения, сила и направление ударов, орудие травмирования; могло ли повреждение быть получено при таких-то обстоятельствах и т.п.);

направленные на установление у пострадавшего медицинских противопоказаний к допуску к данной работе (соответствовало ли состояние здоровья данного работника медицинским требованиям, предъявляемым при допуске к выполнению данной работы, какие имелись противопоказания; являются ли данные условия труда вредными с точки зрения охраны труда; какие вредные производственные факторы имеют место; не обусловлено ли заболевание данного работника вредными условиями труда; находился ли данный работник в состоянии опьянения и какова его степень и т.п.).

Тактика производства следственных действий на дальнейшем этапе расследования

К числу дальнейших следственных действий относятся: допросы свидетелей, обвиняемых, назначение и производство судебно- технической, различных видов криминалистической экспертизы, проведение следственного эксперимента и проверки показаний на месте, производство обыска, выемки и других следственных действий.

Допросы свидетелей.

Кроме очевидцев происшествия, в качестве свидетелей могут быть допрошены лица, работавшие совместно с потерпевшим, но не являющиеся очевидцами самого происшествия; административно- технические работники; технические инспектора профсоюзов, инспектора государственных инспекций труда; рабочие, производившие ремонт оборудования, машин, станков, агрегата, механизма и др.

При допросах выясняется:

что известно о расследуемом происшествии и его обстоятельствах;

имелись ли ранее случаи нарушений техники безопасности на данном участке;

как организован инструктаж и обучение правилам техники безопасности на предприятии;

какова обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты;

имели ли место ранее неисправности оборудования;

какова квалификация и опыт потерпевшего, его отношение к соблюдению правил техники безопасности и т.п.

Назначение экспертиз.

По делам данной категории проводится прежде всего судебно- техническая экспертиза по делам о нарушении техники безопасности, которая назначается независимо от результатов ведомственного расследования.

Перед экспертом могут быть поставлены для разрешения следующие вопросы:

каково техническое состояние данного оборудования, исправно ли оно, полностью ли укомплектовано средствами защиты;

какова техническая причина происшествия;

каков механизм происшествия;

соответствует ли организация и порядок выполнения данной работы требованиям техники безопасности;

нарушение каких правил по технике безопасности повлекло за собой несчастный случай;

кто из должностных или иных лиц ответствен за их соблюдение;

имелись ли нарушения правил техники безопасности со стороны пострадавшего.

По делам о нарушении правил техники безопасности труда также могут проводиться строительно-техническая экспертиза, различные криминалистические экспертизы (технико-криминалистическая, тра- сологическая, почерковедческая и др.).

3. Допрос обвиняемого.

Установив лицо, ответственное за произошедший на производстве несчастный случай, следователь привлекает его в качестве обвиняемого и допрашивает.

Особое значение имеет подготовка к допросу обвиняемого, поскольку он является специалистом в данной отрасли производства и хорошо ориентируется в специальных вопросах, относящихся к предмету допроса. В ходе подготовки детально изучается технологический процесс данного предприятия, действующие на нем правила техники безопасности, должностные инструкции, показания потерпевшего и свидетелей несчастного случая, заключения экспертов. Допрос проводится с участием специалиста.

Тактика допроса обвиняемого зависит от его должностного положения, имеющихся доказательств его вины в нарушениях правил охраны и техники безопасности труда, от признания им своей вины в нарушении этих правил.

В ходе допроса обвиняемого, являющегося должностным лицом, выясняется:

его образование, стаж работы по специальности и на руководящей должности на данном предприятии;

каким производственным участком или каким видом работ он руководит, круг его обязанностей, какими нормативными актами они установлены, осуществлял ли контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности;

каковы обстоятельства несчастного случая, произошедшего на производстве;

были ли ранее подобные несчастные случаи на производстве и какие меры им принимались для их устранения в будущем;

что, по его мнению, явилось причиной происшествия;

признает ли он свою вину в нарушении правил охраны и безопасности труда.

При допросе обвиняемого, который является исполнителем работ, выясняется:

его профессия, стаж работы по специальности;

состояние здоровья, не страдает ли он какими-либо заболеваниями;

по чьему указанию, где, когда и какую работу выполнял во время происшествия;

выполнял ли он раньше подобную работу, какие имеет навыки в ней;

Право всех и каждого в России на работу в благоприятных условиях труда, которые будут отвечать правилам безопасности и гигиены, закреплено в Конституции.

Нарушение правил охраны труда: обязанность и ответственность

России развивает конституционные положения и возлагает обязанность по обеспечению безопасного трудового процесса, условия которого будут соответствовать нормативным требованиям государства, непосредственно на работодателя. Данный факт закреплен в статье 22. Одновременно государство гарантирует, что будет защищать права граждан. Данный процесс производится посредством контроля (надзора) и дисциплинарной и гражданско-правовой (419 ст. ТК РФ), а также административной и уголовной.

Ст. 143 УК РФ: нарушение правил охраны труда

В данной правовой норме установлены виды (исчерпывающий список) ответственности за нарушение установленных обязательных требований ОТ, совершенное должностным лицом, на которого были возложены обязанности (должностные) по их выполнению. Как правило, это индивидуальные предприниматели, действующие без образования юрлица, руководитель предприятия либо его заместители, а также должностные лица.

Согласно тексту статьи под требованиями ОТ следует понимать государственные нормативы, которые содержатся в федеральных законах и иных НПА России, а также ее субъектов. Санкции отличаются в зависимости от характера последствий, которые наступили в результате данного преступного деяния.

Причинения тяжкого вреда

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда, в результате которого по неосторожности здоровью человека причинен вред, квалифицируемый как тяжкий, подразумевает одну из следующих санкций:

  • штраф до 400 тыс. руб. или в размере, равном заработной плате (либо иному доходу осужденного) за период до 1,5 года;
  • от 180 до 240 часов обязательных работ;
  • до 2 лет исправительных работ;
  • до 1 года принудительных работ;
  • до 1 года лишения свободы; дополнительно осужденного могут лишить права занимать какую-либо определенную должность, либо заниматься конкретным видом деятельности на период до года.

Что грозит в случае смертельного исхода?

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда, в результате которого по неосторожности погиб человек подразумевает:

  • до 4 лет принудительных работ;
  • лишение свободы сроком до 4 лет, дополнительно лишение права вести определенную деятельность либо занимать конкретную должность до 3 лет.

Если по неосторожности лица, на которого были возложены обязанности (должностные) по соблюдению правил ОТ, погибли два и более человек, то указанные выше сроки увеличиваются на год, то есть до 5 и 4 лет соответственно.

Что является объектом преступления?

Рассматриваемая нами статья 143 (нарушение правил охраны труда) УК РФ содержит указание на два объекта посягательства (непосредственных): основной и дополнительный. Под первым подразумеваются такие общественные отношения, которые обеспечивают соблюдение правил ОТ, в их число входит и техника безопасности. Дополнительный объект данной нормы - это жизнь и/или здоровье людей. При этом потерпевшими могут быть не только сотрудники предприятия, но и другие лица, чья деятельность на постоянной или временной основе так или иначе связана с компанией.

Объективная сторона: характеристика

Объективная сторона рассматриваемого преступного деяния (нарушение правил охраны труда) обладает тремя обязательными признаками, а именно:

  1. Деяние (бездействие или действие), связанное с нарушением правил ОТ, в том числе и техники безопасности.
  2. Последствие: смерть сотрудника или вред его здоровью, определенный как тяжкий.
  3. Присутствие между деянием и наступившими неблагоприятными последствиями причинно-следственной связи.

По конструкции состав данного преступления материальный и имеет определенную специфику. Преступное деяние считается оконченным в момент причинения здоровью потерпевшего вреда, определяемого как тяжкий. В каждом конкретном случае в обязательном порядке организуется судебно-медицинская экспертиза. В случаях когда нарушение правил ОТ не тянет за собой наступления последствий, указанных выше, то состав покушения не образуется, в связи с тем что оно не относится к предмету уголовно-правового регулирования.

Субъект и субъективная сторона

Уголовно-правовая норма, устанавливающая за нарушение правил охраны труда ответственность, имеет специальный субъект. Таковым является лицо, на которое в организации возложили обязанности (должностные) по соблюдению в организации (на производстве, на участке) техники безопасности (ТБ) и других правил ОТ или контролю за их выполнением.

Что касается субъективной стороны, то она определяется как неосторожное отношение в виде легкомыслия или небрежности виновного лица. Если в процессе расследования будет доказано иное, то есть наличие умысла на наступление тяжких последствий для потерпевшего или его смерти, то речь уже будет идти об уголовной ответственности за преступление, направленное против здоровья и/или жизни человека.

Таким образом, нарушение правил охраны труда (УК РФ, 143-я ст.) имеет один квалифицирующий признак - наличие связи причинно-следственного характера между деянием и последствием. Говоря иначе, смерть или вред здоровью (только тяжкий) должны быть результатом нарушения правил ОТ.

Отграничение от ст. 285, 293 УК РФ

Согласитесь, нарушение правил охраны труда достаточно близко по смыслу к нормам ст. 285, 293 уголовного законодательства, регламентирующим злоупотребление своими должностными полномочиями и халатность соответственно. На практике подобные ситуации случаются довольно часто, и нужно грамотно отделить одно от другого. Анализ и разграничение проводят, основываясь на трудовых обязанностях, которые были возложены на то или иное должностное лицо. В преступлении по ст. 143 субъект, как уже было сказано, - это человек, на которого была непосредственно возложена обязанность обеспечить безопасность труда, соблюдение правил ОТ и который их проигнорировал либо исполнил недобросовестно.

В случае со ст. 293 все обстоит несколько иначе. Субъектом будет являться тот, кто в соответствии со своим служебным положением обязан был обладать информацией о том, как обстоят на производстве или в организации по обеспечению безопасности труда, и принять соответствующие меры во избежание несчастного случая.

Практика судов

Практика по делам о привлечении к ответственности за нарушение правил охраны труда (УК РФ) отражена в Постановлении ВС РФ № 1 от 24.04.1991 г. Остановимся на некоторых разъяснениях.

Согласно положениям постановления наступление ответственности за указанное преступление не зависит от формы собственности предприятия. Субъект специальный, но при это могут быть не только граждане России, но и лица без гражданства, а также иностранцы. Если деяние, а именно нарушение норм и правил ОТ, совершено работником, не являющимся лицом, указанным в норме 143 УК, но его действие или бездействие повлекло наступление последствий, то содеянное рассматривается как преступление, совершенное против личности.

При назначении наказания судьи обязаны учитывать виды нарушений правил охраны труда, которые имели место, их характер, тяжесть последствий, настувших в результате их совершения, а также иные обстоятельства в соответствии с Уголовным кодексом. принимая их во внимание, следует обсудить вопрос о назначении не только основного наказания, но и дополнительного.