Отечественное оружие и военная техника. Авиация россии Пак дп миг 41

В настоящее время российская авиационная промышленность занимается модернизацией самолетов-перехватчиков МиГ-31 по новому проекту МиГ-31БМ. Предлагаемая замена комплектующих, узлов и агрегатов позволяет повысить характеристики техники, а также продлить сроки ее службы. Тем не менее, уже сейчас авиастроители занимаются проработкой облика перспективной машины, которая в будущем заменит существующие самолеты. Этот проект известен под названием «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП. Кроме того, неоднократно упоминалось возможное название серийных перехватчиков – МиГ-41.

По имеющимся данным, работы по проекту ПАК ДП стартовали несколько лет назад, однако по ряду причин программа до сих пор остается на ранних стадиях. Из-за этого, в частности, неоднократно сообщалось о тех или иных планах военных и конструкторов, но большая часть технических подробностей пока остается неизвестной. Возможно, в некоторых случаях это связано с продолжающимся формированием облика перехватчика и отсутствием соответствующих наработок.

Впервые о намерениях военного ведомства получить новый перехватчик для замены МиГ-31 было объявлено в 2013 году. Тогда главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев рассказал о планах военного ведомства по созданию перспективного самолета. На тот момент рассматривалась возможность разработки проекта в рамках текущей Госпрограммы вооружений. В таком случае проект должен был появиться до 2020 года. Последующее серийное производство самолетов позволило бы к 2028 году полностью заменить все имеющиеся машины типа МиГ-31.

Перехватчик МиГ-31БМ. Фото Wikimedia Commons

Следующие сообщения появились в начале весны 2014 года. По данным того времени, начальник Генерального штаба подписал документ о начале разработки нового самолета, предназначенного для замены существующей техники. Отмечалось, что перспективный перехватчик будет разрабатываться на основе имеющегося МиГ-31 и получит обозначение МиГ-41. Технические подробности нового проекта не уточнялось, хотя высказывались различные оценки. К примеру, утверждалось, что максимальная скорость нового МиГ-41 может превышать М=4.

Через несколько месяцев появились новые сведения о проекте, затрагивавшие тему сроков его реализации. В августе 2014 года главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев рассказал, что уже начаты научно-исследовательские работы по программе ПАК ДП, а с 2017-го стартуют опытно-конструкторские. По оценке командующего, серийные самолеты нового типа должны были пойти в войска к 2025 году. Нетрудно заметить, что примерно за год планы заметно изменились, однако теперь они выглядели более проработанными.

Задолго до планируемого начала опытно-конструкторских работ, в феврале 2015 года, руководство российской самолетостроительной корпорации «МиГ» выразило готовность к участию в новой программе ПАК ДП. Глава организации Сергей Коротков отметил, что проект такого масштаба может осуществляться только в рамках государственной программы. РСК «МиГ» имеет большой опыт в деле разработки самолетов-перехватчиков, и потому могла бы принять участие в планируемых работах. Вскоре С. Коротков рассказал, что его корпорация в инициативном порядке разрабатывает перехватчики тяжелого класса, способные в перспективе заменить имеющуюся технику.

В августе 2015 года командование военно-воздушных сил объявило об изменении текущих планов. В. Бондарев заявил, что опытно-конструкторские работы по теме ПАК ДП начнутся не ранее 2019 года, т.е. на два года позже изначально планировавшихся сроков. В то же время, подобное изменение графика работ не должно будет сказаться на состоянии парка перехватчиков, имеющегося у ВВС. Для сохранения требуемого потенциала следовало продолжать модернизацию строевой техники.

Тогда же, в августе 2015-го, намерение участвовать в программе «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» выразила еще одна организация оборонной промышленности. Генеральный директор Научно-исследовательского института приборостроения имени В.В.Тихомирова» (г. Жукорвский) Юрий Белый рассказал о начале работ по формированию облика радиоэлектронных систем будущего самолета. Он отметил, что создание РЛС «Заслон», используемой на перехватчиках МиГ-31, стала этапной для НИИП им. Тихомирова, а сама станция в итоге оказалась «визитной карточкой» организации. В связи с этим институт проявил интерес к новой программе и решил присоединиться к ней.

На тот момент уже проводились научно-исследовательские работы по определению облика авионики самолета ПАК ДП. Рассматривалась возможность создания нового комплекса на основе изделия «Заслон» или более новых систем типа «Барс», «Ирбис» и т.д. Среди прочего, изучалась возможность разработки перспективной РЛС и сопутствующего оборудования на базе аппаратуры, созданной для истребителя пятого поколения ПАК ФА / Т-50. При этом, однако, по состоянию на август 2015 года НИИП им. Тихомирова еще не был официально назначен разработчиком бортовых радиоэлектронных систем.

В декабре 2015 года о ходе работ вновь рассказал генеральный директор РСК «МиГ». По словам С. Короткова, корпорация уже начала разработку нового самолета-перехватчика. К этому времени специалисты имели понимание, каким должен быть перспективный ПАК ДП, и начали определять его технический облик. В частности, в проекте планировалось использовать самые современные материалы и новые принципы военного авиастроения. При этом все работы, как утверждалось, проводились за счет государственного бюджета. Какие-либо сведения о завершении тех или иных работ тогда не оглашались.

В дальнейшем тема разработки перехватчика ПАК ДП неоднократно поднималась различными официальными лицами и средствами массовой информации, но новые сведения о сроках выполнения работ, планах заказчика и промышленности или технические подробности проекта не появлялись. В результате за весь 2016 год и первые месяцы текущего 2017-го объем доступной информации о перспективной программе почти не поменялся.

Всего несколько дней назад, 14 июня 2017 года издание «Коммерсант» опубликовало интервью с новым генеральным директором корпорации «МиГ» Ильей Тарасенко. В ходе беседы с журналистами руководитель предприятия рассказал о последних преобразованиях, планах по развитию корпорации, а также об имеющихся успехах в деле разработки и строительства авиационной техники. Среди прочего, была затронута тема создания перспективного самолета-перехватчика. По словам И. Тарасенко, в настоящее время конструкторы «МиГ» работают над концепцией проекта и прорабатывают облик самолета. Работы ведутся в инициативном порядке, но с привлечением смежных организаций.

Пока новый самолет ПАК ДП не готов к серийному производству и эксплуатации, войска должны будут использовать модернизированные машины МиГ-31. Согласно нынешним планам, в будущем военному ведомству может быть предложен еще один проект модернизации имеющейся техники. Впрочем, к тому времени, когда обновленные МиГ-31БМ вновь будут нуждаться в ремонте и модернизации, новый ПАК ДП планируется довести до эксплуатации. Пока же ведется проработка облика будущего перехватчика, а также модернизация состоящих на вооружении машин.

Возможность замены перехватчиков МиГ-31 в отдаленном будущем обсуждалась на протяжении долгих лет, однако до определенного времени не выходила за рамки разговоров и предварительных проработок. Только в 2013 году было принято принципиальное решение о разработке нового самолета требуемого типа. Тем не менее, в связи с наличием удачного проекта модернизации имеющейся техники, разработку новой программы ПАК ДП сместили на несколько лет вперед. Из-за этого, как неоднократно сообщалось, первые серийные перехватчики нового типа отправятся в войска только в середине следующего десятилетия.

Согласно последним сообщениям на этот счет, опытно-конструкторские работы по теме «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» стартуют только в 2019 году. Пока же авиационная промышленность и смежные предприятия занимаются научно-исследовательскими работами, целью которых является формирование технического облика и создание требований к машине. Как следствие, на данный момент рано говорить о каких-либо технических подробностях проекта. В то же время, на протяжении нескольких последних лет неоднократно упоминались некоторые варианты возможного подхода к созданию ПАК ДП и, как следствие, особенности его облика.

Еще в 2013-14 годах несколько раз упоминалось, что новый перехватчик ПАК ДП / МиГ-41 может быть разработан на основе существующего самолета МиГ-31. Такая версия до сих пор имеет своих сторонников, однако пока не получила официальных подтверждений. Более того, в ходе нынешних научно-исследовательских работ подобный подход к созданию новой техники могут посчитать невыгодным. В результате этого новый самолет вряд ли будет основываться на идеях и решениях существующего проекта. В то же время, нельзя исключать определенное сходство, обусловленное реализацией тех или иных концепций.

Следует отметить, что первая попытка создания замены для МиГ-31 была предпринята еще в восьмидесятых годах. В рамках проекта с рабочим названием «701» предполагалось создать перспективный дальний перехватчик, отличающийся значительным ростом основных характеристик. В итоге был предложен самолет, построенный по схеме «бесхвостка» с развитым центропланом и передним горизонтальным оперением. Два двигателя планировалось размещать над крылом в хвостовой части машины. При взлетной массе более 70 т такой самолет мог бы брать на борт более 12 т вооружения, в том числе ракеты «воздух-воздух» большой дальности. Максимальную скорость планировалось довести до 2500 км/ч, дальность – до 7 тыс. км. Проект был остановлен в начале девяностых годов в связи с отсутствием финансирования.


Возможный облик самолета "701". Рисунок Bastion-opk.ru

В сложившейся ситуации фактически отсутствует возможность спрогнозировать облик будущего ПАК ДП, не допустив серьезные ошибки. Можно лишь пытаться представить те или иные особенности подобной техники, при помощи которых она сможет не только полноценно заменить имеющиеся машины, но и дать воздушно-космическим силам новые возможности. Очевидно, что нынешние предположения могут совпасть с реальным результатом программы ПАК ДП, но вероятность этого не слишком велика.

Важнейшей особенностью серийных МиГ-31 является максимальная скорость полета до 3000 км/ч, позволяющая им в кратчайшие сроки выходить на рубеж пуска ракет. Нельзя исключать, что при формировании облика перспективной машины военное ведомство сочтет необходимым сохранение подобных возможностей. Еще одной характерной чертой существующей техники является РЛС «Заслон» / «Заслон-М», позволяющие обнаруживать крупные объекты на дистанциях до 400 км. Современный прогресс в области радиоэлектронных систем, как минимум в теории, позволяет получить новый прирост характеристик с очевидными последствиями для боевой эффективности. Наиболее мощным МиГ-31 является ракета большой дальности Р-33, последние модификации которой способны поражать цели на дистанциях около 300 км.

Нетрудно заметить, что серьезный рост боевой эффективности перехватчиков может быть получен даже при сохранении «платформы» в виде планера с силовой установкой. Таким образом, вариант с глубокой модернизацией самолета МиГ-31, подразумевающей использование новой авионики и перспективного оружия, выглядит весьма интересным. Тем не менее, в силу тех или иных причин авторы технического задания программы ПАК ДП могут отвергнуть эту возможность и порекомендовать разработку перехватчика с нуля, пусть даже и с использованием имеющихся наработок.

По имеющихся данным, вопросы технического облика «Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата» рассматриваются специалистами до сих пор, и этот этап программы будет продолжаться в обозримом будущем. Разработка проекта ПАК ДП / МиГ-41 стартует только в конце текущего десятилетия, а первые ощутимые результаты будут получены лишь в середине двадцатых годов. До появления достаточного количества новых самолетов задачи перехвата будут решаться машинами МиГ-31 существующих модификаций.

Существующие планы по развитию группировки самолетов-перехватчиков не отличаются высокой скоростью выполнения, но их реализация позволит сохранять требуемую обороноспособность в течение нескольких следующих десятилетий. Разработка проекта ПАК ДП, стартующая в 2019 году, со временем приведет к постепенной замене имеющихся МиГ-31 и соответствующему росту потенциала воздушно-космических сил. Пока же следует ждать новые сообщения о ходе программы, которые, в частности, смогут раскрыть и технические особенности перспективного проекта.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://tvzvezda.ru/
http://kommersant.ru/
http://bastion-opk.ru/

Российский перспективный перехватчик ПАК ДП в будущем может стать беспилотным. Об этом сообщил гендиректор РСК "МиГ" Илья Тарасенко на Международном военно-техническом форуме "Армия-2017" в подмосковном парке "Патриот".

"Мы уже этим занимаемся. Для нас это естественное развитие самолёта МиГ-31. Новые технологии, незаметность, работа в космосе, новые скорости, новый радиус. Все те наработки, которые у нас есть, мы реализуем в этом проекте. Это будет совершенно новый самолёт, где будут применены совершенно новые технологии по работе в арктической сфере. Этот самолёт будет охранять всю границу нашей Родины. Потом будет переводиться в проект беспилотный", - сказал он. Тарасенко отметил, что РСК "МиГ" создаёт средние и тяжёлые беспилотники.

Гендиректор компании также сообщил, что поставки перехватчика ПАК ДП Вооруженным силам РФ планируется начать в середине 2020-х годов. "При условии появления заказа от Минобороны, мы уже, как я ранее говорил, начнём полноценную разработку и поставку в середине 2020-х годов этого самолёта", - сказал он. Тарасенко добавил, что проект ПАК ДП является развитием перехватчика МиГ-31.

Ранее главком Воздушно-космических сил России Виктор Бондарев сообщал, что опытно-конструкторские работы по созданию нового перехватчика на смену существующим МиГ-31 начнутся не ранее 2019 года.

Впервые о намерениях военного ведомства получить новый перехватчик для замены МиГ-31 было объявлено в 2013 году. Тогда главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев рассказал о планах военного ведомства по созданию перспективного самолёта. На тот момент рассматривалась возможность разработки проекта в рамках текущей Госпрограммы вооружений, в соответствии с которой проект должен был появиться до 2020 года. Последующее серийное производство самолётов позволило бы к 2028 году полностью заменить все имеющиеся машины типа МиГ-31.

Возможный облик самолёта «701»

Учитывая, что официальной информации по проекту мало, а технические данные вообще не раскрываются, спрогнозировать облик будущего ПАК ДА сложно. Очевидно, что нынешние предположения могут совпасть с реальным результатом программы ПАК ДП, но вероятность этого не велика.

На рисунке в заголовке статьи - возможный облик ПАК ДП / (с) Jozef Gatial

Самый быстрый перехватчик. В России разрабатывается перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата с уникальными скоростными характеристиками.

Наиболее высотным авиационным средством перехвата самолетов и ракет противника в нашей стране является сверхзвуковой истребитель МиГ-31. Особенностью его является высокая скорость (до 3000 км/ч) и дальность полета (до 3000 км с подвесными топливными баками), а также широкая номенклатура вооружений. Различные модификации перехватчика могут наносить удары, как по воздушным, так и по наземным целям и быть платформой для воздушного старта небольших космических аппаратов (до 160 кг) на орбиты до 600 км. Уникальные характеристики самолета позволяют ему забираться фактически в стратосферу и достигать высот в 30 000 м (спокойная работа может проходить на высоте в 20 600 м), что позволило оснастить «машину» противоспутниковой ракетой 79М6 «Контакт» (о ней мы расскажем в ближайшее время, заходите почаще) для поражения низкоорбитальных космических аппаратов.

Ракета 79М6 (слева) и ее носитель МиГ-31Д

Истребитель F-15 Strike Eagle ВВС США осуществляет пуск противоспутниковой ракеты ASM-135 ASAT

Возможности самолета в новейшей модификации МиГ-31БМ позволяют гарантированно прикрыть воздушную границу России в зонах «слабой» ПВО-ПРО от авиационных и ракетных средств поражения вероятного противника. Наиболее применительно самолет ориентирован на Арктику. О системе военных баз в условиях крайнего Севера читайте в материале «Россия в Арктике» (ссылка в конце статьи).

МиГ-31 на старте

Ожидается, что совершивший свой первый полет в далеком 1975 году, МиГ-31 закончит службу в 2028-ом, а на смену ему придет новый перехватчик. О невероятных рекордах и громких победах Миг-31 можно долго говорить, но будущее российской авиации за такими машинами как Су-57 и разрабатываемым уже сегодня перспективным авиационным комплексом дальнего перехвата (ПАК ДП) МиГ-41 (под таким номером он упоминается в прессе).

Что мы знаем о перспективном сверхскоростном перехватчике?

Первые эпизодические упоминания в прессе о начале разработки нового перехватчика на замену 31-ому появились летом 2017 года. Представители РСК «МиГ» тогда заявили о начале инициативных работ над новым истребителем без соответствующего заказа со стороны Минобороны. Мы уже рассказывали Вам, что результатом аналогичных «инициатив» корпорации стал проект ударного беспилотника «Скат» (ссылка на материал о нем в конце статьи). Конкретных сроков не называлось, но начало НИОКР планировалось на 2019 год, запуск в серию не раньше 2025-го.

Эскизный облик ПАК ДП

20 декабря в интервью изданию «Интерфакс» председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (ранее главком ВКС РФ) Виктор Бондарев заявил, что официальные (т.е. уже по заказу) проектные работы по новой машине стартуют уже в следующем году, а постановка на вооружение ожидается в 2025 году. Таким образом «старичок» МиГ-31 гарантированно уйдет на пенсию, согласно положеной выслуге.

Боевой радиус нового перехватчика составит от 700 до 1500 км (у Миг-31 – 720 км), основным вооружением преимущественно станут управляемые ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-37 , а также разрабатываемые уже сегодня гиперзвуковые «Цирконы» (на этот страшный сон Запада ссылка в конце статьи). Хотя последние могут оказаться слишком тяжелыми для истребителя, но наша «оборонка» обязательно придумает что-нибудь поменьше, но столь же смертоносное.

Ракета Р-37 на внешней подвеске МиГ-31

Ракета Р-37 является наиболее тяжелой и дальнобойной в своем классе . Дальность ее пуска составляет более 300 км, длина 4,2 м, масса боевой части составляет 60 кг, стартовая масса 600 кг. Ближайший зарубежный аналог американская ракета AIM-152 AAAM при весе 172 кг и массе боевой части в 22,7 кг имеет дальность пуска в 270 км и отсутствует на вооружении ВВС США.

Конструкторы РСК «МиГ» ожидают, что новая госпрограмма вооружений даст «зеленый свет» на разработку и проектирование самолетов 6-го поколения, которые смогут решать боевые задачи в ближнем космосе, ярким представителем которых станет перспективный дальний перехватчик. Он должен будет стать самым быстрым в мире и максимально «невидимым». Его задачами помимо стандартных перехватов маломаневренных угроз (крылатые ракеты, бомбардировщики, стратегические БПЛА) станет борьба с гиперзвуковыми целями (ракетами и перспективными самолетами).

Эскизный облик ПАК ДП

P.S

В нашей стране все и всегда упирается в вопрос финансирования. Положительный момент в том, что на столе у Президента Владимира Путина уже лежит готовый документ о выделении 19 триллионов рублей на перевооружение армии и флота в рамках новой госпрограммы вооружений. Надеемся, что новой и такой нужной «машине» найдется пара десятков миллионов причин, чтобы появиться на свет.


Понятие "самолет-перехватчик" появилось в СССР 1950-х годах ХХ века в связи с тем, что некоторые истребители стали оснащаться БРЛС, позволяющие обнаруживать и уничтожать воздушные цели без визуального контакта.

Перехватчик это аппарат в задачу которого входит уничтожение крылатых ракет и бомбардировщиков неприятеля.

На сегодняшний день в ВВС России стоит на вооружении перехватчик МиГ-31БМ. Он является частью системы противоракетной обороны. МиГ-31БМ может справиться с уничтожением крылатых и баллистических ракет в любом диапазоне высот в тяжёлых метеоусловиях, доводя оборону до 100% надёжности.

В принципе, ещё в 80-х, одновременно с разработкой в ОКБ Микояна многофункционального истребителя МиГ 1.42 велась работа над проектом многофункционального дальнего перехватчика с индексом "Изделие 7.01". Его задачей должно было стать как и у МиГ-31 патрулирование и охрана границ СССР, но с более высокой степенью автономности. Предполагаемая дальность на крейсерском режиме должна была составлять 7000 км, на дозвуковом - 11000 км. Крейсерская скорость - около 2500 км/ч. Экипаж - 2 человека. Работы по этому проекту были свернуты в 1993 году.

"Изделие 7.01"

С тех пор прошло много лет, авиастроение не стояло на месте, технологический прогресс сделал огромный шаг вперед. Уже нет ничего невероятного в предполагаемой скорости 4 Маха для новой машины. Перехватчик по своему назначению обязан быть самым скоростным самолетом.

При строительстве МиГ-41 должны быть использованы материалы, снижающие радиолокационную заметность машины. Так же размещенное внутри аппарата вооружение способствует уменьшению заметности.

Предполагаемая дальность полета скорее всего будет увеличена до 13000 км.

В вооружение МиГа, скорее всего войдет ракета дальнего радиуса действия Р-37 или её новые модификации.

Одной из главных задач нового перехватчика станет борьба с гиперзвуковыми летательными аппаратами, которые активно разрабатываются в стане наших соперников - США. Их разрабатываемая ракета "Boeing X-51", предположительно будет иметь скорость 6000 км/ч. Перехват таких целей - очень трудная задача.

Boeing X-51

Допускается, что с борта перехватчика появится возможность запуска микроспутников, работающих на низких орбитах.

Прорабатывается возможность управления самолетом в беспилотном режиме, а это уже возможности техники шестого поколения.

предполагаемый облик МиГ-41

Скорее всего принятие на вооружение такой техники станет возможным не ранее середины 20-х годов. К этому времени появятся и новые технологии в области защиты от "гиперзвука".

Эксперты считают, что сегодня мы находимся на пороге рождения авиационных ракет нового поколения. Стремительно развивается лазерное оружие, наиболее активно в этом направлении работают американцы. Десять лет в современном мире – это огромный срок, за это время могут появиться совершенно новые технологии, о которых мы сегодня даже не догадываемся.

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», используя внутренние экономические резервы, ведет разработку нового перехватчика, который должен заменить МиГ-31. Об этом сообщил генеральный директор корпорации Илья Тарасенко . Разработка на аналогии с перспективными истребителем и бомбардировщиком называется «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП).

В настоящий момент разработка на стадии выбора концепции самолета и проработки его технического облика. То есть — до получения полностью готового продукта, исходя из опыта создания подобного рода машин, уйдет еще как минимум 10 лет. Именно эти сроки называют в корпорации — 2028 год. Дата привязана и к тому моменту, когда МиГ-31 потребуется следующая модернизация. Если в срок появится новый истребитель, модернизации, скорее всего, и не понадобится.

Казалось бы, к 2028 году МиГ-31, принятый на вооружение в 1981 году, совсем состарится. Ему будет почти полсотни лет, что нормально разве что для самолетов Военно-транспортной и Дальней авиации. Однако, как выясняется, советские еще конструкторы заложили в наш перехватчик громадный летно-технический ресурс. Самолет в настоящее время является абсолютным рекордсменом по скорости среди всех, в том числе и лучших зарубежных истребителей. И оснащен самой дальнобойной в мире ракетой «воздух-воздух».

То есть, когда натовские самолеты-разведчики опасно приближаются к российским границам, МиГ-31 способен, особо не напрягаясь, догнать их и дать сокрушительный ответ. Если же надумают наведаться к нам «незванными гостями» лучшие в мире американские истребители F-22, то и у них невелики шансы безнаказанно вернуться на свои аэродромы. Поскольку МиГ-31 в связке с наземными комплексами Радиотехнических войск способен бороться с любым самолетом-невидимкой. И принцип «раньше увидел — раньше поразил» на стороне российского перехватчика со сверхдальней ракетой, наводящегося на цель, скажем, с помощью РЛС «Небо-М».

К тому же совсем недавно перехватчик модернизировали до модификации МиГ-31БМ. И это вполне современный, с точки зрения качества авионики, истребитель.

О том, что российский самолет сильно опередил свое время, свидетельствуют неопровержимые факты. Этот истребитель, ставший первым советским самолетом четвертого поколения, начал поступать в части авиации ПВО в 1980 году. И до 2000 года был единственным в мире с бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой. До сих пор МиГ-31 является самым скоростным (3000 км/ч) и высотным (20000 м) в мире. В свое время американцы пытались превзойти его возможности, разработав перехватчик F-14 Tomcat, который также вооружили ракетой большой дальности. Однако F-14 по основным характеристикам не смог даже приблизиться к МиГу.

Главное качество перехватчика — предельный рубеж перехвата. То есть удаление цели, когда перехватчик, стартовав по тревоге, способен догнать ее и уничтожить. При скорости цели в 2,35 М для МиГ-31 этот параметр составляет 720 км. Для «американца» же цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема не далее, чем на расстоянии в 250 км. При дозвуковой скорости 0,8 М рубежи такие: 1250 км и 800 км.

И это при том, что дальность ракет у «американца» на 25 км выше — 185 км против наших 160 км. Однако возможности бортовых РЛС несоизмеримы. F-14 мог одновременно отслеживать лишь 4 цели, МиГ-31 — 18.

В 2006 году F-14 был снят с вооружения. И заменен на авианосцах многоцелевым истребителем F/A-18E/F Super Hornet. Он имеет более ограниченные возможности воздушного перехвата, чем F-14. При примерно одинаковых с F-14 летных характеристиках его ракеты имеют дальность 40 км. А сухопутных перехватчиков у США вообще нет, поскольку американцы считают, что Североамериканский материк недоступен для авиации противника.

А в это время МиГ-31 ушел еще дальше вперед. С 2008 года проводится модернизация перехватчика до модификации МиГ-31БМ. В самолете меняется почти вся электроника. Добавили супердальнобойную ракету Р-37, летающую на 300 км. А пушку сняли, поскольку она не имеет никакого смысла для дальнего перехватчика, которому нет необходимости ввязываться в ближний бой. Именно по этой причине у самолета низкая максимальная техническая перегрузка — всего 5g. В то же время у современных истребителей, предназначенных для завоевания господства в воздухе, этот параметр доходит до 9,5g.

Важнейшее обновление — РЛС «Заслон-М». Станция обнаруживает бомбардировщики, находящиеся на расстоянии 400 км, истребители — на 320 км. При этом осуществляется сопровождение 24 целей, одновременно можно атаковать до 8. Обновленный перехватчик получил возможность уничтожать аэродинамические цели, имеющими скорость до 5 М. А также спутники на низких (до 150 км) орбитах.

В МиГ-31БМ появился новый двигатель с повышенной тягой Д-30Ф6М — 16500 л.с. на форсаже вместо 15500 л.с. Установлена двухканальная оптико-локационная система, позволяющая осуществлять поиск целей без включения РЛС, чтобы снижать заметность перехватчика.

Также на самолет установлена современная станция радиоэлектронной борьбы, работающая в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Есть возможность автоматической наводки на цель с наземного или воздушного КП.

Для МиГ-31БМ несколько расширили круг решаемых задач. Теперь самолет способен работать и по наземным целям — в боекомплект введены противорадиолокационные ракеты, ракеты «воздух-поверхность», а также корректируемые авиабомбы.

Таким образом, МиГ-31БМ упрочил свое положение лучшего в мире перехватчика. Однако в конце 2020-х годов его придется заменять на новый самолет, который должен решать те же самые задачи, но на более высоком техническом уровне.

О перспективной разработке мало что известно. Наверняка можно сказать лишь, что это будет самолет пятого поколения. С присущими этому поколению качествами — РЛС с активной фазированной антенной решеткой, бесфорсажная сверхзвуковая скорость, низкая заметность, встроенность в единое информационное поле для проведения сетецентрических операций, высокий уровень компьютеризации, когда система управления способна «мыслить» на уровне пилота и оператора. При этом сверхманевренность не понадобится.

Определенный задел для создания новой машины у РСК «МиГ» имеется. Здесь в 80-е годы проводились активные работы по развитию линии успешных перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. К концу 80-х годов были созданы пять прототипов, которые стали глубокой модернизацией исходной модификации. Был частично скорректирован планер, повышена на 5 тонн взлетная масса, появилось новое оборудование. Начались испытания. Однако вскоре закончились деньги и всё встало.

Что-то из этого было использовано в МиГ-31БМ. Что-то может пригодиться для ПАК ДП. Также ОКБ может использовать задел по фронтовому истребителю МиГ-1.44, прототип которого уже летал, но впоследствии работа была свернута. Этот самолет способен развивать скорость, равную 3200 км/ч.

Однако американский журнал The National Interest, порой распространяющий самые невероятные слухи, похоже, знает о новой разработке даже то, что неведомо и самим разработчиком. Он утверждает, что новый перехватчик (неверно называя его МиГ-41) будет развивать гиперзвуковую скорость (правда, чуть меньшую — 4500 км/ч) и получит на вооружение гиперзвуковыми ракетами.

Однако этого авторам публикации показалось маловато. Приводится высказывание некоего «авиационного эксперта»: «Новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали в начале 90-х под шифром „проект 701“. Новая разработка не была похожа на предыдущие миговские истребители и по своим характеристикам должна была стать самым мощным боевым самолетом ПВО с предполагаемой скоростью до 7000 километров. Но не хватило денег».

Несомненно, американские пилоты почитывают такое для того, чтобы поднять настроение. Этакий Петросян по-американски.