Регулирование внешнеэкономических сделок. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок и расчетов по ним

Договоры (или, как их часто называют, контракты), заключаемые и исполняемые в рамках международного торгового оборота, обладают рядом правовых отличий, имеющих важное практическое значение по сравнению с хозяйственными договорами, которыми опосредствуются экономические отношения между хозяйствующими субъектами в пределах одного государства.

Осуществление экспортно-импортных операций сопровождается необходимостью дополнительного учета факторов, отсутствующих во внутрихозяйственном обороте. Такие особенности внешнеэкономической практики являются порой не только результатом различий в экономической или политической жизни, но и в правовом регулировании и обычаях делового оборота разных стран.

В современных условиях взаимоотношения участников внешнеэкономической деятельности приобретают самые разные договорные формы. Правовое оформление международных сделок сегодня не исчерпывается использованием традиционных видов гражданско-правовых договоров, таких как купля-продажа, аренда, подряд. Появляются новые разновидности соглашений и договоров, которые создает постоянно развивающаяся коммерческая практика.

Однако и сегодня наиболее распространенной формой договора, используемой во внешнеэкономической деятельности, является традиционный договор купли-продажи. Это объясняется наибольшим удельным весом товарных операций в общем объеме мировой торговли. Операции по купле-продаже товаров, осуществляемые между контрагентами из разных стран, в качестве непременного условия включают в себя организацию доставки товара от продавца к покупателю. С договором международной купли-продажи поэтому традиционно тесно связан договор перевозки, включая все его разновидности, следующие из особенностей способов транспортировки грузов (морской, железнодорожной, автомобильной, авиационной и т.п.).

В той же мере это касается и правовых форм, которые используются в международной торговле для обеспечения имущественных интересов контрагентов (страхование, поручительство, банковские гарантии, залоговые операции). То же относится и к договорам, в силу которых продавец делает исполнение договора наиболее удобным и предпочтительным для своего контрагента, повышая тем самым свою конкурентоспособность (договоры на техническое обслуживание, оказание технического содействия, обучение персонала и т.п.).

Расширение международной торговли услугами, развитие обмена технологиями, промышленное сотрудничество, в том числе в разработке природных ресурсов, строительство крупных объектов – все это также способствовало использованию в международном экономическом обороте разнообразных видов договоров: аренда машин и оборудования ("лизинг"), договоры о строительстве объектов "под ключ", подряды на выполнение проектно-конструкторских и инженерно-строительных работ ("инжиниринг"), лицензионные соглашения, договоры о производственной кооперации, соглашения о совместной деятельности (joint venture) и т.п.

В рамках даже одного и того же вида договора нередко наблюдаются весьма значительные различия по содержанию прав и обязанностей, которые принимают на себя контрагенты. Эти различия возникают в силу свободы определять содержание договора заключающими его сторонами. Часто они являются результатом особенностей предмета и характера договора, его цены, экономического положения контрагентов, сложившихся рыночных условий, обычаев определенной отрасли предпринимательской или профессиональной деятельности, торговых обыкновений, относящихся к данной коммерческой сделке, и других подобных факторов.

Как свидетельствует практика международного экономического оборота, относящиеся к этой сфере сделки часто носят комплексный характер. Их правовое содержание нередко охватывает несколько правовых институтов, и для юридической квалификации возникшего между партнерами правоотношения необходимо обращаться к нормам, охватывающим регулирование нескольких видов договоров. Например, договор на поставку комплектного оборудования может включать в себя элементы как договора купли-продажи, так и подряда (оказание услуг по монтажу и т.п.).

Правовые последствия сделки для ее участников, касающиеся в первую очередь содержания взаимных прав и обязанностей, зависят от правовой квалификации заключенного между ними договора. Иногда участники внешнеторговой сделки сознательно выбирают тот или иной вид договора, руководствуясь своими соображениями, направленными, в частности, на повышение экономической эффективности этой сделки (например, выбор между договором купли-продажи и комиссионным договором при реализации продукции за рубежом). Мотивы могут быть связаны, например, с особенностями законодательства или деловой практики в стране одного из участников сделки, с торгово-политическим, таможенным, налоговым регулированием. Однако для такого выбора, естественно, имеются пределы, устанавливаемые законом.

Одна из важных особенностей внешнеэкономических сделок состоит в том, что на их правовой режим оказывают влияние не только нормы внутреннего права стран, откуда происходят участвующие в сделке стороны, но и нормы, вытекающие из международно-правовых обязательств этих стран. Заключаемые между государствами торговые договоры, соглашения о товарообороте и платежах, а также по другим торгово-экономическим вопросам, могут включать в себя положения, которые непосредственно влияют на содержание торговых сделок между субъектами права из договаривающихся государств. Например, эти положения могут касаться основных условий поставки, валюты, способов и порядка расчетов, рассмотрения споров и т.п.

Целью межгосударственных договоренностей, которые могут быть двух- и многосторонними, в некоторых случаях может также быть регулирование прав и обязанностей по определенным коммерческим договорам, заключаемым лицами из договаривающихся стран. К числу таких соглашений можно отнести согласование общих условий поставок, применение которых является – в зависимости от межгосударственной договоренности – либо факультативными (рекомендательными), либо обязательными для всех участников товарооборота между подписавшими такое соглашение странами. Последний вариант был характерен, например, для торговли между социалистическими странами. Сегодня в международной торговле более распространенной является практика с рекомендательными общими условиями, что вытекает из, как правило, диспозитивного регулирования содержания прав и обязанностей участников внешнеторговых сделок в праве большинства стран, участвующих в мировой торговле.

Применяемые к правам и обязанностям сторон договора (контракта) гражданско-правовые нормы права отдельных государств не устанавливают, как правило, обязательных (императивных) предписаний, которым должно соответствовать содержание договора. Это позволяет достаточно свободно формулировать его условия.

Вместе с тем ряд моментов, определяющих взаимные права и обязанности сторон внешнеторгового контракта, подпадает под действие императивного правового регулирования стран-контрагентов, например, законодательства, относящегося к экспортно-импортному, валютному, таможенному и другим видам регулирования. Если включенные в контракт условия не будут соответствовать таким обязательным предписаниям, они будут признаны недействительными. Примером императивного регулирования, влияющего на содержание коммерческих контрактов, помимо указанного выше законодательства, являются также правовые нормы об ограничении или исключении ответственности за нарушение договорных обязательств, а также об обеспечении свободы конкуренции.

Внешнеэкономическая сделка (ВЭС) – двусторонние, многосторонние (договоры) или односторонние сделки между лицами разной национальной принадлежности, направленные на установление, изменение, прекращение отношений производственной кооперации, обмен товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность), которые не носят бытовой характер.

ВЭС – это далеко не все сделки, регулируемые МЧП. Они представляют собой часть от целого понятия «сделка с иностранным элементом», к которому можно отнести любые сделки, включая бытовые, если стороны имеют разную национальность или место совершения сделки либо объект сделки находятся за границей. Необходимость выделения и исследования особого правового понятия «ВЭС» обусловлена спецификой национально-правового регулирования.

Национальное право России, стран СНГ, а также некоторых других государств, раннее входивших в социалистический лагерь, устанавливает определенные императивные предписания в отношении этих сделок. В качестве примера нормативных правовых актов РФ в этой области мы можем назвать: ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами». «Об экспортном контроле». «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности»; Приказ ГТК РФ «О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах РФ».

Государство осуществляет контроль за внешнеэкономической деятельностью (ВЭД)преимущественно в области таможенного и валютного регулирования. Для осуществления внешнеэкономических операций нетребуется получатьспециальное разрешение. Однако в России все-таки действуют определенные формальности в отношении статистической отчетности, паспортов сделок, лицензирования и квотирования, учета участников ВЭД, обеспечения соответствия стандартам, сертификации, безопасности товаров, ввозимых на территорию РФ.

Международно-правовое регулирование международных коммерческих сделок выражается в довольно широкой унификации, осуществляемой самыми разными способами. Выработка в каждодневной практике профессиональных участников международного коммерческого оборота единых правил привела к появлению источников регулирования разной правовой природы, отличающихся по юридической силе.Среди наиболее распространенных назовем: Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г.; Инкотермс 2000; Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004; Унифицированные правила по документарным аккредитивам; Унифицированные правила по инкассо.



39. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.

Общей генеральной коллизионной привязкой практически всех внешнеэкономических сделок выступает автономия воли сторон. Принцип автономии воли сторон считается наиболее гибкой формулой прикрепления, и его применение в наибольшей степени соответствует общему принципу свободы договора. В праве большинства государств автономия воли в договорных отношениях понимается не только как формула прикрепления, но и как источник права. Такое понимание автономии воли можно вывести из толкования ст. 421 ГК.

Если спор по внешнеторговой сделке решается с применением коллизионного метода регулирования, то автономия воли понимается как право выбора применения к сделке какого-либо конкретного правопорядка. В основном законодательство предусматривает право неограниченного выбора применимого закона сторонами. Законы некоторых государств (ФРГ, США, Скандинавские страны) устанавливают «разумные» пределы автономии воли. Для ограничения пределов автономии воли используется доктрина «локализации» (это общее ограничение свободы выбора права). Оговорка о применимом праве (автономия воли) может быть прямо выражена или с необходимостью вытекать из условий контракта. Такое требование содержит п. 2 ст. 1210 ГК. В зарубежном праве есть понятие «подразумеваемая воля» сторон.

Если контракт не содержит оговорки о применимом праве, то в судах западных государств производится установление «гипотетической», «подразумеваемой» воли сторон. Для этого используются критерии «локализации», «справедливости», «доброго, заботливого хозяина», разумной связи выбора применимого права с конкретным фактическим составом. При установлении права, применимого к внешнеэкономической сделке, применяются теория статутов, теория существа правоотношения («разума») и теории презумпций: суда и арбитража (кто избрал суд, тот избрал и право); закона места нахождения учреждения, обслуживающего своих клиентов в массовом порядке; общего гражданства или общего домицилия.



Даже если оговорка о применимом праве прямо выражена в контракте, установление «первичных» статутов (личного и формального) правоотношения производится по объективным признакам независимо от воли сторон. Предусмотрено обязательное применение императивных норм законодательства того государства, с которым сделка имеет реальную связь (п. 5 ст. 1210 ГК). Это положение призвано предотвратить обход императивных норм национального права при помощи выбора права другого государства.

Общий принцип установления формального статута правоотношения – применение закона места совершения контракта. Однако в сделках между отсутствующими достаточно затруднительно определить место заключения сделки, так как в общем праве применяется теория «почтового ящика» (место заключения сделки – это место отправления акцепта), а в континентальном – доктрина «получения» (место заключения сделки – это место получения акцепта). Личный закон контрагентов применяется для установления личного статута правоотношения. Определение действительности договора по существу (вопросы «пороков воли» и т. п.) подчиняется обязательственному статуту и предполагает применение права, избранного контрагентами.

Российское право (ст. 1210 ГК) предусматривает возможность неограниченной автономии воли сторон. Соглашение о выборе права может быть сделано как в момент заключения договора, так и в последующем; касаться как договора в целом, так и отдельных его частей. Выбор права сторонами, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным с момента заключения контракта. Соглашение сторон о праве применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество.

В российском праве и практике отсутствует понятие «подразумеваемая воля» сторон. При отсутствии соглашения сторон о применимом праве к договору применяются субсидиарные коллизионные привязки, устанавливаемые на основе критерия наиболее тесной связи (п. 1 ст. 1211 ГК). Основной субсидиарной привязкой договорных обязательств является закон продавца как право центральной стороны сделки (закон перевозчика, закон подрядчика, закон хранителя и т. д.). Эта общая коллизионная привязка транформируется в специальные: закон места учреждения или обычного места деятельности продавца, закон места его торгового обзаведения.

Российский законодатель понимает под правом, с которым договор наиболее тесно связан, право страны места жительства или основного места деятельности той стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для договора (п. 2 ст. 1211 ГК). В п. 3 ст. 1211 ГК перечислены 19 специальных субсидиарных коллизионных привязок по основным видам внешнеэкономических сделок (договор дарения – закон дарителя, договор залога – закон залогодателя и т. п.).

В российском законодательстве подчеркивается специфика коллизионного регулирования некоторых внешнеторговых сделок. К договору строительного подряда и подряда на выполнение научных и изыскательских работ применяется право страны, где в основном достигнуты результаты соответствующей деятельности. Особые коллизионные правила регулируют сделки, заключенные на аукционе, на бирже, посредством конкурса, – применяется право страны места проведения конкурса или аукциона, места нахождения биржи (п. 4 ст. 1211 ГК). Договоры с участием потребителя регулируются правом страны места жительства потребителя. При этом даже при наличии соглашения сторон о праве предусмотрена особая охрана прав и интересов потребителя (ст. 1212 ГК). К договору простого товарищества применяется право страны места основной деятельности товарищества (п. 4 ст. 1211 ГК).

Вопросы применимого права к внешнеэкономическим сделкам.

Обязательственный статут – это совокупность норм подлежащего применению права, регулирующих содержание сделки, ее действительность, порядок исполнения, последствия неисполнения, условия освобождения сторон от ответственности. Исходное коллизионное начало – подчинение основных вопросов обязательственного статута праву, избранному сторонами, а при отсутствии такого выбора – праву государства той стороны договора, обязательство которой составляют главное содержание, особенность конкретного вида договора. Основной вопрос обязательственного статута – права и обязанности сторон. Они должны определяться в соответствии с нормами правовой системы, свободно избранной самими контрагентами.

Термин «обязательственный статут» применяется и для обозначения сферы действия права, подлежащего применению к договору (ст. 1215 ГК). Эта норма российского законодательства устанавливает, что право, применимое к договору, определяет: толкование договора, права и обязанности сторон, исполнение договора, последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения, прекращение договора, последствия недействительности договора. Отечественный законодатель учитывает тенденцию сужения сферы применения вещ-но-правового статута по сделкам, связанным с вещными правами, и вытеснение его обязательственным (п. 1 ст. 1210 ГК). Повсеместно признано также, что правовое регулирование момента перехода риска случайной гибели и порчи вещи определяется по обязательственному статуту сделки.

В особом порядке рассматриваются вопросы акцессорных обязательств. Из обязательственного статута исключаются обеспечительные обязательства, сопутствующие внешнеэкономическим сделкам. Коллизионные привязки договоров поручительства и залога имеют самостоятельный характер. Объем ответственности поручителя, права и обязанности залогодателя подчиняются правопорядку, который устанавливается самостоятельно, вне зависимости от статута главного долга (подп. 17 и 18 п. 3 ст. 1211 ГК). Однако содержание главного долга влияет на обязательства поручителя и залогодателя. В данном случае имеет место расщепление коллизионной привязки: отношения по основному обязательству подчиняются одному правопорядку, а отношения по акцессорным обязательствам – другому. Отношения, связанные с уступкой требования, уплата процентов, задатка и неустойки подчиняются тому же закону, что и капитальная часть долга (ст. 1216 и 1218 ГК).

Из сферы действия обязательственного статута исключаются вопросы о требованиях, на которые не распространяется исковая давность (требования о возмещении вреда; требования, вытекающие из личных неимущественных прав, и т. п.). По общему правилу к ним должен применяться закон суда в соответствии с общей концепцией деликтных обязательств. В сферу действия обязательственного статута не могут входить и вопросы об общей право– и дееспособности сторон при совершении внешнеторговых сделок. Для решения этих проблем применяется сочетание личного закона контрагентов и материально-правового принципа национального режима для иностранцев в области гражданских прав.

1. Понятие внешнеэкономической сделки 2. Виды сделки 3. Порядок заключения внешнеэкономических сделок 4. Структура, содержание и форма сделок 5. Исполнение обязательств, общие принципы обязательственного права 6. Ответственность за нарушение. 1. В процессе осуществления торгово-экономических, научно-технических и иных международных связей между организациями и фирмами различных государств заключается большое число договоров, которые чаще всего называются контрактами. Место нахождения сторон, а также место заключения и исполнения этих договоров не совпадают, что требует определения права, подлежащего применению к такому договору с иностранными, или международными лицами. Другими словами, основу внешнеэкономического оборота составляют гражданско-правовые сделки, т.е. действия юридических лиц и граждан, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Внешнеэкономические сделки имеют свой обязательственный статус, т.е. установленные в отношении их обязательные правила, требования, закрепленные в правовых актах. Так, обязательственный статус внешнеэкономических сделок определяет сферу их действия: внешнеэкономическими являются сделки, в которых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, а их содержанием являются операции по экспорту, импорту товара, товарообмену (бартеру), работы, услуги, результаты творческой деятельности. Как правило, большинство внешнеэкономических сделок являются внешнеторговые сделки. Таким образом, к внешнеторговым сделкам относятся договоры купли-продажи товаров, а также договоры подряда, комиссии и ряд других договоров, заключаемых между организациями и фирмами различных государств. Современный этап развития внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций характеризуется существенными изменениями методов и форм установления договорных связей с иностранными партнерами. Правовая основа международных коммерческих операций - институт международной коммерческой сделки. Источниками права в этом случае являются международные соглашения, правила, конвенции, национальное законодательство, системы нормативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, сложившиеся в международной торговле традиции. Необходимо также помнить, что нормативные акты применяются в случаях, если страна является их участником или официально признала их для применения. Традиционными являются сделки купли-продажи товаров в материальной форме. По таким сделкам продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в установленные контрактом сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму. Различаются сделки по экспорту и импорту товаров. В практике отечественных организаций часто встречаются различные виды товарообменных и компенсационных сделок на безвалютной основе. Одним из видов таких сделок являются бартерные сделки, которые предусматривают обмен согласованных количеств одного товара на другой. В таком договоре указывается количество взаимопоставляемых товаров, либо оговаривается сумма, на которую стороны обязуются поставить товары. В обязательственный статус внешнеэкономических сделок входит решение вопроса о применимом к ним праве, т.е. какие правовые нормы применяются к данной сделке. 2. Внешнеэкономические сделки бывают односторонними, двусторонними и многосторонними, в зависимости от того, воля скольких лиц выражалась при их совершении. Примером односторонней сделки является выдача доверенности определенному лицу на совершение определенных внешнеэкономических сделок. Основная масса сделок - двусторонние, т.е. договоры, которые во внешнеэкономических отношениях чаще называются контрактами. Многосторонние сделки совершаются реже, к ним, в частности, относятся договоры о специализации и кооперировании производства, заключаемые между предприятиями нескольких государств. В отдельных случаях во внешнеэкономическом обороте заключаются условные сделки. Они совершаются под отлагательным или отменительным условием. Например, в контракте предусматривается, что сделка будет исполняться, если предмет соглашения (товары, работы, услуги) будут включены в межправительственный договор о товарообороте на очередной год (сделка с отлагательным условием). В другом случае в контракте может быть отменительное условие: он не будет исполняться, если на поставки предусмотренного им товара надлежащим органом государства не будет выдана лицензия. 3. Совершение внешнеэкономических сделок, формирование их условий является важнейшей частью коммерческой работы. Заключение внешнеторгового контракта купли-продажи как определенный процесс представляет собой систему действий сторон (партнеров) в ходе согласования условий контракта. Начальным этапом являются предварительные переговоры, которые иногда называются трактацией сделки. Переговоры ведутся почтовой или телеграфной перепиской, по телефону или во время личных встреч представителей обеих сторон. Инициатива вступления в переговоры может быть проявлена как покупателем, так и продавцом. Покупатель либо откликается на объявление или другой вид рекламы продавца, либо обращается к известной ему фирме с запросом прислать предложение партии товара или оферту (предложение заключить договор). Продавец может сам направить такую оферту фирме как возможному покупателю. Однако, оферта направляется будущему партнеру только после того, как стороны обменялись письмами о намерении. Суть их заключается в том, что одна из сторон, заинтересованная в заключении контракта и узнавшая о наличии возможного партнера, обращается к нему с просьбой ответить, есть ли у нее желание и возможность заключить сделку, указывая в своем письме самые общие желательные для нее условия: предмет сделки, возможные сроки ее исполнения, ориентировочную цену. Эти письма, как и протоколы встреч сторон о намерении заключить сделку, не порождают правовых последствий. Лишь после выявленного согласия на заключение контракта одна из сторон составляет оферту, а другая решает вопрос об акцепте (подтверждении) контракта. В соответствии с п.2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством составления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (часть 1 ст. 435 ГК РФ). Оферта должна содержать всю необходимую информацию относительно существенных условий договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. По общему правилу коммерческое предложение (оферта) должно содержать: точное и сокращенное наименование продавца; его торговую марку, фирменный знак; наименование товара; краткую и достаточную характеристику товара; предлагаемый объем поставки; минимальное количество поставляемого товара в партии; сведения об упаковке; условия поставки; цену на условиях поставки за штуку и за партию; сроки поставки; порядок оплаты; оптовую скидку, реквизиты продавца (в коммерческой практике под офертой обычно понимается предложение товара, следовательно, оферта может быть сделана только продавцом, а не покупателем). В случае, если покупатель предлагает заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой. В данном случае для заключения договора продавец и покупатель осуществляют дальнейшее уторговывание сделки. Согласно ст. 444 ГК РФ, если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту. По общему правилу условия внешнеторгового договора купли-продажи определяются сторонами по собственному усмотрению. Действующее российское законодательство устанавливает только общие рамки договорного правоотношения. Особенность правового регулирования внешнеторговых сделок заключается в том, что стороны внешнеторгового договора купли-продажи должны определить законодательство страны, применимое к данному контракту. Выбор законодательства партнеры осуществляют по соглашению. Если же в контракте такое соглашение отсутствует, то применяются коллизионные нормы (коллизионная норма - это, норма определяющая право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению). 4. Внешнеэкономические сделки, в частности, внешнеторговый контракт - это, как правило, довольно объемный документ, содержащий: условия о предмете договора, его объекте, цене товара, базисные условия поставки, права и обязанности сторон, санкции за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, условия освобождения от ответственности, порядок разрешения споров, язык договора, применяемое право, вступление в силу договора, правовые последствия расторжения договора и др. Суть содержания внешнеэкономической сделки заключается в том, что в ней стороны предусматривают взаимные конкретные права и обязанности, которые конечно же определяются существом сделки. В начальной части контракта могут быть указаны лица, уполномоченные на его подписание. Обычно контракт подписывает руководитель организации, который действует от ее имени без доверенности. Контракт может быть подписан иным должностным лицом организации, обладающим специальными полномочиями. По общему правилу контракт подписанный лицом, не имеющим полномочий на его подписание, не вступает в юридическую силу. В случаях если такой контракт начинает исполняться, он может быть признан действительным судом, т.к. начало фактического исполнения контракта свидетельствует о том, что руководитель организации одобрил эту сделку и взял на себя предусмотренные контрактом обязательства на указанных в нем условиях. Структура и содержание контракта могут быть различными, в зависимости от характера товара и условий соглашения. При подписании контракта все его страницы, в том числе спецификаций, изменений и дополнений к контрактам, должны быть пронумерованы и подписаны с каждой стороны одним из лиц подписывающих контракт в целом. Перед подписание контракта необходимо проверить полномочия представителей иностранной стороны. Контракт обычно заключается на языках каждой из сторон, причем оба экземпляра контракта считаются подлинными. После подписания контракта вся предшествующая переписка и предшествующие договоренности, достигнутые на переговорах, утрачивают силу, и в отношении сторон действуют только обязательства, зафиксированные в контракте. В контракте обязательно должно быть указано место и даты подписания. Изменения и дополнения к контрактам, их аннулирование допускается при прямых внешнеэкономических связях по согласованию сторон. Подлинные экземпляры контрактов с приложениями, а также изменения, дополнения к ним передаются после их подписания обычно в 10-дневны срок на хранение в торговый, товарный, сбытовой отделы, регистрируются в специальном журнале и хранятся как документы строгой отчетности. Внешнеторговые сделки должны совершаться российскими предпринимателями в письменной форме. Несоблюдение формы таких сделок влечет за собой их недействительность (ст. 162 ГК РФ). Из этого положения следует правило, согласно которому письменные доказательства (переписка, выставление счета и т.п.) в подтверждение заключения внешнеторговой сделки не допускается. По законодательству ряда зарубежных стран не требуется обязательного письменного оформления внешнеторговых сделок. Согласно Венской конвенции 1980г. (ст. 11) не требуется, чтобы договор заключался или подтверждался в письменной форме или подчинялся иному требованию в отношении формы. Допускается его доказывание любыми средствами, включая свидетельские показания. Однако при присоединении СССР к этой Конвенции была сделана оговорка о неприменимости положений ст. 11 Конвенции, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в СССР. В настоящее время данная оговорка действует в порядке правопреемства и для Российской Федерации. В зависимости от страны совершения сделки может потребоваться регистрация или нотариальное удостоверение сделки. Согласно российскому законодательству законом может быть установлена государственная регистрация сделок с движимым имуществом определенных видов. Сделка оформляется одним из следующих способов: - в виде документа, подписанного обеими сторонами (обычный контракт); - в виде твердой оферты продавца, акцептованной покупателем. В этом случае продавец направляет покупателю подробно разработанную оферту и сделка считается заключенной путем обмена письмами (оферта и акцепт); - в виде заказа, сделанного покупателем (заказчиком) продавцу (поставщику) и подтвержденного последним; в этом случае сделка оформляется двумя документами: заказом и подтверждением поставщика. 5. Исполнение обязательств, предусмотренных внешнеэкономической сделкой, осуществляется на основе общих принципов обязательственного права. Среди них выделяются следующие. Важнейшим является принцип надлежащего исполнения, согласно которому обязательство должно быть исполнено надлежаще по его предмету - наименованию, количеству, ассортименту, качеству товара, видам работ, услуг; надлежащему лицу; в надлежащий срок. В международной практике этот принцип еще называется добросовестностью исполнения. При исполнении внешнеэкономических сделок должны соблюдаться принцип сотрудничества, согласно которому кредитор должен содействовать зависящими от него мерами в выполнении должником своей обязанности, принцип экономичности исполнения, на основании которого обязательство должно выполняться более экономично, без лишних затрат, которые принимает на себя должник, если такими своими действиями он причиняет кредитору убытки. Однако применение более экономичного способа исполнения не должно расходиться с условиями контракта. Принцип реального исполнения означает необходимость выполнить обязательство в натуре, не заменяя его уплатой неустойки или возмещением убытков кредитору. В тоже время, например, Венской конвенцией в договоре международной купли-продажи предусмотрена приоритетность не реального исполнения, а эквивалентного возмещения. Одним из принципов исполнения внешнеэкономических сделок является презумция действия обычая, на который стороны прямо не сослались в контракте, но о котором они знали или должны были знать и который широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей отрасли торговли, связанность сторон устанавливается практикой их взаимоотношений. Исполнение внешнеэкономических сделок должно осуществляться с соблюдением правил деловой этики. Следует помнить, что ненадлежащее их исполнение не только причиняет убытки другой стороне, но и снижает коммерческую репутацию неисправной стороны, может повлечь за собой включение в последующие договоры, в том числе с другими партнерами, повышенных требований и неблагоприятных для нее условий, например более высокой неустойки, дополнительных гарантий исполнения и т.д. 6. При заключении внешнеэкономических сделок стороны особое внимание уделяют способам обеспечения обязательств, т.е. тех мер, которые они могут применять к контрагенту в случае неисполнения обязательства должником, в результате чего кредитору наносится имущественный или моральный ущерб. Обеспечение обязательств осуществляется путем установления в контракте: а) взыскания неустойки (пени, штрафа), т.е. денежной суммы которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения, в частности, просрочки исполнения, определения характера этой неустойки (зачетная, штрафная, исключительная, альтернативная); б) залога, в силу которого кредитор (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами; в) поручительства (гарантии), в силу которого поручитель обязуется перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично; г) задатка, каким является сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Необходимо помнить, что задаток отличается от аванса (он не является способом обеспечения). Нарушением контракта признается неисполнение обязательств либо ненадлежащее его исполнение. При этом возникает ответственность нарушившей стороны, которая обязана возместить другой стороне весь ущерб, связанный с неисполнением или с ненадлежащим исполнением контрактных обязательств. Такая ответственность может иметь компенсационный и (или) штрафной характер и служить действенным рычагом, позволяющим одному контрагенту влиять экономическими методами на другого. Важно в условиях контракта определить размер штрафных санкций и способ определения убытков, подлежащих взысканию. Штрафы могут выражаться как в твердой денежной сумме, так и в процентах от общей стоимости, например не поставленного товара. Как правило, способ исчисления штрафа определяется условиями контракта о цене товара. Штраф в твердой денежной сумме предусматривают в случае когда, контрагенты договорились о твердой (фиксированной) цене за поставляемый товар либо предусмотрена выплат штрафа в достаточно устойчивой валюте. Если в контракте указана плавающая (скользящая) цена, то для покупателя выгодно исчислять штраф за просрочку поставки или не недопоставку товара в процентах от стоимости непоставленного товара, поскольку с увеличением цены товара соответственно возрастает и размер взыскиваемого штрафа. Контрагенты по договору могут предусмотреть в его условиях санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств по контракту: штрафы за необоснованный отказ покупателя принять товар,соответствующий установленным нормам качества, за не извещение о произведенной отгрузке товара и т.д. 6. В международной торговле никогда нельзя исключить возможность возникновения правовых споров: нередко при исполнении контракта контрагентами из-за различного понимания взаимных обязательств по причине неодинакового толкования условий контракта или их отсутствия. Большинство этих разногласий разрешаются путем переговоров между сторонами, в процессе которых находят оптимальные условия. В случае, когда из-за различного толкования своих обязательств сторонам не удается решить разногласия путем переговоров, организации и фирмы различных стран, как правило, предпочитают арбитражное разбирательство судебному. Для правовой обеспеченности сделок большое значение приобретает создание условий, гарантирующих объективное и компетентное разрешение возможных споров. Во внешнеторговом контракте купли-продажи должен быть установлен порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами и не могут быть урегулированы путем переговоров. Российское законодательство признает соглашение сторон об арбитраже, включенное в условия контракта. Отечественная организация по соглашению об арбитраже со своим иностранным партнером может передать спор как на разрешение постоянно действующих в Российской Федерации арбитражных органов, так и на рассмотрение любого иного постоянного или "изолированного" арбитража. Закон не содержит каких либо ограничений в отношении места такого арбитража. Свобода выбора сторонами места проведения арбитража не ограничивается. Арбитражная оговорка - это арбитражное соглашение по поводу возникшего спора или арбитражное соглашение относительно споров, которые могут возникнуть в будущем. Арбитражная оговорка должна быть правильно сформулирована, поскольку от ее содержания зависит компетенция арбитража по рассмотрению спора. Она должна содержать несколько компонентов: определение круга споров, которые подлежат рассмотрению в органах международного коммерческого арбитража, указание на то, какой именно орган международного коммерческого арбитража компетентен рассматривать спор. В подавляющем большинстве сделок, заключаемых российскими организациями и фирмами других стран, предусматривается арбитражный порядок разрешения споров. В этом случае в условиях контракта необходимо указать, какой конкретно арбитраж будет рассматривать их спор. По сложившейся практике освобождение должника от ответственности может быть в виду отсутствия в его действиях вины (фактическая невозможность исполнения), а также вследствие того, что неисполнение договора нельзя считать неправомерным (юридическая невозможность исполнения). При этом учитываются следующие обстоятельства: действие непреодолимой силы (стихийные бедствия, военные действия, эпидемии, забастовки и пр.), отказ государственного органа на выдачу лицензии на экспорт товаров, аннулирование ранее выданных лицензий; случай, т.е. обстоятельство возникшее без вины должника (например действия третьих лиц); просрочка кредитора и т.д. Внешнеэкономические сделки прекращаются прежде всего их надлежащим исполнением, а так же зачетом взаимных требований, соглашением сторон, невозможностью исполнения, ликвидацией юридического лица или смертью гражданина. Одностороннее расторжение контракта не допускается, кроме случаев, предусмотренных нормативным актом или условиями контракта, например, если имеет место серьезное нарушение договорных условия одной из сторон, делающее невозможным дальнейшее существование договора. Сторона, виновная в расторжении договора, обязана возместить другой стороне убытки.

Из международных нормативно-правовых актов наиболее важное значение для внешнеэкономической деятельности имеют принятые в 1964 г. в Гааге два международных соглашения:

Конвенция о единообразном Законе о заключении до говоров международной купли-продажи товаров;

Конвенция о единообразном Законе о международной купле-продаже товаров;

Особое место среди источников контрактного права занимает Венская Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров, которая вступи­ла в силу с 01.01.88 г. Украина присоединилась к этой Конвенции 01.02.91 г.

Эта конвенция не влияет на действие иных международных договоров, которые регулируют внешнеэкономические отношения.

Венская конвенция распространяется на договоры, в которых коммерческие предприятия сторон находятся в различных государствах.

Для Венской конвенции характерна диспозитивность. Она проявляется в широкой автономии воли сторон, которые по взаимному согласию могут применять эту конвенцию полностью или частично. Диспозитивность конвенции проявляется и в том, что сфера ее применения может быть ограничена использованием государством-участником заявлений и предостережений, чем и воспользовались во время ее ратификации Аргентина, Дания, Китай, Норвегия, США, Венгрия, Украина, Финляндия, Швеция. В соответствии с одним из предостережений Украины, для соглашений, подписанных субъектами предпринимательской деятельности с месторасположением в Украине, обязательной является письменная форма, независимо от места их совершения.

Венской конвенцией регулируются договоры купли-продажи, осуществляемые через обмен офертой и акцептом.

Важное значение имеют также:

Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в меж дународной купле-продаже товаров 1974 г. Эта Конвенция определяет условия, по которым требования покупателя и продавца друг к другу, вытекающие из договора международной купли-продажи товаров или связаны с его нарушением, приостановлением или недействительностью, не могут быть удовлетворены вследствие окончания определенного периода времени. Такой период времени именуется «сроком исковой давности»;

Гамбургская конвенция ООН о морской перевозке гру зов 1978 г;

Европейская конвенция о внешнеторговом арбитра же 1961 г.

Из важнейших международных договоров стран бывшего СССР можно назвать Договор о создании зон свободной торговли, заключенный в Москве 15.04.94 г.

Тема 2. Международные внешнеторговые соглашения

2.1. Группы договоров

2.2. Правовое регулирование порядка заключения и исполнения контрактов

2.3. Форма и содержание внешнеэкономического контракта купли- продажи товаров

2.4.Предмет внешнеэкономического контракт

2.5. Условия внешнеторгового контракта

2.6. Порядок расчетов в контракте

2.7. Права и обязанности сторон во внешнеторговом контракте

2.8. Ответственность сторон в контракте

2.9. Заключительные статьи контракта

2.1. Группы договоров

Важное место в нормативной регламентации внешнеэкономической деятельности нашего государства занима­ют международные договоры Украины о торгово-экономических и иных видах сотрудничества, заключенные с целью эффективного использования экономических и торговых возможностей субъектов хозяйствования. Государства подписывают договоры о торгово-экономическом, научно-техническом сотрудничестве, платежах, реэкспорте, защите инвестиций. Предметом их регулирования могут быть: 1) принципы сотрудничества государств в определенной сфере, 2) конкретные вопросы сотрудничества.

К первой группе договоров относятся, например:

    Декларация об экономическом сотрудничестве между Украиной и Канадой 1992 г;

    Соглашение с Россией о реализации режима свободной торговли 1994 г.;

    Двусторонние соглашения с Туркменистаном, Ираном об основных принципах торгово-экономического сотрудничества 1997 г.;

    Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией 1997 г.

Украина намеревается присоединиться к Соглашению о создании зоны свободной торговли в Центральной Европе (его подписали Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения; к нему стремятся присоединиться государства, которые входили в Совет экономической взаимопомощи). Целью этого соглашения является упразднение таможенных границ, усиление товарооборота, развитие потенциальных возможностей взаимовыгодного сотрудничества. Соглашение о сотрудничестве между Украиной и Евро­пейским Союзом содержит принципы сотрудничества нашего государства с указанным сообществом государств.

Ко второй группе договоров относятся, например:

    торгово-экономические соглашения с Кубой, Хорватией, Болгарией, Эстонией, Ираном, Египтом, Китаем;

    Соглашение о государственном кредите с Китаем;

    взаимная договоренность о предоставлении гуманитарной помощи с Австрией 1992 г.

    с Канадой об экономическом сотрудничестве, о торговых и коммерческих отношениях 1995 г.

Ряд вопросов топливно-энергетического комплекса Украины и России разрешается в соглашении между правительством Украины и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов, подписанный 07.09.94 г. и утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.03.95 г.

Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве подписаны более чем с 50 государствами. Ратифицированы соглашения о свободной торговле с Азербайджаном, Белоруссией, Арменией, Грузией, Эстонией, Казахстаном, Латвией, Молдовой, Россией, Туркменистаном, Узбекистаном, Литвой.

К указанной группе принадлежат и протоколы, в которых находят свое развитие соглашения о торгово-экономическом и других видах сотрудничества, например:

    Протокол о поставке товаров и предоставлении услуг, подписанный правительствами Украины и Болгарии в марте 1993 г. для выполнения Соглашения между этими государствами о торгово-экономичес­ком сотрудничестве и платежах от 05.10.92 г.;

    Протокол, подписанный между Украиной и Российской Федерацией для выполнения многостороннего Соглашения о реестре товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15.04.94 г.

Соглашения этой группы составляются в основном на непродолжительный отрезок времени. Примером детальной регламентации договорных вопросов является Соглашение относительно рыбного промысла в экономической зоне архипелага Кергелен, подписанное правительствами Франции и Украины в 1992 г.

Смысл соглашений о внешнеторговом сотрудничестве могут определять нормы об определенном виде режима относительно товарооборота и иных формах экономических связей. В большинстве случаев это режим наибольшего содействия. Он может предоставляться относительно таможни и налогов, консульских сборов и налогов, которые будут или могут быть применены к импорту, экспорту, транзиту и хранению товаров, способам их взыскания, а также относительно таможенных процедур и формальностей.

Договаривающиеся государства могут согласиться предоставить один другому режим наибольшего содействия по всем вопросам, связанным с морским и воздушным сообщением. В соглашениях могут определяться сферы или регионы торгово-экономической деятельности, если на них государства не распространяют режим наибольшего содействия, например: на льготы и преимущества, которые предоставляются с целью облегчения приграничной торговли или следуют из таможенных союзов, других форм экономической интеграции.

Договоры могут устанавливать недискриминационный режим для юридических лиц и организаций. При этом характер их капитала - частный, государственный или смешанный - значения не имеет.

Правовое регулирование внешнеэкономической и в особенности внешнеторговой деятельности достаточно длительный период времени осуществлялось на международном уровне при помощи обычных норм. Однако, начиная с XIX в., все большую роль в этом процессе начинают играть универсальные и региональные договоры. В настоящее время они в совокупности образуют достаточно обширный свод унифицированных правил поведения субъектов, который в значительной степени способствует преодолению различий, существующих в этой области в национальном законодательстве отдельных государств.

В числе наиболее значимых международно-правовых документов, принятых во второй половине XX в. в целях правового регулирования различных аспектов внешнеэкономической деятельности, можно назвать следующие акты: Гаагскую конвенцию о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей 1955 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г.; Гаагскую конвенцию о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров и Гаагскую конвенцию о единообразном законе о международной купле-продаже товаров 1964 г.; Нью-Йоркскую конвенцию ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.; Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Женевскую конвенцию о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г., а также две подписанные в 1988 г. в Оттаве конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге. В 1988 г. была также завершена длительная работа над Конвенцией о международных переводных и простых векселях. Она призвана заменить Женевские конвенции о векселях и чеках, принятые соответственно в 1930 и 1931 гг.

Как видно из приведенного перечня, мировое сообщество уделяет достаточно большое внимание унификации правил о выборе применимого права при заключении и осуществлении договоров международной купли-продажи. Основная деятельность в этом направлении сосредоточена сегодня в рамках Гаагской конференции по международному частному праву, которая разработала и приняла большинство таких соглашений.

Первое из них - Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей 1955 г. - вступила в силу 1 сентября 1964 г. В настоящее время ее участниками являются около десяти (преимущественно западноевропейских) государств мира. Значение этого международно-правового документа состоит, прежде всего, в том, что в нем впервые был закреплен принцип автономии воли сторон при выборе применимого права. «Купля-продажа регулируется внутренним правом страны, указанной Договаривающимися Сторонами, - подчеркивается в ст. 2 Конвенции. - Такое указание должно быть прямо выражено или же недвусмысленно вытекать из положений договора. Условия, относящиеся к согласию сторон на право, объявленное применимым, определяются таким правом».



При отсутствии подобного соглашения купля-продажа товаров в соответствии с Конвенцией должна регулироваться внутренним правом страны, «являющейся местом постоянного проживания продавца в момент получения им заказа; если заказ получен предприятием продавца, то продажа регулируется внутренним правом страны, в котором находится его предприятие» (ч. 1 ст. 3).

Кроме того, в Конвенции содержатся коллизионные критерии выбора применимого права при заключении договора купли-продажи на аукционе или бирже, а также при осуществлении осмотра и инспектирования товаров. В ст. 6 Конвенции содержится правило о возможности исключения применения права, определенного в соответствии с ней, по мотивам публичного порядка.

Конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г. была принята с целью дополнить Гаагскую конвенцию 1955 г. в части определения права, регулирующего переход права собственности на проданный товар. В силу до сих пор не вступила. Основная причина этого заключается, по-видимому, в наличии значительных противоречий при урегулировании вопросов перехода права собственности в законодательстве различных государств и возникающими в связи с этим проблемами определения реального статуса имущества и банкротства.



В числе других документов, имеющих целью определение применимого права при осуществлении внешнеэкономических операций, можно назвать Гаагскую конвенцию о праве, применимом к агентским договорам 1978 г. (вступила в силу с 1 мая 1992 г.). В ее ст. 1 указывается, что Конвенция устанавливает применимое право к отношениям, носящим международный характер и возникающим в случае, когда одно лицо (агент) обладает полномочиями действовать, действует или имеет своей целью действовать от имени другого лица (принципала) в отношениях с третьей стороной. Действие этой конвенции распространяется также на случаи, когда в обязанности агента входит получение и передача предложений о заключении контракта или проведение переговоров от имени других лиц. Конвенция применяется независимо от того, действует ли агент от своего имени или от имени принципала, а также носят ли его действия регулярный или эпизодический характер.

В соответствии со ст. 5 Конвенции отношения между агентом и принципалом регулируются нормами избранного ими национального права. При этом выбор права должен быть ясно выраженным либо явно следовать из условий соглашения сторон или обстоятельств дела.

Если стороны не договорятся о подлежащем применению праве, то их отношения будут регулироваться национальным правом того государства, на территории которого в момент заключения агентского соглашения агент имел свое коммерческое предприятие или, при отсутствии такового, свое обычное место жительства (ч. 1 ст. 6). Вместе с тем к отношениям между агентом и принципалом будет применяться национальное право государства, в котором осуществляется основная деятельность агента, в том случае, если принципал имеет коммерческое предприятие в этом государстве или, при отсутствии такового, проживает в этом государстве (ч. 2 ст. 6).

Более широкий характер по сравнению с Конвенцией 1978 г. имеет Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (вступила в силу 1 апреля 1991 г.). Она применяется к большинству договорных отношений, в рамках которых возникает проблема выбора между правом различных государств. Заключенная в рамках Европейского Союза конвенция не ограничивает сферу своего действия договорами субъектов, принадлежащих к ее государствам-членам. Универсальный характер этого международно-правового документа проявляется в том, что право, определяемое в соответствии с ним, подлежит применению независимо от того, является ли оно правом договаривающегося государства.

В 1985 г. чрезвычайная сессия ГКМЧП разработала проект новой универсальной Конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров , который был принят в 1986 г. на специальной дипломатической конференции. Ее нормы, с одной стороны, были призваны заменить положения Гаагской конвенции 1955 г., а с другой, дополнить материально-правовые нормы Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. необходимыми коллизионными правилами. На сегодняшний день Конвенция 1986 г. еще не вступила в законную силу.

Основные принципы, закрепленные в этом международном договоре, во многом повторяют принципы Гаагской конвенции 1955 г. Так, п. 1 ст. 7 Конвенции 1986 г. определяет, что договор купли-продажи регулируется правом, выбираемым сторонами. Если применимое право не было определено соглашением сторон, то в соответствии с п. 1 ст. 8 Конвенции договор будет регулироваться правом государства, в котором продавец на момент заключения соглашения имел свое коммерческое предприятие.

Вместе с тем совершенно новым в Конвенции является правило о том, что «стороны могут в любое время договориться о подчинении договора в целом или его части какому-либо иному праву, помимо права, которым он регулировался ранее, независимо от того, что право, ранее регулировавшее договор, было выбрано сторонами. Любое изменение сторонами применимого права после заключения договора не наносит ущерба формальной действительности договора или правам третьих лиц» (п. 2 ст. 7).

Конвенция устанавливает изъятия из принципа применения права продавца в пользу права страны покупателя в тех случаях, когда: 1) переговоры велись, и договор был заключен сторонами, находящимися в этом государстве; 2) договор прямо предусматривает, что продавец должен исполнить свое обязательство по поставке товаров в стране покупателя; 3) договор был заключен в результате объявления покупателем торгов (п. 2 ст. 8). Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 8 Конвенции в ряде случаев в качестве применимого может быть определено другое право (той страны), с которым договор имеет наиболее тесную связь.

Конвенция также определяет пределы действия применимого права и устанавливает правила о его выборе при заключении договоров на аукционе или бирже. В силу ст. 22 Конвенция не должна применяться к договорам купли-продажи между сторонами, принадлежащими государствам - участникам других международных соглашений, устанавливающих правила выбора применимого права.

Параллельно с разработкой конвенций, определяющих процедуру выбора применимого права при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в рамках ГКМЧП велась работа по унификации правил заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров . Ее итогом стало принятие на сессии Гаагской конференции в 1964 г. Конвенции о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров и Конвенции о единообразном законе о международной купле-продаже товаров . Их нормы предполагалось ввести в действие как часть национального законодательства стран-участниц. Однако многие положения конвенций не были достаточно четко сформулированы и не носили в полной мере универсальный характер. Поэтому, хотя оба эти документа вступили в силу, они не получили широкой поддержки и серьезно не повлияли на правовое регулирование международных торговых операций.

Гораздо больших успехов в этом направлении достигла ЮНСИТРАЛ, разработавшая проект Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров , который был одобрен на дипломатической конференции в Вене в 1980 г. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 г. и в настоящее время ее участниками являются 70 государств мира, включая Россию.

Венская конвенция ООН 1980 г. представляет собой совокупность международно-правовых норм, главной целью которых является создание единого правового режима сделок международной купли-продажи товаров. Она носит универсальный и компромиссный характер, так как в ней учтены принципы и институты различных правовых систем, а также приняты во внимание интересы развивающихся стран по установлению нового международного экономического порядка. В преамбуле Конвенции отмечается, что принятие единообразных норм, регулирующих договоры международной купли-продажи товаров и учитывающих различие общественных, экономических и правовых систем, будет способствовать устранению правовых барьеров в международной торговле и содействовать ее развитию.

Конвенция распространяется на договоры купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, в тех случаях, когда: а) эти страны являются договаривающимися государствами; б) согласно нормам МЧП применяется право договаривающегося государства (п. 1 ст. 1). Вместе с тем в соответствии со ст. 6 стороны вправе исключить применение Конвенции в отношениях друг с другом, отступить от любого из ее положений (кроме ст. 12) или изменить его действие.

Регулируя процедуру заключения внешнеторговых сделок, а также права и обязанности сторон, которые вытекают из контракта, Конвенция не применяется к продаже товаров для личного пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства; фондовых и обеспечительных бумаг, акций, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке; электроэнергии (ст. 2). Кроме того, она не затрагивает вопросов действительности самого договора или каких-либо его положений и последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар (ст. 4).

Во второй части Венской конвенции 1980 г. (ст. 14-24) рассматривается порядок заключения соглашения о международной купле-продаже товаров. Здесь приводится перечень необходимых условий действительности предложения о заключении договора, адресованного одному или нескольким конкретным лицам (оферты ), определяются его содержание и виды. В соответствии с Конвенцией оферта считается достаточно определенной, если в ней обозначен товар, прямо или косвенно устанавливается его количество и цена либо предусматривается порядок их определения.

Оферта вступает в силу с момента получения ее адресатом и может быть отзывной и безотзывной . Нельзя отозвать оферту, если в ней указывается определенный срок для выражения согласия на заключение договора (акцепт ) или адресат оферты рассматривает ее как безотзывную. После изучения предложения о заключении контракта адресат оферты может ее акцептировать, сделав определенное заявление, или совершить другие действия, свидетельствующие о согласии с офертой (отправить товар или его часть, уплатить деньги за товар и т. д.). Молчание или бездействие сами по себе акцептом не являются.

Акцепт должен содержать согласие с офертой и не вносить каких-либо предложений, существенно меняющих ее условия. В противном случае речь должна идти об отклонении акцептантом первоначального предложения и выдвижении им встречной оферты. Договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом или с момента совершения адресатом оферты действий, свидетельствующих о его согласии с условиями оферты.

Третья часть Конвенции непосредственно посвящена регулированию отношений сторон по договору международной купли-продажи товаров. Впервые в международных нормативных документах такого рода в ней вводится понятие существенного нарушения договора (ст. 25).

В соответствии с Конвенцией при наличии существенного нарушения договора покупатель может требовать замены поставленного товара или заявить о расторжении контракта. Конвенция предоставляет сторонам право приостановить исполнение своих обязательств по договору, если после заключения контракта станет ясно, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств. В этом случае при наличии условий возможного «существенного» нарушения договора потерпевшая сторона также вправе заявить о расторжении контракта.

Помимо этого в третьей части Конвенции определяются обязательства продавца, касающиеся, в частности, поставки товара, обеспечения его соответствия определенным количественным и качественным характеристикам, а также передачи необходимых документов. В свою очередь, в качестве основных обязательств покупателя здесь называются уплата цены за товар и принятие поставки в соответствии с требованиями договора и положениями Конвенции. В этой части Конвенции перечисляются и средства правовой защиты, которые могут быть использованы одной стороной договора в случае его нарушения другой стороной, а кроме того, определяются момент и условия перехода рисков с продавца на покупателя.

В отдельную главу части третьей Венской конвенции 1980 г. выделены положения, общие для обязательств продавца и покупателя. В ней содержатся установления, касающиеся предвидимого нарушения договора и договоров на поставку товаров отдельными партиями, взыскания убытков, процентов с просроченных сумм, освобождения от ответственности, последствий расторжения договора и сохранения товара.

В последней, четвертой части Конвенции, помимо прочих вопросов процедурного характера, определяется порядок ее действия на территории государства, имеющего две и более территориальные единицы с самостоятельными системами права по вопросам, являющимся предметом регулирования этого международно-правового документа.

Важно также отметить, что в соответствии со ст. 90 Венской конвенции 1980 г. она не затрагивает действие любого международного соглашения, которое уже заключено или может быть заключено и содержит положения, подобные положениям данной Конвенции. Тем не менее в ст. 99 содержится требование о необходимости денонсации Гаагских конвенций 1964 г. их государствами-участниками при ратификации ими Венской конвенции 1980 г. Это правило направлено на максимальное расширение сферы действия ее положений.

Как было показано выше, Венская конвенция ООН 1980 г. не предназначена для регулирования всего комплекса отношений, возникающих в связи с международной куплей-продажей товаров. Поэтому в п. 2 ст. 7 содержится специальное правило о том, что «вопросы, относящиеся к предмету регулирования настоящей Конвенции, которые прямо в ней не решены, подлежат рассмотрению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права». В последнем случае, на наш взгляд, речь должна идти о праве, определяемом соглашением сторон или на основании коллизионных норм, содержащихся в международных договорах или национальном законодательстве соответствующего государства.

Другим известным международным документом, разработанным ЮНСИТРАЛ в сфере правового регулирования внешнеторговой деятельности, является Нью-Йоркская конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (27 государств-участников). В 1980 г. был принят Протокол об изменении ее положений в целях приведения их в соответствие с нормами Венской конвенции о международной купле-продаже товаров.

Конвенцией 1974 г. устанавливается единый для всех внешнеторговых сделок срок исковой давности, равный четырем годам (в то время как в национальном законодательстве различных стран он колеблется от шести месяцев до 30 лет). Конвенция предусматривает, что четырехлетний срок исковой давности по требованию, вытекающему из нарушения договора, начинается со дня, когда имело место такое нарушение, а по требованию, вытекающему из дефекта или иного несоответствия товара условиям договора, - со дня фактической передачи товара покупателю или его отказа от принятия товара.

Этим документом установлены также правила о перерыве или продлении срока исковой давности, его изменении и порядке исчисления; наряду с ними вводится общее ограничение срока исковой давности (10 лет) и предусматриваются последствия его истечения. В соответствии с Конвенцией истечение срока исковой давности принимается во внимание при рассмотрении спора только по заявлению стороны, участвующей в процессе. При наличии такого заявления право требования не подлежит признанию и принудительному осуществлению, если рассмотрение спора начато после истечения срока исковой давности.

Еще одним направлением международно-правового сотрудничества в области внешнеторговой деятельности является разработка универсальных конвенций о конкретных видах сделок . Здесь в качестве примера можно назвать подготовленные под эгидой УНИДРУА и принятые в 1988 г. на дипломатической конференции в Оттаве конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге . Эти документы вступили в силу 1 мая 1995 г. и действуют в настоящее время в отношениях между такими, в частности, государствами, как Франция, Италия, Нигерия и др. (Россия присоединилась к конвенции о международном финансовом лизинге 8 февраля 1998 г.). Первая из указанных конвенций регулирует права и обязанности поставщиков товаров или услуг и их финансовых агентов в рамках контрактов об уступке денежных требований. Основная цель второй заключается в формулировании единообразных правил в отношении гражданских и коммерческих правовых аспектов международного финансового лизинга. В соответствии с конвенциями участники факторинговых и лизинговых сделок могут исключить применение указанных международно-правовых соглашений в отношениях между собой на основе специального соглашения или оговорки в контракте.

Особенности заключения и исполнения внешнеторговых контрактов российскими фирмами и организациями с предприятиями некоторых зарубежных стран регулируются на основе специальных двусторонних соглашений, получивших наименование общие условия поставок товаров . Среди них наибольшую практическую значимость имеют договоры, заключенные с Китаем, КНДР, а также в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и СНГ.

ОУП СССР - КНР в редакции 1990 г. и ОУП СССР - КНДР в редакции 1981 г. представляют собой международные межведомственные договоры.

Нормы ОУП СССР - КНР носят, в целом, диспозитивный и факультативный характер. Более того, целый ряд их положений имеет не нормативное, а инструктивное содержание и лишь ориентирует стороны на целесообразность решить в контракте тот или иной вопрос. Однако наличие таких положений в рассматриваемом документе не означает, что стороны сделки не могут по своему усмотрению решить в контракте и другие вопросы, по которым в ОУП не содержится соответствующих инструкций или рекомендаций.

ОУП СССР - КНДР регламентируют тот же, что и в ОУП СССР - КНР, круг вопросов, но составлены более подробно и обязательны для заключивших договор сторон. Тем не менее при специфике товара или условий его поставки возможно отступление от положений этих ОУП в заключаемом договоре. В ОУП СССР - КНДР в отличие от ОУП СССР - КНР имеется коллизионная норма, предусматривающая, что по вопросам, не урегулированным или не полностью урегулированным в ОУП и в контрактах, к отношениям сторон применяется право страны продавца.

В период существования Совета Экономической Взаимопомощи государствами - членами этой международной организации в 1968 г. были разработаны Общие условия поставок товаров между организациями стран - членов СЭВ . В настоящее время они действуют в редакции 1988 г. По своему содержанию ОУП СЭВ охватывают широкий круг вопросов регулирования внешнеторговой деятельности. В их состав входят нормы, посвященные, в частности, процедуре заключения, изменения и прекращения контракта; определению базиса и срока поставки; вопросам количества и качества товара; упаковке и маркировке, технической документации, порядку осуществления платежей; некоторым общим положениям об ответственности, санкциям, порядку и срокам предъявления претензий; арбитражу и установлению сроков исковой давности.

ОУП СЭВ подлежали обязательному применению к внешнеторговым поставкам между организациями стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи, независимо от того, были ли на них сделаны ссылки в контрактах. После прекращения деятельности СЭВ как международной организации ситуация изменилась. Однако своего значения ОУП СЭВ не потеряли и (-) подлежат применению в случае прямой отсылки к ним в контракте.

Задачам обеспечения формирования и развития общего экономического пространства, а также сохранению и упрочению связей между хозяйствующими субъектами из различных стран Содружества Независимых Государств призвано служить Соглашение об общих условиях поставок между организациями государств - участников СНГ от 20 марта 1992 г. (ОУП СНГ, 1992 г.). Оно вступило в силу 1 июля 1992 г. Участниками ОУП СНГ являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина.

В соответствии со ст. 1 Соглашения оно распространяется на отношения между субъектами хозяйствования (независимо от форм собственности) государств - участников СНГ по межгосударственным экономическим связям. Предприятия свободны в выборе предметов договора, определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, за исключением случаев поставки товаров по межгосударственным соглашениям. ОУП СНГ унифицируют правила о заключении, изменении и расторжении соответствующих внешнеторговых контрактов и оговаривают его существенные условия.