Положение о доплате за классное руководство. В регионах снимают доплаты учителям за классное руководство, проверку тетрадей и занятия с надомниками

Вознаграждение за классное руководство. Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ, доплаты работникам устанавливаются локальными нормативными актами учреждения. К ним относится и доплата за классное руководство. Кроме нее работнику - классному руководителю выплачивается соответствующее вознаграждение. Но только уже из средств федерального бюджета. Данная выплата начисляется в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 850 и № 854 . Этими нормативными актами определен перечень образовательных учреждений, педагогические работники которых должны получать указанные средства. К ним относятся, в частности, общеобразовательные учреждения всех типов и видов, кадетские школы, образовательные учреждения для детей-сирот и др.

Вознаграждение выплачивается тем работникам, на которых приказом администрации учебного заведения возложены функции классного руководителя.

Размер выплаты зависит от числа учеников

Сумма вознаграждения за выполнение функций классного руководителя определяется с учетом количества обучающихся. Выплату начисляют из расчета 1000 руб. в месяц при наполняемости класса (группы) не менее той, что установлена соответствующим Типовым положением об учреждении. Например, для общеобразовательных школ она составляет 25 человек. При расчете вознаграждения эта норма берется для городской школы, а для сельской школы принята «условная» наполняемость - 14 человек (если Типовыми положениями не предусмотрена меньшая). Если наполняемость меньше установленной, сумма вознаграждения определяется пропорционально численности учащихся.

Что такое доплата из федерального бюджета по своей сути

Вознаграждение за классное руководство - это составная часть заработной платы педагогического работника. В размере средств, предоставляемых субъекту РФ на реализацию указанных выплат, учитываются: районные коэффициенты; отчисления по ЕСН; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; взносы по соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Указанное вознаграждение выплачивается одновременно с остальной суммой зарплаты работника. При определении налоговой базы по НДФЛ его также следует учесть.

Кроме того, за период школьных каникул (когда он не совпадает с отпуском педагога), а также в случаях, если занятия отменены в связи со стихийным бедствием, рассматриваемые доплаты следует начислять. Ведь эти периоды - рабочее время педагогов.

Сумма вознаграждения влияет на размер иных выплат

Вознаграждение за классное руководство выплачивается пропорционально отработанному времени.

Учителю установлено вознаграждение за классное руководство - 1000 руб. В апреле он отработал 10 дней из 22. В остальное время находился на больничном. Размер вознаграждения за классное руководство составит 454,55 руб. (1000 руб.: 22 дн. х 10 дн.). За дни болезни учитель получит соответствующее пособие.

Кроме того, сумма вознаграждения за классное руководство учитывается при исчислении:
- пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам;
- среднего заработка для начисления отпускных;
- среднего заработка, сохраняемого за педагогами, направленными на повышение квалификации с отрывом от основной работы.

Поддержка классного руководства в рамках национального проекта "Образование" с 2014 г. прекращена в том числе в связи с тем, что учреждения обязаны перейти на эффективный контракт. По сути, произошла передача полномочий из федерального бюджета, так как большинство регионов посчитали необходимым взять на себя объем дополнительной нагрузки в виде доплат учителям, чтобы обеспечить более плавный переход к эффективному контракту.

Классные руководители могут рассчитывать на доплату

Проблема доплат за классное руководство характерна не только для России. Всего полгода назад во Франции шли ожесточенные дебаты по поводу изменений закона об основной школе и гимназии, внесенные в парламентскую комиссию по культуре. Особенно бурно обсуждалась ликвидация доплаты за классное руководство. Высказывались мнения, что такую доплату не только нельзя отменять, а наоборот, необходимо поднять ее размер до минимальной заработной платы, установленной на государственном уровне.
Разработчики изменений, прежде всего, ссылались на то, что по новой редакции указанного французского закона директор учебного заведения сам назначает зарплату своим сотрудникам в зависимости от их эффективности. Таким образом, устанавливая оклад, руководитель вправе учесть все факторы, в том числе и выполнение функции классного руководителя. На эти аргументы директор одного французского лицея ответил так: "Я не бухгалтер, я педагог. Я не хочу этим заниматься. Определять зарплату? На это есть государство!"
В России и раньше некоторые регионы доплачивали классным руководителям 600 и более рублей в месяц сверх федеральной тысячи. Для экономически развитых регионов такая статья расходов затруднений не вызывает, и они без труда продолжают повышать ее по сравнению с другими текущими выплатами.
Дотационные регионы вынуждены вместо усредненной федеральной цифры в тысячу рублей применять дифференцированный подход, то есть при определении размера доплаты учитывать:
- наполняемость класса;
- фактическую численность учеников;
- нагрузку на педагога.
Таким образом, в большинстве регионов поддержка учителей продолжена, и с первого января 2014 г. поменялся лишь источник финансирования. Лишь в некоторых регионах до сих пор продолжаются дебаты между профсоюзами и департаментами образования.
По мнению отдельных руководителей, отмена доплаты за классное руководство не приводит к ухудшению ранее установленных условий оплаты труда работников. В частности, доведение средней заработной платы педагога до средней заработной платы по экономике региона, согласно майским указам Президента РФ, как с данной выплатой, так и без нее, подлежит безусловному исполнению.
У лидеров профсоюзов свои аргументы. Прежде всего они ссылаются на то, что классное руководство - это работа, не входящая в круг должностных обязанностей учителя, и при уменьшении выплат за эту функцию велика вероятность того, что работник может отказаться от классного руководства. В итоге целое направление нацпроекта, финансируемое в течение 8 лет государством, по сути дела сводится на нет.
С большой долей вероятности можно предположить, что аргументы профсоюзов рано или поздно будут приняты во всех российских регионах, ведь передача полномочий по назначению доплат за классное руководство из центра в регионы произошла отнюдь не в негласном порядке, как заявляют некоторые региональные руководители.
В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), доплаты за классное руководство упоминаются в описании целевой статьи 02 2 0000 "Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".
В целях единства бюджетной политики в регионах были приняты нормативные акты с учетом Указаний N 65н. Например, в Указаниях о порядке применения целевых статей классификации расходов бюджетов для составления областного бюджета начиная с бюджета на 2014 год, утвержденных Приказом Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области от 01.08.2013 N 140, упомянута выплата "ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных учреждений". На Белгородчине указанная выплата отражается по соответствующему направлению 2306 по целевой статье 02 2 0000 "Подпрограмма "Развитие общего образования" государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы".

Дифференцированный подход к расчету

Одно из условий доплаты за классное руководство даже в экономически развитых регионах - наполняемость класса не менее той, которая установлена для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями. Если установлены основания для уменьшения доплаты, то в нормативном акте должен быть установлен и порядок расчета.
Чаще всего региональные власти узаконивают уже сложившийся порядок, например установленный Письмом Минобразования России от 08.02.2006 N 17ю-50-93 "О расчете размера вознаграждения за выполнение функций классного руководства в классах с пониженной наполняемостью". Как правило, в расчетах используют свойства пропорций (см. пример 1). Для наглядности установим допущение, что доплата за классное руководство составляет по-прежнему 1 тыс. руб.

Пример 1. Предположим, что учитель муниципального образовательного учреждения выполняет функции классного руководителя с плановой наполняемостью класса 24 человека. При этом занятия посещают 20 человек. Размер доплаты за классное руководство будет рассчитываться следующим образом: 1000 руб. : 24 чел. x 20 чел. = 833,33 руб.
Однако 833,33 руб. классному руководителю можно доплатить только в том случае, если он отработал полный месяц. Если же предъявлен листок нетрудоспособности, то доплата будет меньше.
Например, в январе 2014 г. классный руководитель в результате болезни отсутствовал 4 рабочих дня. Общее количество рабочих дней в январе 2014 г. при 6-дневной рабочей неделе - 20. Таким образом, отработка составила 16 дней (20 дн. - 4 дн.), а размер вознаграждения за выполнение функций классного руководителя - 666,67 руб. (833,33 руб. : 20 дн. x 16 дн.).
В бухгалтерском учете операции по начислению заработной платы будут отражены следующими записями:
Дебет счета 0 40120 211 "Расходы по заработной плате"
Кредит счета 0 30211 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате"
- начислена заработная плата работникам образовательного учреждения, в том числе и вознаграждение за выполнение функций классного руководства.
С начисленного вознаграждения в 666,67 руб. будет удержан НДФЛ в сумме 87 руб. (13% с округлением до целых рублей). Удержание НДФЛ отражается следующим образом:

Кредит счета 0 30301 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц".
Из кассы учреждения следует выплатить 579,67 руб. (666,67 руб. - 87 руб.) Отметим, что, как правило, вознаграждение за классное руководство выплачивается вместе с заработной платой:
Дебет счета 0 30211 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"
Кредит счета 0 20134 610 "Выбытия средств из кассы учреждения".
Кроме того, в бухгалтерском учете необходимо отразить начисления страховых взносов и прочие стандартные для заработной платы проводки.

Наполняемость классов должна определяться на установленное локальным нормативным актом конкретное число каждого месяца, например на 1-е, 5-е и т.д. Показатель наполняемости класса не более 25 учеников установлен в соответствии с:
- п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (далее - Типовое положение N 196);
- п. 2.3.1 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44.
Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения (п. 27 Типового положения N 196). Как правило, для сельских школ характерен показатель наполняемости 14 человек. Соответственно, если нагрузка на классного руководителя возрастает, то региональными (муниципальными) нормативными актами может быть предусмотрено увеличение доплаты за классное руководство.
Отметим, что при расчете доплат за классное руководство в рамках национального проекта "Образование" ни о каком превышении до 1000 руб. в месяц речи не шло, в том числе и в сельской местности. Наполняемость классов рассматривалась как условная норма для расчета объема субсидий субъектам РФ с учетом реально складывающейся наполняемости классов.
При этом порядок, установленный на федеральном уровне, не исключал возможности принятия иного решения на уровне субъекта РФ. Таким образом, и до 1 января 2014 г. выплата вознаграждения в повышенном размере за счет средств субъекта РФ нередко осуществлялась в случае фактического превышения по каким-либо причинам установленной нормативно-правовыми актами наполняемости классов.
Также на увеличение размера доплаты за классное руководство влияют районные коэффициенты к заработной плате, установленные за работу:
- в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями.
Причем оснований для отказа работникам в выплате районных коэффициентов быть не может, так как отказ противоречит ст. 317 Трудового кодекса РФ.
В то же время не может быть и переработки по времени, затраченному на классное руководство и подлежащему оплате. Дело в том, что для выполнения функций классного руководителя действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день (неделю, месяц). Порядок выполнения указанной работы определяется:
- общешкольными планами и графиками;
- личными планами педагогического работника.
Указанные мероприятия зависят от конкретных обстоятельств и мероприятий, связанных с воспитательной работой, и нормированию не подлежат.
Другой пример, когда "обратное" правило не работает, - классное руководство одновременно в двух классах и противоположное ему возложение обязанностей классного руководства на двух педагогических работников в одном классе. Поскольку каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено, то обязанности по классному руководству могут возлагаться на одного работника (с его согласия) в нескольких классах:
- при недостаточном количестве педагогических работников, в том числе временно в связи с болезнью педагогического работника;
- при отсутствии желания у отдельных педагогических работников выполнять работу по классному руководству.
Размер доплаты за классное руководство в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе. В то же время имеющаяся практика возложения функций по классному руководству в одном классе (классе-комплекте) на двух и более педагогических работников с целью разделения между ними вознаграждения за классное руководство не имеет правовых оснований и применяться не должна.

Источник финансирования на суть выплаты не влияет

Согласно п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 (далее - Постановление N 213), при расчете среднего заработка учитывают все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующем учреждении, независимо от источников этих выплат. Таким образом, доплата за классное руководство является составной частью фонда оплаты труда и учитывается при расчете:
- оплаты за период временной нетрудоспособности;
- среднего заработка;
- при начислении ежегодного основного и дополнительного отпуска;
- компенсации за неиспользованный отпуск;
- дополнительных отпусков в связи с обучением;
- трудовых и прочих пенсий.
Кроме того, в 2014 г. вознаграждение за классное руководство по-прежнему учитывают при определении среднего заработка, который сохраняется за педагогическими работниками по основному месту работы, при направлении в образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов:
- с отрывом от основной работы;
- для повышения квалификации.
Сохранение среднего заработка в указанном случае предусмотрено п. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610).

Локальные нормативные акты

Порядок начисления вознаграждения должен регулировать соответствующий приказ по учреждению. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяют также:
- в коллективном договоре;
- положении об оплате труда (другом локальном нормативном акте учреждения);
- трудовом договоре с работником.
При регулировании в коллективном договоре вопросов, связанных с возложением на педагогических работников функций классного руководителя, нередко принимают за основу порядок распределения учебной нагрузки (п. 66 Типового положения N 196). В частности, в локальных нормативных актах могут быть предусмотрены положения, связанные с осуществлением следующих функций классного руководителя:
- при возложении на педагогических работников с их согласия функций классного руководителя учитываются обеспеченность общеобразовательного учреждения соответствующими кадрами, а также другие условия работы в данном общеобразовательном учреждении;
- выполнение возложенных в начале учебного года обязанностей по классному руководству не должно прекращаться по инициативе работодателя в течение учебного года, за исключением случаев сокращения количества классов;
- в целях обеспечения стабильности выплаты вознаграждения за классное руководство оно не должно пересчитываться в течение учебного года с увеличением или уменьшением количества обучающихся в классе, поскольку уменьшение или увеличение этой выплаты является изменением существенных условий трудового договора, которое допускается только после предупреждения работника о таком изменении не менее чем за 2 месяца, по истечении которых вновь могут произойти изменения;
- кандидатуры педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять функции классного руководителя, должны определяться одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет выполнять эти функции;
- выполнение возложенных в текущем учебном году обязанностей по классному руководству в конкретном классе не должно отменяться по инициативе работодателя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения количества классов.
С примерным положением о классном руководстве вы можете ознакомиться на нашем сайте www.sovbuh.ru по коду подписчика.

От редакции. В некоторых регионах возникают проблемы с доплатами за классное руководство как по вине местных властей, так и из-за того, что федеральные средства на выплату денежного вознаграждения за классное руководство за ноябрь и декабрь 2013 г. дошли не до всех муниципалитетов в полном объеме. Наш журнал будет отслеживать ситуацию, и если она не изменится, то в скором времени может появиться судебная практика и мировые соглашения с профсоюзными организациями.

Нужно точно знать, что именно считается компенсацией и как её выплатить. Рассказываем и показываем на примерах.

Из статьи вы узнаете:

Что такое выплаты компенсационного характера

Компенсационные доплаты устанавливаются работодателем на основании трудового законодательства. Они считаются частью заработной платы и начисляются за работу в условиях, которые отклоняются от нормальных, а также за выполнение трудовых обязанностей в особых климатических условиях, на радиоактивно загрязненных территориях.

Такие виды выплат отличаются от компенсации, которая относится к возмещению затрат, понесенных сотрудниками в ходе исполнения трудовых обязанностей (часть вторая статьи 164 ТК РФ). Соответствующие издержки возникают в результате износа личного автомобиля, другого имущества, используемого в служебных целях.

Обратите внимание! Трудовым законодательством РФ предусмотрено два вида выплат, которые в обиходе названы «компенсационными». Они подразделяются на компенсации и непосредственно выплаты компенсационного характера. Несмотря на схожесть, они регламентированы разными статьями трудового законодательства, преследуют совершенно разные цели. Вот почему так важно учитывать эти отличия.

Скачайте документы по теме:


Скачать в.doc

Что считается компенсацией

Компенсации закреплены статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации и относятся к возмещению материальных издержек, которые связаны с непосредственным исполнением трудовых обязанностей. К таким категориям относятся:

Указанные выплаты не облагают налогами, они не учитываются при исчислениях пенсий, пособий, среднего заработка . Компенсации выплачивают при:

направлении в служебную командировку, чтобы возместить расходы, связанные с проездом, наймом жилья и тому подобное;

переезде в другую местность, чтобы возместить издержки, связанные с обустройством;

совмещении трудовой деятельности с получением образования, оплата учебного отпуска предусмотрена на законодательном уровне;

исполнении государственных или служебных обязанностей, во время исполнения за работником сохраняется средний заработок;

Приказ о выплате компенсаций

В действующем законодательстве не содержится четких требований к форме приказа о выплате компенсаций. Работодатель может использовать устоявшийся образец, включающий в себя несколько соответствующих разделов, считающихся основными.

Форма приказа о выплате компенсаций:

  1. в шапке приказа, выпущенного в связи с компенсационными начислениями в 2017 году, указывают полные реквизиты организации, наименование, идентификационный код и юридический адрес, другую важную информацию;
  2. в заголовок вносят наименование «Приказ», указывают порядковый номер документа и характеризуют содержание. Например, если выплата связана с направлением в служебную командировку, стоит указать «Приказ о компенсации расходов, связанных со служебной командировкой»;
  3. текст содержит описание с указанием причины, порядка выплат;
  4. в завершающую часть вносят подписи руководителей, ответственных лиц, сотрудников, которых знакомят с документом под расписку, обязательно указывать дату подписания приказа.

Обратите внимание! Если выплата проводится регулярно и начисляется ежемесячно, стоит отказаться от систематического оформления дополнительной документации и ограничиться приказом о назначении ежемесячной компенсации. Такой порядок рационально применять, если основанием для выплат считается статья 165 ТК РФ и начисления носят пролонгированный характер.

В большинстве отраслей экономики право на компенсационные выплаты имеют сотрудники, выполняющие трудовые обязанности на тяжелых работах, в особых, опасных, вредных условиях, специалисты, работающие в местностях со специфическими климатическими условиями, а так же те, кто работает по особому графику, режиму, отличающемуся от стандартного, сверхурочно, в ночные смены и так далее.

В этом случае в приказе указывают тип условий, которые послужили причиной выплат компенсационного характера. Образец документа содержит все указанные стандартные разделы, и только содержательная часть меняется в соответствии с формой проводимых начислений. Целесообразно зафиксировать, что такие виды начислений носят постоянный характер. Одного приказа, выпущенного с соответствующей формулировкой, будет достаточно для ежемесячной выплаты компенсации .

Некоторые категории работников имеют возможность получить дополнительные основания, дающие право на компенсационные выплаты. Для сотрудников, работающих в казенных, бюджетных или автономных организациях федерального подчинения основанием является работа с особыми данными, которые относятся к гостайне. Соответствующие выплаты положены и за шифрование или дешифровку секретных сведений.

Виды выплат компенсационного характера, включенных в перечень надбавок работникам бюджетных сфер

Виды выплаты компенсационного характера, включенных в перечень надбавок работникам образования

Учреждения науки, здравоохранения, образования, культуры и спорта относятся к бюджетным. Нормативами федерального, а также регионального законодательства предусмотрен перечень дополнительных компенсаций, выплачиваемых работникам бюджетной сферы. Установленные должностные оклады работодателем учитывают объем и условия работы.

В перечень компенсационных выплат педработникам в 2017 году включают:

  1. доплату за работу в школах-интернатах;
  2. коррекционных школах или классах;
  3. в группах, где обучаются ученики с отклонениями в развитии;
  4. за классное руководство;
  5. заведование учебными кабинетами, мастерскими;
  6. за проверку письменных работ;
  7. заведование отделами, учебными опытными участками, лабораториями;
  8. руководство предметными, методическими, цикловыми комиссиями.

Кроме того, надбавки предусмотрены и за фактический объем выполненной педагогической работы. Такие виды компенсаций выплачивают преподавателям, у которых предусмотрен фактический объем нормированных часов за неделю, месяц. Такое положение закрепляется при заключении трудового договора с сотрудником.

Если отдельным пунктом условие не указано, работодатель обязан заключить дополнительное соглашение, в котором указать все действующие условия. В коллективном договоре , локальных нормативных актах стоит указать виды компенсационных выплат и порядок их начисления. Профессорско-преподавательский состав высших учебных или средних специальных образовательных учреждений получает надбавку с учетом применения специального коэффициента, показатели которого зависят от занимаемой должности.

Педагоги имеют возможность получить компенсации за неиспользованные дни отпуска. По письменной просьбе педагога часть удлиненного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, заменяют денежной компенсацией. Порядок предоставления таких компенсаций прописан в статье 126 ТК РФ.


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Компенсационные выплаты работникам здравоохранения

Нередко работники сферы здравоохранения трудятся в опасных и сложных условиях. Кроме права на предоставление сокращенной рабочей недели, сотрудники ряда организаций, кабинетов, отделений могут воспользоваться дополнительными начислениями компенсационного характера за особые условия труда. К там выплатам относятся:

надбавки в размере 30 процентов к должностному окладу, месячной тарифной ставке за работу в психиатрических больницах, где больные содержатся под стражей;

надбавки в размере 20 процентов для специалистов, осуществляющих медицинскую диагностику или лечение ВИЧ-инфицированных пациентов;

до 25 процентов надбавки выплачивают работникам противотуберкулезных диспансеров и медицинских учреждений, в которых персонал контактирует с больными туберкулезом и рискует заразиться;

100 процентов часовой ставки добавляют врачам, младшему и среднему медицинскому персоналу скорой, неотложной, экстренной помощи пациентам;

50 процентов тарифной ставки или оклада компенсируют медицинским работникам военно-медицинских учреждений и водителям санитарного автотранспорта.

Кроме денежных выплат, указанным категориям сотрудников компенсируют вредность в форме выдачи лечебно-профилактического питания. На такую форму компенсации могут претендовать: рентгенологи, вирусологи, а так же специалисты, работающие с потенциально опасными для своего здоровья препаратами, медицинские сестры и врачи, осуществляющие трудовые обязанности в кабинетах с ионизирующим облучением. Продукты можно заменить денежным эквивалентом.

Компенсационные выплаты работникам культуры устанавливают федеральным и региональным законодательством. За мастерство положены надбавки, определяемые квалификационными категориями. Работники, занятые в сфере культуры, часто трудятся сверхурочно и имеют ненормированный рабочий день. Такая занятость подлежит компенсации. В трудовом договоре, заключаемом с работником, детально описывают трудовые условия и порядок дополнительных начислений. При необходимости заключают дополнительное соглашение , в которое вносят условия о ненормированном рабочем дне, сверхурочной работе и форме компенсационных выплат.

Ольга! Сформулировали Вы верно, но я не знаю какой Вы учитель, в каком регионе живете, поэтому ответ общий надеюсь Вы сами найдете ответ на Ваш вопрос.Если нет звоните.

Чтобы получать ставку заработной платы, учителю нужно
отработать:

36 часов в неделю должны
отработать старшие воспитатели, воспитатели дошкольных образовательных
учреждений (кроме тех категорий, которым разрешено работать меньше),
воспитатели учреждений дополнительного образования детей, педагоги-психологи;

30 часов в неделю должны
трудиться старшие воспитатели, воспитатели других образовательных учреждений;

25 часов в неделю обязаны
трудиться воспитатели специальных (коррекционных) образовательных учреждений
(групп) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (неслышащих,
слабослышащих, позднооглохших, незрячих, слабовидящих, поздноослепших, с
тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том
числе для детей, больных сколиозом, с задержкой психологического развития, для
умственно отсталых детей);

20 часов преподавательской
(педагогической) работы в неделю должны отрабатывать учителя I-IV классов,
учителя-логопеды, учителя-дефектологи;

18 часов преподавательской
работы в неделю предписывается иметь учителям V-XI (XII) классов
образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.

Ставки зарплаты педагогическим
работникам устанавливаются исходя из рабочего времени, исчияемого в
астрономических часах (60 минут каждый), но с учетом коротких перерывов
(перемен) между уроками или другими видами занятий.

Если учитель перевыполнил установленное для получения ставки количество
часов, ему полагается доплата, исчисляемая в соответствии со ставкой в
ординарном размере.

учитель начальных классов, в
которых уроки иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и
физкультуры ведут учителя-специалисты,

учитель I-IV классов
национальной (нерусской) сельской общеобразовательной школы, которые не могут
вести уроки русского языка вследствие своей подготовки,

учитель русского языка
национального (нерусского) сельского начального общеобразовательного
учреждения,

учитель физкультуры
сельского общеобразовательного учреждения, учитель иностранного языка
общеобразовательного учреждения, расположенного в поселке лесозаготовительного
и сплавного предприятий, химлесхозов, при возложении на них в счет сохраняемой
полной ставки учителя обязанностей (или части обязанностей) соответственно по
организации внеурочной работы по физвоспитанию, проверке письменных работ,
классному руководству

то Вам должна
гарантироваться выплата ставки заработной платы в полном размере при условии
догруза до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Если учитель IV класса не
преподает музыку, физкультуру и изобразительное искусство своим ученикам (то
есть теряет при этом 4 часа в неделю из 22 возможных по учебному плану часов
при пятидневной учебной неделе), то ему могут поручить педагогическую работу в
группе продленного дня 2 часа в неделю). Таким образом, он наберет норму часов
(20) для того, чтобы получать ставку заработной платы.

Если учитель отработает в
группе продленного дня не 2, а 4 и больше часов в неделю. В этом случае ему
должны оплачивать эту работу сверх нормы, в порядке, предусмотренном для оплаты
труда воспитателя группы продленного дня.

Учебная нагрузка - учебные часы, предусмотренные в инвариантной
части Базисного учебного плана. На основе этих часов определяется максимальный
объем учебной нагрузки для обучающихся, распределяется учебное время, отводимое
на освоение так называемого федерального компонента (объема знаний,
обязательного для изучения всеми школьниками России), а также часы, предусмотренные
в вариативной части, используемые для реализации регионального компонента
(объема знаний, обязательного для изучения школьниками данного региона) и
компонента общеобразовательного учреждения (объема знаний, предлагаемых школой
своим ученикам по тем или иным соображениям - для углубленного изучения
предметов, на изучения курсов по выбору, факультативов, индивидуальных и
групповых занятий и т.д.). Если класс делится на подгруппы для изучения
отдельных предметов (например, иностранного языка), то часы, отводимые на
занятия с этими подгруппами, тоже относят к учебной нагрузке учителя.

Если учитель в свободной от
учебной работы время работает воспитателем или руководителем секции, кружка,
если он оказывает платные образовательные услуги, то часы, потраченные им на
эти занятия, в его учебную нагрузку не входят.

Если учитель, которого замещают, отсутствует более двух месяцев, то
работа педагога, работающего вместо него, оплачивается по-другому. Производится
перерасчет заработной платы этого педагога, при этом его недельная учебная
нагрузка увеличивается, а в тарификацию вносятся соответствующие изменения.
Расчет ведется с того дня, когда это замещение началось, при этом учитываются
все часы фактически выполненной преподавательской работы и размер выплаченной
почасовой оплаты труда.

Размер почасовой оплаты за
один час преподавательской работы определяется так. Берется месячная ставка
заработной платы педагогического работника (в соответствии с разрядом ЕТС) за
установленную норму часов педагогической работы в неделю и делится на
среднемесячное количество рабочих часов. Для учителей V-XI (XII) классов в 2000
и 2001 году среднемесячное количество рабочих часов составляет 75,0, для
учителей I-IV классов - 83,33.

Правительство РФ утвердило
«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (19 марта 2001
г., N 196), в котором есть пункт 66, предусматривающий, что объем учебной
нагрузки (педагогической работы), установленный в начале учебного года, не
может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации.
Исключения составляют случаи, когда уменьшается количество часов по учебным
планам и программам, когда сокращается количество классов.

Если учитель в течение этих
двух месяцев заменяет другого учителя он
должен получать заработную плату,
которая ему установлена при тарификации на период, предшествующий уменьшению
учебной нагрузки.

После истечения двух
месяцев, когда учебная нагрузка уменьшается по сравнению с той, что была
установлена при тарификации, учителю до конца учебного года выплачивается:

Заработная плата за
фактическое число учебных часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной
нормы за ставку,

Заработная плата в размере
ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их
невозможно догрузить педагогической работой до этой нормы;

Заработная плата,
установленная при тарификации, если при тарификации учебная нагрузка была
установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить педагогической
работой до нормы.

Если в учебном году не
предвидится уменьшения часов по учебным планам, программам и количества
классов, то объем учебной нагрузки, установленный учителю в текущем учебном
году, не может быть уменьшен в следующем только потому, что так хочет администрация
школы.

Если образовательное учреждение является основным местом работы учителя, то
объем учебной нагрузки и преемственность преподавания предметов в классах,
сохраняется в новом учебном году.

Если администрация хочет
увеличить или уменьшить нагрузку учителю в учебном году, она должна получить на
то его письменное согласие. Тем более что верхнего предела нагрузки, которая
может быть установлена педагогическим работникам, нет. Поэтому, кстати, учителя
и работают, не щадя себя, давая в день по восемь, девять и даже по двенадцать
уроков.

Разряды учителей:

7-й разряд - среднее
профессиональное образование (без предъявления, требований к стажу работы);

8-й разряд - высшее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу
педагогической работы) или среднее профессиональное образование, стаж
педагогической работы от 2 до 5 лет;

9-й разряд - высшее


лет;

10-й разряд - высшее

11-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или
высшее дефектологическое образование, стаж работы по профилю свыше 5 лет (для
учителя специального (коррекционного) образовательного учреждения);

12-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 20 лет или
высшее дефектологическое образование, стаж работы по профилю свыше 10 лет (для
учителя специального (коррекционного) образовательного учреждения), либо II
квалификационная категория;

14-й разряд - высшая
квалификационная категория.

Разряды для учителя-логопеда,
учителя-дефектолога:

8-й разряд - высшее
дефектологическое образование (без предъявления требований к стажу работы);

9-й разряд - высшее
дефектологическое образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10-й разряд - высшее дефектологическое
образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11-й разряд - высшее
дефектологическое образование, стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

12-й разряд - высшее
дефектологическое образование, стаж педагогической работы свыше 20 лет или II

работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для
работающих в этих учреждениях);

13-й разряд - профессиональное образование, стаж работы в психолого-медико-педагогической
консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях);

14-й разряд - высшая
квалификационная категория либо высшее профессиональное образование, стаж
работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для
работающих в этих учреждениях).

Разряды для воспитателя
(включая старшего):

7-й разряд - среднее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы),

8-й разряд - высшее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы) или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10
лет, либо высшее профессиональное образование, стаж педагогической работы не
менее 1 года (для старшего воспитателя);

10-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет, или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 10 лет,
либо высшее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5

11-й разряд - высшее
профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или
высшее профессиональное образование, и стаж педагогической работы от 5 до 10
лет (для старшего воспитателя);

12-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 20 лет или II
квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование, стаж
педагогической работы свыше 10 лет (для старшего воспитателя);

14-й разряд - высшая
квалификационная категория (для воспитателя и старшего воспитателя).

Разряды для
педагога-психолога:

7-й разряд - среднее
психологическое или среднее педагогическое; образование с дополнительной

работы);

8-й разряд - высшее

специальностью «Психология» (без предъявления требований к стажу
работы) или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с
дополнительной специальностью «Психология», стаж педагогической
работы (работы по специальности) от 2 до 4 дет;

9-й разряд - высшее
психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной

специальности) от 2 до 4 лет или среднее психологическое, либо среднее

«Психология», стаж педагогической работы (работы по специальности) от
4 до б лет;

10-й разряд - высшее
психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной
специальностью «Психология», стаж педагогической работы (работы по
специальности) от 4 до 6 лет или среднее психологическое, либо среднее
педагогическое образование с дополнительной специальностью
«Психология», стаж педагогической работы (работы по специальности)
свыше 6 лет;

11-й разряд - высшее
психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной
специальностью «Психология», стаж педагогической работы (работы по
специальности) от 6 до 10 лет;

12-й разряд - высшее
психологическое или высшее педагогические образование с дополнительной
специальностью «Психология», стаж педагогической работы (работы по
специальности) свыше 10 лет или 11-я квалификационная категория;

14-й разряд - высшая
квалификационная категория.

Разряды педагогов дополнительного образования:

6-7-й разряды - среднее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы);

8-й разряд - высшее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

10-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 10 лет;

11-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 10 лет;

14-й разряд - высшая
квалификационная категория.

За последнее время на интернет-страницах снова всплыл вопрос об оплате за классное руководство. Причем в ряде статей высказывались предположения об отмене этой выплаты. При этом делались ссылки на то, что Правительство РФ и Госдума не поддержали соответствующий законопроект, внесенный в Госдуму рядом ее депутатов в сентябре 2014 года.

Согласно проекту будущего Закона, который в случае принятия должен был вступить в силу с 1 сентября 2015 года, к окладам «педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, а также частных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам» прибавились бы надбавки в размере 3 тысяч рублей.

Что же было и что стало?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» с изменениями и дополнениями с 1 января 2006 г. классные руководители ежемесячно получали доплату в размере 1000 рублей за выполнение функций классного руководителя. Вознаграждение за классное руководство распространялось на педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя в федеральных гос-образовательных учреждениях, суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, общеобразовательных школах-интернатах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах, вечерних (сменных) общеобразовательных школах, колониях уголовно-исполнительной системы, образовательных учреждениях для детей-сирот и оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Согласно вышеуказанному Постановлению регионы получали субсидии из федерального бюджета. К примеру, в 2013 году на выплату денежного вознаграждения за классное руководство учителям государственных и муниципальных образовательных учреждений было выделено 11,5 миллиарда рублей.

Порядок предоставления субсидий определялся «Правилами предоставления в 2008 — 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 860.

Письмом Минобрнауки РФ от 8 февраля 2006 г. N 17ю-50-93 разъяснялся порядок расчета размера вознаграждения за выполнение функций классного руководства в классах с пониженной наполняемостью.

Так было до января 2014 года. Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» субсидии субъектам Федерации на выплаты ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя не предусмотрены.

Однако прекращение субсидирования данной выплаты не является основанием для снижения или отмены данной выплаты педагогическим работникам, так как объем работы классного руководителя остается прежним.

В разных регионах проблема решается по-разному. В одних регионах эти доплаты осуществляются за счет субсидий из бюджетов субъектов Федерации, в других – переложили эти обязанности на образовательные учреждения, рекомендовав использовать фонды на модернизацию образования, на компенсационные или стимулирующие выплаты.

Так, в письме министра образования и науки Марий Эл от 31.01.2014 г. № 650, направленным руководителям органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и руководителям общеобразовательных учреждений, рекомендовано: «В целях сохранения социальных гарантий педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, недопущения снижения их заработной платы Министерство образования и науки Республики Марий Эл рекомендует в доплату за классное руководство, выплачиваемую за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, включать размер денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в порядке и размерах, действовавших в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, городской местности, поселках городского типа по состоянию на 31 декабря 2013 года, путем внесения изменений в локальные акты учреждений, регулирующие оплату труда. Данный вид выплат относится к выплатам компенсационного характера».

Постановлением Правительства Ростовской области от 24.04.2014 г. № 289 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 22.03.2012 № 219» были внесены дополнения в систему оплаты труда педагогических работников государственных образовательных учреждений, согласно которым перечень критериев оценки результативности и качества работников для установления стимулирующий доплаты дополнен показателем оценки качества работы классных руководителей. Данные дополнения позволяют общеобразовательным учреждениям при разработке и установлении критериев оценки результативности и качества работы педагогических работников учитывать работу классных руководителей.

Справочно

1.Функции, формы, критерии оценки классного руководителя определены «Методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», утвержденных приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21. В них также отмечается, что «воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя».

2.Согласно нормам законодательства Российской Федерации обязанности по выполнению функций классного руководителя могут возлагаться на педагогического работника только с его письменного согласия, оформленного в виде дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором также определяется и размер компенсационной выплаты за выполнение дополнительной работы.

3.Размер доплаты за выполнение функций классного руководителя устанавливается на основании коллективного договора, положения о системе оплаты труда, других локальных нормативных актов, действующих в образовательном учреждении.

4.Классный руководитель – это не должность. Поэтому классное руководство не входит в круг основных обязанностей педработников, определенных приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г №761н и не является самостоятельным видом деятельности.

5.Для выполнения функций классного руководителя действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день, в неделю, в месяц. Порядок выполнения указанной работы определяется общешкольными планами и графиками, личными планами педагогического работника в зависимости от конкретных обстоятельств и мероприятий, связанных с воспитательной работой. В то же время за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение о прекращении выполнения работником этих обязанностей и отмене вознаграждения.

6.Как считают юристы, по своей правовой природе вознаграждение за классное руководство является не компенсационной выплатой, а составной частью заработной платы работника со всеми вытекающими последствиями.

7.При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них выполнять работу по классному руководству эти обязанности могут возлагаться на одного работника (с его согласия) в двух классах, в том числе временно в связи с болезнью педагогического работника, поскольку каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено. Размер вознаграждения за выполнение функций по классному руководству в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе. В то же время имеющаяся практика возложения функций по классному руководству в одном классе (классе-комплекте) на двух и более педагогических работников с целью разделения между ними вознаграждения за классное руководство не имеет правовых оснований и применяться не должна.
В случае необходимости обязанности по классному руководству могут так же возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников общеобразовательного учреждения (п. 6 письма Минобразования РФ от 25 апреля 2006 г. N АФ-100/03 «О рекомендациях ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ»).