Открытое занятие по экологии птицы. Конспект зимнего занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Птицы наши друзья

Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС , работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей» , «Художественно-эстетическое развитие детей» , «Физическое развитие детей» , «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Возрастная группа : подготовительная группа

Длительность НОД:25-30 МИН.

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы , растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека .

Образовательные задачи: создавать условия для:

— развития познавательного интереса к миру природы ;

— формирования первоначальных умений и навыкков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;

— развития умений проводить несложные опыты с водой.

— обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях: « природа » , «живое» , «неживое» ;

— предупреждения утомляемости детей. «Физическое развитие» ;

— активации словарного запаса детей: природа , насекомые, рыбы, помощь. — развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли (Речевое развитие) ;

Развития умения изображать природные объекты в цвете (Художественно-эстетическое развитие)

— формирования навыков коллективного общения

— формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности (Социально-коммуникативное развитие)

Воспитательные задачи: создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Развивающие задачи: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение художественной литературы В.Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек», Изготовление солнышек.

Материалы и оборудование:

— Магнитофон с флеш — картой;

— Телевизор, компьютер для просмотра презентации;

— камни с цифрами, мусорные пакеты, бумага для рисования, карандаши, мелки, фломастеры.

Ход ЗАНЯТИЯ :

Звучит музыка лёгкая тихая

В: Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и друзьям

С добрым утром! Добрый вечер!

Добрый день! Всем говорим.

Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете какое у них настроение. А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение. (ДЕТИ ДАРЯТ ГОСТЯМ СОЛНЫШКИ)

В: Молодцы а теперь присаживайтесь на стульчики.

Ребята сегодня мы с вами поговорим о природы . Как вы думаете что такое природа ?

ДЕТИ: Природа -это всё то, что нас окружает и не создано руками человека.

В: верно. Кроме того мы свами тоже часть природы, как и животные и насекомые и рыбы и растения. Мы дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, значит мы можем назвать их нашими братьями.

В:Утром мне по электронной почте пришло необычное письмо. Посмотрите на экран.(слайд.1) Сейчас я вам его прочитаю.

«Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!

К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность . Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и другие зверята в лесу. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!

Матушка природа» (слайд 2)

Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе и помочь навести там порядок?

Но прежде чем отправляться туда, нужно вспомнить правила поведения на природе. Ребята, что нельзя делать на природе?

1.Слушать громко музыку.

2.Бросать мусор.

3.Топтать и рвать цветы.

4. Мыть машины.

5. Ловить жуков и бабочек.

6.Разводить огонь.

7.Разорять муравейники.

8.Не рвать паутины.

9.Не лесть в птичьи гнёзда.

10.Не трогать детёнышей.

11.Не вырезать на деревьях.

В: Молодцы, вы всё знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе? Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем:

Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.

(слайд 3) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТИНКА ЛЕСА.

В: Посмотрите,ребята,мы свами в лесу. Давайте пойдём по тропинке и поищем пострадавших.

В:А вот и речка, а в ней и рыбки о которых говорилось в письме. (слайд 4) Посмотрите какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?

Д: Вода в реке грязная.

В: А как она такой стала? Посмотрите, что это?

Д: Это завод и свалка.

В: Правильно. Одна труба берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют её. Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.

Д: Перерабатывать отходы.

В: Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.

Опытно-экспериментальная деятельность .

В.: Да ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас . Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию. Захватим с собой воду из речки

В.: Скажите, что нужно сделать прежде чем мы пройдем в мини-лабораторию? (ответы детей) Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов. (необходимо: халат; не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).

Эксперимент « Очистка воды » :

Опыт проводится за «круглым столом».

В.: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск . Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – диск . А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.

В.: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный , на нем остались большие и маленькие кусочки грязи). А вода стала чище? (ответы детей: да) . Значить ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.

Посмотрите наши рыбки немного повеселели (слайд 5)

Вот мы потрудились, а теперь отдохнём. Раздевайтесь, поиграем в игру «В мире животных»

Физкультминутка

В.: Ребята вы устали, не хотели бы немного отдохнуть.

Физминутка: «Юные пловцы»

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе) .

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками) .

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед) .

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно) .

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте) .

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

В: Ребята давайте вспомним, кому ещё была нужна наша помощь?

(слайд 6) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ

– Что можно сказать про муравьишек? Какие они?

Д.:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.

В.:- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей. Как называется дом у муравьёв? (Д: Муравейник) А из чего он сделан? И где находится?(Д:Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев)

В.:- Дети, какую пользу приносят муравьи? (ответы детей)

В.:- Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.

– Ой , беда, беда, беда

Пропала муравьиная нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Ребята, давайте муравьям поможем,

Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и «Тропинка» . (от 1 до 10)

Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь?

В. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.

Д/и «Нарисуй дом муравья»

Но ещё муравьишкам нужен новый дом. Я предлагаю каждому из вас нарисовать, красивый муравейник, а муравьишки потом выберут себе дом по душе.

(ДЕТИ ПРОХОДЯТ К СТОЛУ, ВЫБИРАЮТ БУМАГУ, КАРАНДАШИ ИЛИ ВЛОМАСТЕРЫ ЛЮБОГО ЦВЕТА.)

В. Отлично, вы замечательно стравились! Посмотрите муравьи довольны. (слайд 7)

Часть группы за ширмой, оформленный как лес — ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).

Воспитатель:

Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

Люди на природе отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

— Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей) . А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты) .

Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А позже я выброшу мусор в мусорный бак. (слайд9)

Заключительная часть

В: Ну вот мы всем и помогли.

Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встаём в круг) Давайте закроем глаза и скажем:

«Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей»

Открываем глаза мы с вами в саду.

Воспитатель: Посмотрите ребята, а у нам опять по электронной почте пришло письмо.

«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я официально назначаю вас защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч!

Матушка Природа»

Воспитатель: Ребята ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь к братьям нашим меньшим, правда?

А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие ? Посмотрите под вашими стульчиками разложены карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего занятия .

Работа с карточками (ответы детей) : -мне грустно оттого, что люди оставляют в лесу после отдыха мусор. -я удивился, тому что мы смогли очистить воду и помочь рыбкам. -мне радостно оттого что мы помогли муравьям восстановить их тропу и т. д

Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе "Птицы"

Воспитатель: Вакулина Наталья Ивановна

Цель:

Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о перелетных и зимующих птицах нашего края.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое и развитие речи, взаимодействие друг с другом.

Задачи:

Образовательная:

  1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны.
  2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний и зимний период.
  3. Расширять представление о повадках птиц.
  4. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд) .

Воспитательная:

  1. Воспитывать чувство любви к родной природе.
  2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
  3. Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающая:

  1. Развивать интерес к жизни птиц;
  2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;
  3. Развивать речь детей, обогащать их словарь;
  4. Учить понимать образный смысл загадок.

Развитие словаря:

  1. Продолжать развивать связную речь детей;
  2. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;

Предварительная работа:

  1. Беседы на темы «Жизнь птиц зимой» , «Что мы знаем о птицах?» , «Что было бы, если бы не было птиц?» .
  2. Чтение «Птичья столовая» С. Михалкова, «Появились синички» В. Скребицкого, «Скворец на чужбине» А. Ладонщикова, «Ласточка» Т.Нужина, Т.А Шорыгина «Зелёные сказки» , В.В. Бианки «Синичкин календарь» .
  3. Чтение русских народных песенок, закличек, загадывание загадок про птиц. 4. Дидактические игры и занятия И.А Лыковой.
  4. Рассматривание картин с изображением перелётных и зимующих птиц.
  5. Наблюдение за птицами во время прогулок.
  6. Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой» , «Звуки окружающего мира» , «Природа, птицы и животные» .
  7. Загадывание загадок.
  8. Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Птички в гнездышках".

Материал к занятию:

  1. Демонстрационный материал «Птицы»
  2. Атрибуты к занятию (искусственные ёлочки, кустики, цветы, лесные обитатели., гнёзда и т.д)
  3. Звуковые фонограммы «Звуки природы»
  4. «Жаворонки» , испечённые из сдобного теста.
  5. Мультимедийное оборудование.
  6. Костюмы персонажей.

Ход образовательной деятельности:

Звучит мелодия

Входит воспитатель в образе лесной феи.

Фея. Я фея леса,
К Вам я шла
Чтоб пригласить Вас в гости.
Здравствуйте мои друзья

Рада видеть всех Вас я
Дети. Здравствуйте.
Фея. Ой! Посмотрите,
К нам летит маленькая птичка

А, Вы не знаете друзья,
Что же это за птичка-невеличка?
Дети. Синичка.

Фея. Правильно, а посмотрите, у неё в клювике конверт. Давайте его скорее откроем и посмотрим, что же там написано.

Ребята! Это письмо от солнышка. Послушайте, что оно нам пишет.

(Фея читает письмо)

«Беда! Беда!
Скорее приходите!
Птицы перестали петь свои песни, и улетают из леса…»

Фея. Ох, пока я к Вам шла у меня в лесу что-то случилось. И солнышко, видя всё сверху, отправило синичку к нам за помощью.

Ну, что ребята проверим, что же там произошло?

Дети. Да, проверим.

Фея. Ну, что ж скорее в путь!

Фея. Давайте вместе скажем волшебные слова:

Звучит мелодия

Физкультминутка:

Мы крепко за руки возьмёмся,
И немного улыбнёмся.
По тропинке мы пойдём
И все лужи обойдём.

С кочки на кочку скок, да скок
И на пути у нас уже лесок.

Слайды леса

Фея. Давайте поздороваемся

Здравствуй лес,
Дремучий лес.
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь: мы свои! (дети повторяют последние слова)
Лесовичок. Это кто здесь расшумелся?

Кто нарушил тишину леса?

Фея. Не шуми! И не пугай моих гостей. Ты лучше расскажи кто ты?

Лесовичок. Я - седой старик
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу
За порядком здесь слежу.

Что Вы здесь делаете? Зачем пожаловали? Расшумелись! Не пущу Вас в лес! Птицы шумели – шумели, так я их взял и выгнал.

Фея. Ах! Так вот почему у нас в лесу случилась беда? Это ты виноват?

Лесовичок. А, что они раскричались, распищались. Как было хорошо зимой, холодно, морозно, птиц было мало. Они почти не пели.

Фея. Да, действительно птиц зимой было мало, и поют они намного тише.

А, ты хоть знаешь, какие птицы были у тебя в лесу зимой.

Лесовичок. Я знаю. А, вот дети знают?

Фея. А, ты проверь!

Лесовичок. Тогда, я загадаю им загадки, а они пусть попробуют их отгадать.

Фея. Ну, что ребята, отгадаем?

Лесовичок. Ну, тогда присядьте на пенёчки и слушайте.

Слайды с загадками о птицах

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?

(Воробей)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её...

(Сорока)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

(дятел)

Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я – (ворона) "

Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня - (синичка) .

Лесовичок. Ух, какие! Всё знают.

Фея. Ребята, а, как одним словом можно назвать этих зимних птиц?

Дети. Зимующие.

Лесовичок. Правильно, правильно – зимующие. Вот они-то не такие шумные.

А, эти! Прилетели, галдят, шумят, суетятся.

Фея. А, откуда же эти птицы прилетели?

Лесовичок. Откуда же я знаю. Как только солнышко пригрело, и весна наступила, так они и прилетели.

Фея. Ребятки, а кто знает, как называются птицы, которые прилетают к нам весной? И из каких мест они летят?....

Дети. Перелётные. Летят с юга.

Фея. А, почему они были на юге?

Дети. Они улетали в тёплые края, потому, что наступала зима, стало холодно, исчезали мошки, и нечем стало питаться…

Фея. А, куда же теперь улетели птицы, где их искать?

Лесовичок. А, чего их искать-то? Не нужны они тут. Ещё и вы тут мешаете. Не даёте мне насладиться тишиной и свежим воздухом.

Фея. Да! Воздух тут действительно свежий. Ребятки вдохните глубоко.

Дыхательная гимнастика.

Воздух мы лесной вдохнём,
Дышим носом, а не ртом.
Плечи мы не поднимаем
Животом мы помогаем.

Фея. Ну, а в остальном ты не прав. Птицы нам ох, как нужны. И вести мы себя умеем. Ведь, правда, ребята? Давайте расскажем как нужно вести себя в лесу.

Дети. Нельзя: шуметь, кричать, слушать громкую музыку ломать ветки на деревьях, разорять гнёзда птиц.

Лесовичок. Ох и правда, Вы очень хорошие. Ну, ладно в лес я Вас пущу. Проходите и наслаждайтесь тишиной леса. А, вот птицы мне не нужны.

Фея. Ну как же так, птицы столько пользы приносят? Ребята, как Вы думаете, какую пользу приносят птицы?

Дети. Они спасают лес от гусениц, от вредных мошек, если бы не было птиц, то деревья погибли и т.д.

Лесовичок. Ох! Что же я наделал? Как же теперь быть? Как вернуть птиц обратно?

Фея. А, мы тебе поможем. Ребятки становитесь скорее в кружок и при помощи хоровода-за клички позовём птиц обратно.

Звучит мелодия

Хоровод с элементами ритм декламации.

Летели две птички - ростом невелички (чик, чирик, чик, чик чик…)
Как они летели - все люди глядели
Как они садились - все люди дивились
Сели посидели - взвились, полетели

Взвились, полетели – песенки запели.
Вы летите птички- птички невелички.
Слышится пение птиц.
Лесовичок. Ох! Ну, наконец-то они вернулись.

Фея. Ребята, посмотрите, вот и возвращаются перелётные птицы. Послушайте и отгадайте, какая птица поёт эту песню.

Звучат звуки пения птиц и слайды, перелётные птицы:

1. Соловей, 2.скворец, 3.грач, 4.кукушка, 5.кряква.

Дети. Соловей, скворец, грач, кукушка, кряква

Лесовичок. Ну, а почему же они так шумят и суетятся?

Фея. Ребятки, давайте расскажем и покажем лесовичку, что вы про это знаете.

Звучит мелодия

Психологический этюд.

Птички с юга прилетели (машем руками) ,
И на поле они сели (приседаем)
Стали бегать и скакать (прыжки на месте)
Стали ветки собирать (делаем хватательные движения)

Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно много их собрать.
Птички гнёздышки совьют (крутим руками перед собой)
Будет в гнёздышке уют (обнимаем себя за плечи)

А, потом в гнезде на ветке,
Запищат у птичек детки. (изображаем клювики, касаясь большим пальцем остальных)
Сколько будет их пищать
Раз, два, три, четыре, пять.

Лесовичок. Дети, а вы знаете, какие птички живут в этих гнёздах?

Фея. Ребятки, давайте мы с вами вместе посадим каждую птичку в своё гнёздышко.

Дети рассаживают и обнаруживают, что у кукушки нет гнезда.

Фея. Ребятки, а почему же вы кукушку никуда не посадили?

Дети. У неё нет гнезда.

Фея. А, куда она откладывает яйца и где у неё появляются птенцы?

Дети. Яйца она откладывает в чужие гнёзда и птенцы у неё появляются тоже в чужих гнёздах.

Лесовичок. Значит, кукушка приносит вред?

Дети. Нет, оказывается кукушка – единственная птица в наших лесах, которая поедает вредных для леса мохнатых гусениц. (если дети не отвечают на этот вопрос, то фея сама даёт ответ)

Давайте просто посадим её на дерево.

Ну, что ж ребята, в лесу теперь порядок, а нам уже пора возвращаться обратно в детский сад.

Лесовичок. Спасибо ребятки, выручили Вы меня и спасли лес от беды.

До свидания! Приходите, я буду рад Вас видеть.

Дети. До свидания.

Фея. До свидания лесовичок. Но, я с тобой прощаюсь ненадолго, я провожу ребяток и вернусь. Ведь у нас с тобой ещё очень много дел.

Фея. Ну, что, мои хорошие,
По волшебному пути
Мы домой должны пойти
Музыка сейчас раздастся
В детский сад попасть удастся.

Звучит мелодия

Физкультминутка:

По тропинке мы пошли
и все кочки обошли
Лужи перепрыгнули.
Дружно, весело мы шли
И к детсаду подошли.

Фея. Ну, вот мы и вернулись. Спасибо, что не оставили мой лес в опасности, а я хочу Вас отблагодарить и рассказать ещё про одну птичку, которая прилетает весной. Когда на полях ещё лежит снег, и кое-где появляются проталинки, прилетает к нам вот эта птичка – Жаворонок. Посмотрите, какая она маленькая, но голосок у неё звонкий, звонкий.

Вот послушайте (звучит песня жаворонка)

Фея. Как Вы думаете, на какой музыкальный инструмент похож голос этой птички?

Дети. На колокольчик

Фея. Правильно. Я предлагаю Вам поиграть в игру с сюрпризом.

Вы закройте глаза, а я спрячу колокольчик. Ну, а Вы попробуйте его найти.

Динамическая пауза.

В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел
Порезвился в вышине
Спрятал песенку в траве

Тот, кто песенку найдёт
Будет счастлив целый год.

(Дети ищут колокольчик и находят сюрприз.)

Фея. А, это тоже жаворонки. В старину их пекли весной и раздавали на счастье. Возьмите по одному, а остальными мы угостим наших гостей.

(Звучит тихая спокойная мелодия.)

Список используемой литературы:

  1. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» (Москва, «Вако» , 2008г.)
  2. А.В. Аджи Образовательная область «Познавательное развитие» (Метода, Воронеж, 2014г.)
  3. А.В. Аджи «Открытые мероприятия для детей 2-ой младшей группы детского сада» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Метода, Воронеж, 2014г.)
  4. Е.А. Ульева «Времена года» (творческие задания с детьми 4-х лет, Москва, «Вако» , 2014г)

Программное содержание:

  1. Закрепить и систематизировать представления детей о птицах (понятие перелетные птицы, узнавание, название, отличительные признаки).
  2. Учить находить признаки и сходство и различия водоплавающих и не водоплавающих перелетных птиц, выражать их в речи.
  3. Обогащать словарь путем выделения слов: зимующие, перелетные, водоплавающие, перепонка, длинноногая, длинноклювая, длинношеяя, короткохвостая, ширококрылая.
  4. Упражнять в словообразовании сложных прилагательных способом двух основ по образцу.
  5. Продолжать учить самостоятельно составлять описательный, сравнительный описательный рассказ про птиц по индивидуальным моделям.
  6. Развивать восприятие, память, мышление, внимание.
  7. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением птиц, их силуэты (без клюва, лап, хвоста), модель схема «Птиц».

Раздаточный материал: картинки с изображением птиц, модели схемы «Птиц» на каждого ребенка.

Ход НОД

(Дети сидят на стульчиках полукругом).

Ребята, давайте закроем глаза и послушаем.

  1. Скажите, что вы слышите? (Голоса птиц, пение птиц).
    Как они поют? (Звонко, весело, красиво, радостно).

Сегодня мы будем говорить о птицах.

  1. За какими птицами мы наблюдали зимой? (Воробьями, синицами, сороками, воронами, голубями).
  2. Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие).
  3. А почему мы их называем зимующими? (Потому что они остались у нас зимовать, не улетели в теплые края).
  4. За какими птицами мы не можем наблюдать зимой? (За скворцами, грачами, цаплями, журавлями).
  5. Почему за этими птицами мы не наблюдали зимой? (Потому что они улетели в теплые края).
  6. А почему они улетели? (Им было бы голодно и холодно, потому что наступили холода, насекомые спрятались, не стало ягод, выпало много снега).
  7. Как мы назовем этих птиц, одним словом? (Перелётные).

Ребята у меня два обруча.

  1. На какие две группы мы можем разделить тех птиц, о которых мы с вами говорили? (На зимующих и перелётных).
  2. К перелётным птицам какой обруч выберем? (Жёлтый).
  3. Почему жёлтый обруч? (Жёлтый - это тёплый цвет, а перелётные птицы любят тепло).

Для зимующих птиц мы выберем голубой обруч, потому что это холодный цвет, который напоминает нам зиму.

А теперь подойдите к столу, выберете себе птицу, подумайте и положите её в нужный обруч. (Дети выполняют задание) .

Давайте проверим, правильно ли выбрали птиц. (В жёлтый обруч положили картинки перелётных птиц: скворца, грача, журавля. А в голубой обруч положили картинки зимующих птиц: воробья, синицы, сороки, ворона, голубя) .

А ещё я хочу познакомить вас с птицами, которые живут на озёрах, реках, прудах, болотах и питаются рыбками, лягушками, мелкими рачками, водорослями. (Воспитатель выставляет картинки с птицами: лебедя, чайки, утки, гуся) .

  1. Ребята, подумайте и скажите, чем же эти птицы отличаются от остальных? (У них в лапках вместо когтей перепонки).
  2. Что у них в лапках вместо когтей? (Перепонки, 2-3 ответа детей).

И с помощью этих перепонок они очень хорошо плавают. И поэтому их называют водоплавающими птицами. Какими птицами называют? (Водоплавающими, 2-3 ответа детей) .

И ещё у этих птиц перья смазаны жиром, и они не мокнут в воде.

Ребята, а в какой обруч мы их разместим? В голубой обруч или жёлтый, где перелётные птицы? (В жёлтый обруч, потому что они перелётные) . Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили о зимующих, перелетных и познакомились с водоплавающими птицами.

Физкультминутка «Аист»

Мы скачем, скачем по дорожке, (Прыжки со сменой ног вперёд)
Сменяя часто ножки, ножки. (Назад, туловище держать прямо.)
Поскакали, поскакали,
А потом, как аист, встали.
Встать на одну ногу, другую согнуть
вперёд, руки вперёд (в стороны),
туловище прямое. При повторении
Встать на другую ногу.

Воспитатель выставляет картинки с птицами, у которых не хватает некоторых частей тела. Посмотрите внимательно на эти птицы.

  1. Что вы заметили? (Дети отвечают: У этой птицы нет клюва, а у этой лап и т.д.)
  2. Зачем ей нужен клюв? (Клюв нужен птице для того, чтобы пить водичку, клевать пищу).
  3. Зачем птицам нужны крылья? (Крылья нужны птицам летать).

Игра «Какая цапля?»

Воспитатель выставляет картинку с изображением цапли.

Кто это? (Цапля) . Хотите узнать какая цапля? (Да) . Сейчас поиграем в игру, «Какая цапля?»

У цапли длинный клюв - цапля длинноклювая.
У цапли длинная шея - цапля длинношеяя.
У цапли широкие крылья - цапля ширококрылая.
У цапли короткий хвост - цапля короткохвостая.
У цапли длинные лапы - цапля длинноногая.

Воспитатель приглашает детей за стол.

Вдруг в лесу раздался стук.

Пальчиковая гимнастика

Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.

Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки и по очереди среднего, безымяного и мизинчика. Затем то же самое повторяют левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

- Ребята, скажите птицы все одинаковые или разные? (Ответы детей) .

Воспитатель выставляет картинки с изображением воробья, цапли и вызывает детей. Один ребёнок рассказывает про воробья, другой про цаплю, а третий ребёнок рассказывает один про этих двух птиц и сравнивает их.

Это воробей, а это цапля. У воробья голова маленькая, а у цапли большая. У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное. У воробья клюв короткий, а цапли длинный. У воробья крылья узкие, а у цапли широкие. Воробьи живут в лесу и в городе, а цапли живут в болоте. Воробьи питаются семенами и семечками, а цапли лягушками и рыбками. Воробьи, зимующие птицы, а цапли перелётные. Воробьи прыгают, а цапля ходит.

Игра «Найди домик»

Воспитатель надевает детям нагрудные знаки с изображением птиц и объясняет правила игры. Дети выполняют разные движения и на сигнал воспитателя каждый занимает свой домик. (Синица, воробей, сорока встают вокруг синего обруча - это домик зимующих птиц, а утка, гусь, журавль в жёлтый домик - это домик для перелётных птиц) .

В природе птицы живут дружно, давайте и мы возьмёмся за руки улыбнемся друг другу.

  1. Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (О птицах). О каких птицах говорили? (О зимующих и о перелётных).
  2. Что нового узнали о птицах? (Птицы бывают водоплавающие и что у них в лапках вместо ногтей перепонки, с помощью которых они хорошо плавают).
  3. Два-три ответа детей, чем сегодня занимались и что понравилось.
  4. Вы любите птиц? (Да). Вы их бережёте, охраняете? (Да).

Спасибо ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли.

Светлана Григорьева
Конспект занятия в старшей группе, по экологическому воспитанию на тему «Птицы нашего края»

Тема : «Беседа о птицах местного края »

Цель : закрепление и уточнение знаний о птицах местного края и их особенностях .

Задачи :

1. Уточнять и расширять представление о разнообразии птиц , формировать знание об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров)

2. Учить видеть особенности в их строении и поведении.

3. Закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам, пользуясь элементами предметной модели.

4. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера.

5. Воспитывать заботливое отношение к птицам .

6. Создать условия для положительной атмосферы.

Предварительная работа : наблюдение за птицами на территории детского сада, рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Материалы : бумага, краски, кисти, карточки с изображением птиц , картинки-модели изображением клюва, пера и лап птиц .

Интеграция : развитие речи, физкультура.

Ход мероприятия:

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами узнаем много нового, но для начала я прочту вам стихотворение, а вы мне скажите, о ком мы будем сегодня говорить.

Себя в листве деревьев

От глаз моих укрыв,

Певец распелся первый -

Беспечен и счастлив;

Никто не подпевает,

Но он не унывает :

Мне неизвестно, кто ты,

Но, все тебе простив,

Я слышу : полон жизни

Твой простенький мотив;

С весною в общем хоре

Тебе я сердцем вторю :

Ты не кружишь, как сокол,

Под небо воспарив ;

У песни соловьиной

Звук более красив, -

Зато прилежен так ты,

Что лес считает такты :

Пусть ты совсем невзрачен

И не красноречив, -

Тебе весь мир внимает,

Дыханье затаив,

Весь мир, на всем просторе

Тебе тихонько вторит :

(Лев Квитко)

Воспитатель : Скажите, какая же тема у нас сегодня будет? О ком мы будем говорить?

Дети : Птицы . Мы будем говорить о птицах .

Воспитатель : Конечно, тема нашего занятия «Птицы » . И не просто птицы , а птицы , которые живут в наших краях . Скажите, каких птиц вы знаете ?

Дети : Голубь, ворона, воробей

Воспитатель : Молодцы. В нашем городе Санкт-Петербурге и его области, наиболее часто можно встретить таких птиц : чайка, синица, снегирь, воробей, дятел, сорока, голубь.

(Воспитатель выставляет изображения этих птиц перед детьми )

Воспитатель : Скажите, а где мы можем встретить птиц ?

Дети : Мы моем встретить птиц в парке , лесу, на улице.

Воспитатель : Правильно, мы можем их встретить в парке, лесу и даже просто на дереве, которое растет под нашим окошком. А как необходимо себя вести, чтоб птицы нас не боялись и жили поближе к нам?

Дети : Нельзя пугать их, разорять гнезда, кричать.

Воспитатель : Молодцы. Ни в коем случае нельзя, кричать на птиц , кидать в них посторонние предметы, разорять их гнезда. Иначе они будут бояться нас и будут улетать подальше от людей и мы не сможем слышать их пение и видеть их красоту.

Сейчас я прочитаю вам, короткие стихотворения-загадки, в конце которого название птицы . И вы мне должны помочь понять про какую же птицы стих .

1. На кормушку к нам зимой

Прилетает птица :

С желтой грудкой пуховой

Шустрая СИНИЦА.

2. Занимается заря,

Алым небо стало.

Цвет у грудки СНЕГИРЯ

Тоже ярко-алый.

3. Хлопчик в пестренькой рубашке

И в малиновой фуражке -

Прилетел и сел на сук,

Начал носом : тук да тук.

Кто же это, угадайте?

Ну, конечно, это ДЯТЕЛ!

4. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей .

Прыгает она у дома,

А зовут ее ВОРОНА!

Воспитатель : Молодцы! Скажите, а чем дятел стучит по дереву, чтобы избавить дерево от вредителей?

Дети : Клювом!

Воспитатель : А клюв есть у других птиц ?

Дети :Да!

Воспитатель : Конечно, клюв есть у всех птиц . С помощью него птицы , добывают себе еду, кушают, поют. У птицы клюв – это тоже , что у человека рот. Скажите ребята, как же называется покров у птиц , у животных шерсть, а у птиц … .

Дети : Перья!

Воспитатель : Правильно. У птиц перья , есть еще пух, между перышками. С помощью перьев, они согреваются зимой, распушают свои перья и холодный воздух не может проникнуть под перья. Давайте, дальше посмотрим на картины. Птицы , как передвигаются?

Дети : На лапках, крыльях.

Воспитатель : Конечно, птицы летают , но также и ходят и прыгают, наверняка вы видели воробушков, они как будто все время в прыжке. У всех птиц есть крылья и ноги , когда птице не надо никуда лететь, то она ходит по земле. Теперь давайте, поиграем с вами в одну интересную игру.

Подвижная игра «Птицы в гнезда летят »

Дети изображают птиц . Воспитатель называет птиц и животных . Если они слышат названия птиц (например слова : совы в гнезда летят, бегут и занимают «гнезда» . Если названия не птиц . (например : щуки в гнезда летят) – стоят на месте.

Воспитатель : Молодцы, вы очень внимательно слушали. Теперь давайте посмотрим на выставку наших картинок. Скажите, что общего, одинакового есть у всех птиц ?

Дети : У всех птиц есть крылья .

Воспитатель : Да все птицы , имеют два крыла и две ноги. . У всех птиц есть перья . (Выставляется картинка-модель) . И у всех птиц есть клюв . (Выставляется картинка-модель) .

Птицы – это животные , у которых два крыла и две ноги для того, чтобы летать и ходить; тело покрыто перьями; рот у птиц – это клюв ».

Давайте, теперь попробуем справиться с заданием.

Воспитатель выставляет картинки домашних птиц (курица, утка, гусь) и других птиц (орел, попугай, колибри) . А дети должны доказать, что это тоже птицы , используя модели и ранее выделенные признаки.

Итог мероприятия :

Воспитатель : Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и очень внимательно слушали. Ребята, я предлагаю пригласить к нам в группу птиц , которые остались зимовать в городе и они своей красотой украсят нашу группу !

Рисование «Сказочная птица »

Автор работы: Шестоперова Людмила Константиновна
Цель: расширять и обобщать знания детей о прилете птиц.
Задачи:
1. Познавательное развитие:
- дать обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, в воде и имеющих типичное строение;
- учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
- развивать познавательный интерес к природе.
2. Речевое развитие:
- способствовать обогащению активного словаря детей;
- развивать связанную диалогическую речь.
3. Социально-коммуникативное развитие: - воспитать бережное отношение к природе, желание защищать, охранять ее.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- развитие ценностно-смыслового восприятия (словесного, музыкального) мира природы;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру.
5. Физическое развитие:
- развитие двигательной активности детей.
Оборудование: картинки, иллюстрации с изображением птиц, картинки-раскраски птиц; аудиозаписи "Голоса птиц", "Голоса леса", Красная Книга России, ребусы, перья птиц, гнездо птицы, интерактивная доска.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, давайте улыбаться друг другу. Сегодня прекрасный день, у нас с вами отличное настроение.
Готовы? Да!
Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного.
Итак, послушайте загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочной взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это весна. Давайте вспомним и назовем приметы весны. Я дам вам подсказку, вы ее выполните вместе со мной. Кто догадается, поднимает руку.
Воспитатель с помощью жестов показывает:
Бегут ручьи
День становиться длиннее, а ночь короче
Появляются первые насекомые
Появляются первоцветы (подснежники)
Возвращаются с теплых краев перелетные птицы…
Воспитатель: И сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Посмотрите, как много их у нас на картинах, таблицах, иллюстрациях, на экране…
Воспитатель: Вы сказали, птицы возвращаются из теплых краев.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как летят птицы?
Ответы детей.
Воспитатель: Они могут лететь по одной, а могут стаями.
В одиночку летят кукушки, зимородки, козодои и большинство хищных птиц.
Многие птицы летят в определенном порядке: клином, дугой, шеренгой, линией.
- журавли и гуси летят клином;
- кулики, цапли, каравайки, утки, сороки – шеренгой;
- утки-нырки – пологими дугами;
- бакланы – клином.
Все виды перелета птиц проецируются на экран.
Воспитатель: Ребята, а почему птицы летят не кто как хочет, а в определенном порядке?
В полете птица оставляет за собой расходящийся след взволнованного воздуха. Другой птице по этому следу лететь будет трудно. Поэтому в стаях устанавливается определенный порядок: каждая птица пристраивается к передней справа или слева, сверху или снизу. Сопротивление воздуха уменьшается и птицам лететь гораздо легче.
Воспитатель: Человеку, чтобы попасть куда-то в определенное место, что нужно?
Ответы детей: карты, атласы, компас, навигатор…
Воспитатель: Птица найдет дорогу, где бы она ни находилась. Ведет стаю вожак. Устав, он отстает, на его место становится следовавшая за ним птица. И так постоянно.
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в птиц.
Возьмите шапочки птиц, наденьте, и мы попробуем с вами лететь клином, стаей, шеренгой… (включить аудиозапись "Голоса птиц")
Дети садятся.
Воспитатель: Ну, вот, птицы вернулись домой. Что они начинают делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правильно сказали, что они ремонтируют старые и строят новые гнезда.
Воспитатель: Давайте рассмотрим гнездо птицы. Из чего оно сделано?
Ответы детей.
Из веточек, сухих травинок, пуха, шерсти…
Воспитатель: Гнезда у всех птиц разные и находятся не только на деревьях, но и на земле, на воде, под карнизом домов, в дуплах…
На экран проецируются различные гнезда птиц.
Воспитатель: Дети, чем похожи все птицы? Чем они отличаются?
(На экране различные птицы.)
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь возьмите перо птицы. Посмотрите, как плотно соединены бородки пера. Попробуйте их раздуть. Не получится. В холодную ветреную погоду птица не замерзнет, потому что перья будут сохранять тепло.
По принципу строения пера ученые придумали застежку молнию.
(Можно рассмотреть молнию и увеличенную фотографию сцепления бородок пера).
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть. Вы вновь становитесь птицами. Звучит музыка. Я называю перелетную или оседлую птицу. Услышав название перелетной птицы – вы продолжаете летать, оседлой – присаживаетесь.
Воспитатель: Давайте разгадаем ребусы. 40А; ЛАС* ; С 3 Ж
Воспитатель: Дидактическая игра.
«Какая птица лишняя?"
- Сорока, синица, курица, аист;
- Сова, орел, сокол, цапля;
- Ворона, клест, соловей, воробей;
- Трясогузка, голубь, скворец, утка.
Воспитатель: Предлагаю вам картинки-раскраски птиц. Выберите, какую птицу вы хотите нарисовать. Возьмите если надо образец, чтобы точно передать раскраску птиц.
Дети рисуют, звучит аудиозапись «Голоса леса».
Воспитатель подводит итог занятия.